Пейзажного фотографа и гуру печати Энди Фаррера можно нередко увидеть на мастер-классах по фотографии Capture to Print, которые он организует из своей студии в Дорсете, Англия. Однако в остальное время он исследует отдаленные леса и пляжи, наслаждаясь процессом создания изображений и их художественной печати.
«Пейзажные изображения созданы для печати, — говорит Энди, изображение которого под названием Bat's Head in the Snow (Голова летучей мыши в снегу), созданное зимой на Юрском побережье, принесло ему главный приз конкурса "Пейзажный фотограф года 2015". — Печать пробуждает эмоции и связь на новом уровне. Она открывает новые чувства и более тактильна».
«Я хочу перенести зрителя в место, где он ощутит спокойствие и сможет отстраниться от рутины. Хорошая печатная фотография — это настоящая ценность. Это нечто совершенно иное, чем изображения на экране, которые люди обычно просматривают очень бегло».
Печать у Энди в крови. Его отец работал с печатной машиной в издательстве, где также была фотолаборатория, и Энди объединил свое детское увлечение печатью с фотографией, которая стала его специальностью, — он искал любые поводы и делал множество снимков, которые затем печатал. «Печать всегда была для меня конечной целью, тогда как многие приходят к нам в студию, имея за плечами многолетний опыт съемки, но вместе с тем никогда не печатали свои работы».
Энди находит радость, помогая другим пейзажным фотографам открыть для себя потенциал печати, а также демонстрируя им особую гармонию света и пейзажа, камеры и редактора, бумаги и чернил. Многолетний опыт помог Энди отточить профессиональные навыки, и теперь он снимает пейзажи на Canon EOS R5 и печатает их на принтерах Canon imagePROGRAF PRO-4000 и PRO-1000.
В этой статье он предлагает взглянуть на особенности печати, преимущества беззеркальных камер и ниши, которые все еще могут пустовать даже в насыщенном рынке фотографии. А Сухаиб Хусейн, руководитель отдела по маркетингу в Canon Europe, расскажет о принтерах, которые рекомендует для печати пейзажных фотографий.
Съемка пейзажей с акцентом на печать
Знания, которые дает печать
«Пейзажная фотография и печать — это, скорее, цикличный процесс, а не прямой путь. Когда начинаешь печатать, то постепенно понимаешь, какие вещи не лучшим образом отражаются в печатном формате, что влияет на процесс редактирования и съемки», — говорит Энди.
Это лишь один из ключевых уроков, усвоенных им за годы работы.
«Получая опыт в сфере печати, я сузил количество изображений, выставляемых на продажу, и сосредоточился на темах, которые будут привлекательны для более широкой аудитории, — продолжает он. — Мои фотографии лесов понравятся многим — не только тем, кто лично гулял по побережью Дорсета».
Давнее увлечение Энди печатью помогло ему пройти свой особый путь фотографа. Вместо посещения известных туристических мест и съемки со штативом в горах замка Корф (популярного среди туристов в Англии) он отправляется на поиски неизведанного в заповедные лесные просторы. «Для меня фотография — это способ уйти от реальности, обрести покой и уединение вдали от толпы. Я стараюсь делать то, чего желаю», — говорит он.
Есть ли у вас оборудование Canon?
Творческие и технические нюансы становятся еще очевиднее при изготовлении больших печатных версий для длительной демонстрации, поэтому Энди соответствующим образом адаптирует свