Фотосъемка метеорных потоков: локации, время и технические приемы

От оптимального оборудования и настроек камеры до советов по постобработке — астрофотографы Фергус Кеннеди и Тимо Оксанен делятся советами по фотосъемке метеорных потоков.
Метеоры проносятся по ночному небу, отражаясь от глади озера в окружении силуэтов деревьев.

Фотограф и видеограф Тимо Оксанен запечатлел этот метеорный поток Персеиды в общине Марттила на юго-западе Финляндии. Силуэты деревьев и отражение от поверхности озера прекрасно сочетаются, формируя выразительное изображение. Снято на камеру Canon EOS R6 с объективом Canon RF 15-35mm F2.8L IS USM и следующими параметрами: 15 мм, мультиэкспозиция по 8 сек., f/2.8 и ISO 6400. © Тимо Оксанен

Метеорные потоки случаются около десяти раз в год, когда Земля проходит участок космического пространства с частицами кометы или астероида. Большинство таких частиц имеют размер песчинки, однако они также могут достигать до метра в ширину. Они летят сквозь космос со скоростью десятков километров в секунду и образуют яркие световые полосы в ночном небе, когда сгорают в атмосфере Земли.

Профессиональный фотограф Фергус Кеннеди имеет значительный опыт в съемке метеорных потоков. «Это прекрасная возможность создать уникальные изображения, — говорит он. — Это довольно редкое явление, и много факторов должны сойтись воедино, чтобы фотограф мог сделать качественный снимок, поэтому когда все получается, чувствуешь себя прекрасно».

Каждый метеорный поток различается по интенсивности — на пике в час можно увидеть от 10 до 150 пролетающих метеоров. Каждый поток случается ежегодно, когда Земля проходит по орбите через определенное скопление частиц, которые видимы в ночном небе. Один из наиболее известных — это Геминиды, поскольку этот поток в некотором смысле совмещается с положением созвездия Близнецы. Он происходит в начале декабря и обычно достигает пика около 14 декабря.

В этой статье Фергус, живущий в Великобритании, и его коллега-астрофотограф Тимо Оксанен из Финляндии поделятся ценными советами по фотосъемке метеорных потоков.

Круговые полосы от движения звезд в ночном небе над старинной ветряной мельницей. Несколько метеоров пересекают следы звезд в правой верхней части изображения.

В правой верхней части этого кадра со следами от движения звезд, созданный с более чем двухчасовой экспозицией, можно увидеть два метеора. «В зависимости от места съемки бывает, что большинство наиболее ярких линий на изображении — это не метеоры, — говорит фотограф Фергус Кеннеди. — Если линия пронизывает все изображение и появляется на нескольких кадрах подряд [как в нижней части этого изображения], то это спутник либо самолет». Снято на камеру Canon EOS RP с объективом Canon RF 15-35mm F2.8L IS USM. © Фергус Кеннеди

Звезды и одинокий метеор в ночном небе над мерцающей поверхностью озера. По краям изображения можно увидеть два силуэта деревьев, а на линии горизонта — оранжево-зеленое сияние.

Тимо рекомендует включить элементы пейзажа в кадр, чтобы добавить ощущение масштаба при создании фотографий с метеорным потоком и звездным небом. Снято на камеру Canon EOS R6 с объективом Canon RF 15-35mm F2.8L IS USM и следующими параметрами: 15 мм, 1,3 сек., f/2.8 и ISO 4000. © Тимо Оксанен

Следите за календарем и погодными условиями

Планируя съемку метеорного потока, узнайте, где и когда именно в ночном небе будут видны метеоры. Есть несколько веб-сайтов и приложений, которые подскажут вам место и время для определенного потока, положение в небе и пиковый период, что поможет создавать наиболее выразительные изображения. Обычно стоит выбирать для съемки время прямо перед рассветом.

Необходимо, чтобы в день съемки погодные условия были оптимальными. «Вся фотосъемка ночного неба зависит от погоды, и очевидно, что предпочтительно снимать при ясном небе, — говорит Фергус. — Съемка метеорных потоков также отчасти зависит от луны, и в рамках подготовки нужно проверить, в какой фазе она будет находиться. Если снимать в полнолуние, лунный свет обеспечит засветку неба, и вам будет крайне тяжело сделать качественную фотографию».

Также доступен ряд приложений для смартфона, которые помогут понять, где именно в небе вы, скорее всего, увидите больше всего метеоров из потока.

Включайте в кадр элементы пейзажа

Как и с другими жанрами астрофотографии, лучше всего отправиться в место без светового загрязнения, то есть подальше от городов. Посмотрите в Интернете, есть ли такие места недалеко от вас.

Тимо живет на юго-западе Финляндии и выбирает темные места с интересными передними планами, например холмы, озера и леса, что позволяет создавать изображения с четким представлением о масштабе происходящего.

«Обычно я снимаю в национальном парке, до которого 30 минут езды от дома, — говорит он. — Там очень низкий уровень светового загрязнения. Думаю, что снимать исключительно небо немного скучно. Мне нравятся пейзажи, поэтому я люблю включать некоторые элементы пейзажей и на эти кадры».

Специалист в белых перчатках очищает датчик изображения камеры Canon.

Есть ли у вас оборудование Canon?

Зарегистрируйте свое оборудование и получите доступ к бесплатным консультациям экспертов, обслуживанию оборудования, интересным мероприятиям и специальным предложениям — участвуйте в программе Canon Professional Services.
Установленная на штатив и направленная в небо камера Canon EOS R5 с объективом; за ней можно увидеть поле, пруд и обдуваемое ветром дерево.

Фергус устанавливает свою Canon EOS R5 на штатив и вешает на крюк под головкой штатива дополнительный балласт, чтобы камера оставалась в статичном положении даже при сильном ветре в ночное время. Если на долгое время оставить камеру на улице ночью, на переднем элементе объектива часто образуется конденсат, из-за чего снимки становятся размытыми. Чтобы избежать этого, воспользуйтесь подогревающей лентой, которая защитит объектив от запотевания. Если у вас нет такой ленты, Фергус рекомендует обернуть объектив небольшой грелкой для рук и закрепить ее эластичной лентой. © Фергус Кеннеди

Ключевые функции камеры и лучшие объективы

Фергус использует для фотосъемки метеорных потоков камеру Canon EOS R5, устанавливая ее на массивный штатив. «Мне нравится высокое разрешение 45 МП и возможности съемки при слабом освещении — это две ключевые функции для фотосъемки метеорных потоков, — рассказывает он. — Такое разрешение будет особенно полезным, если все метеоры окажутся в одной части кадра, поскольку можно будет обрезать его и все равно получить изображение высокого разрешения.

EOS R5 определенно помогла мне заниматься астрофотографией более высокого уровня. Низкий уровень шума при высоких ISO позволяет говорить об инновациях в сфере светочувствительности полнокадровых датчиков изображения».

Тимо недавно заменил камеру Canon EOS 5D Mark IV на Canon EOS R6, которая обеспечивает не менее высокую эффективность съемки при слабом освещении, чем EOS R5. «Думаю, она немного лучше справляется с шумом, чем EOS 5D Mark IV, — рассказывает он. — Снимать на беззеркальную камеру также более удобно, поскольку вместо оптического видоискателя, который предлагает ту же картинку, что и без него видишь невооруженным глазом, ее электронный видоискатель позволяет увидеть то, что "видит" датчик изображения. Также можно воспользоваться большим экраном на задней панели. Все стало проще».

Оба фотографа используют для астрофотографии объектив Canon RF 15-35mm F2.8L IS USM. Этот сверхширокоугольный зум-объектив превосходно справляется с необычными ракурсами, а также обеспечивает впечатляющее оптическое качество благодаря асферическому и UD-элементам. Тимо говорит: «Я использую его с фокусным расстоянием 15 мм и стараюсь захватить в кадр как можно больше неба, особенно если я также хочу запечатлеть пару элементов пейзажа. Я снимаю с широким углом, чтобы запечатлеть как можно больше метеоров, поскольку они летят во все стороны».

Если вы хотите приобрести полнокадровый фикс-объектив для астрофотографии, Фергус рекомендует сверхширокоугольную модель Canon RF 16mm F2.8 STM, которая предлагает широкие творческие возможности для съемки масштабных пейзажей, особенно при слабом освещении. «Он светосильный, компактный и легкий, а также недорогой, — говорит Фергус. — Что касается линейки EF, я рекомендую объектив Canon EF 14mm f/2.8L II USM».

Восход луны над каменистым выступом Манстоун-Рок на холме Стиперстонс в графстве Шропшир, Великобритания.

Летим на луну: 10 советов по фотосъемке луны

В этой статье Эндрю Фьюзек Питерс делится советами по созданию необычных кадров луны и рассказывает о том, как правильно подобранное оборудование помогает ему реализовывать свои творческие идеи.
Силуэт мужчины в шапке и теплой одежде на фоне озера и ночного неба; рядом с ним стоят две камеры, установленные на штатив и направленные на небо. Над ним в небе пролетают два метеора.

Тимо удалось сделать этот снимок в национальном парке Курьенрахка на юго-западе Финляндии. Он говорит: «Часто бывает, что если целенаправленно фотографировать метеоры, то испытываешь трудности, однако если снимаешь что-то другое, то случайно видишь и их». Снято на камеру Canon EOS R6 с объективом Canon RF 15-35mm F2.8L IS USM и следующими параметрами: 15 мм, 8 сек., f/2.8 и ISO 6400. © Тимо Оксанен

Используйте таймер временных интервалов

Непредсказуемость метеоров означает, что вы добьетесь лучших результатов, снимая серию из множества изображений вместо ряда длительных экспозиций. Для этого фотографы используют встроенные таймеры временных интервалов своих камер. Это позволяет им автоматически настраивать количество снимков и временной интервал между их созданием.

«Если вы снимаете из своего двора, то можете просто применить таймер временных интервалов для съемки и оставить камеру, отправившись спать, после чего проснуться утром и посмотреть результат», — говорит Фергус. Если ваша камера не имеет встроенного таймера временных интервалов, вы можете использовать внешнее устройство, такое как пульт ДУ с таймером Canon TC-80N3.

С помощью таймера временных интервалов Фергус настраивает камеру на съемку экспозиций длительностью около 25 секунд с открытой диафрагмой и ISO 1600 или 3200. Он снимает в формате RAW, поэтому кадры имеют высокую детализацию. «Чтобы нащупать правильную экспозицию, вам потребуется некоторое время, однако такие параметры станут хорошей отправной точкой», — говорит он.

Даже если камера долгое время снимает ночное небо, шанс запечатлеть метеорный поток достаточно мал. «Когда в августе я фотографировал Персеиды, я сделал около 500 фотографий за 90 минут, — говорит Тимо. — Лишь на 40 из них можно было увидеть метеор и только на 20 метеор выглядел достаточно ярким и различимым».

Одинокий метеор пронизывает небо, пролетая перед облаками. След метеора кажется пурпурным в начале и зеленоватым в конце.

Обрезанное изображение одинокого метеора из потока Персеиды позволяет увидеть коническую форму метеорита. Такую цветовую гамму образуют разные элементы кометы во время сгорания в верхних слоях атмосферы. Снято на камеру Canon EOS R5 с объективом Canon RF 15-35mm F2.8L IS USM и следующими параметрами: 17 мм (на момент съемки), 15 сек., f/2.8 и ISO 3200. © Фергус Кеннеди

Постобработка кадров с метеорными потоками

И Тимо, и Фергус отбирают лучшие изображения и накладывают их друг на друга в Adobe® Photoshop® или Adobe Photoshop Lightroom®, чтобы получить больше ярких метеоров на одном изображении.

Поскольку кадры создаются с большим временным интервалом, звезды немного меняют положение в кадре из-за вращения Земли. Чтобы избежать появления полос от движения звезд, они выбирают лишь одно из изображений в качестве фона со звездами, а затем используют ластик, чтобы убрать с других изображений все, кроме нужных метеоров. Более подробные уроки по созданию таких композиций с метеорами можно найти на YouTube.

Терпение и упорство

По словам Фергуса и Тимо, подготовка помогает повысить шансы на создание качественных фотографий, однако с метеорными потоками нельзя быть уверенными в результате. «Нужно сохранять терпение и не опускать руки, — говорит Тимо. — Обычно, если направить камеру в нужную точку примерно на час, то хотя бы на нескольких кадрах вы увидите заметные метеоры».

Фергус согласен с ним. «В этом немаловажную роль играет удача, — говорит он. — Если вам не повезло, попробуйте снова в другой день. Даже если вам не удастся запечатлеть метеорный поток с помощью камеры, всегда здорово выбраться на природу».

David Clark

Adobe, Lightroom и Photoshop являются товарными знаками или зарегистрированными товарными знаками корпорации Adobe в США и/или в других странах.

Похожие статьи

Необычная съемка ночного неба на камеру Canon EOS Ra

Астрофотограф Фергус Кеннеди узнал, каким образом новая полнокадровая беззеркальная камера Canon меняет правила съемки ночного неба.

Танец огней и потоки лавы, снятые с помощью камеры EOS R6

Узнайте, как полнокадровая беззеркальная камера Canon справилась со съемкой природных чудес по всему миру — от северного сияния в Финляндии до извержения вулкана в Исландии.

На темной стороне: фотосъемка при слабом освещении

Вальтери Хирвонен выработал особый стиль съемки, работая в родной Финляндии долгими темными зимами. В этой статье он делится советами по съемке в условиях нехватки света.

Лучшее оборудование системы EOS R для съемки при слабом освещении

Узнайте больше о наиболее эффективных беззеркальных камерах и объективах из линейки Canon EOS R для создания качественных изображений в ночное время или в условиях слабого освещения.

Подпишитесь на рассылку

Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro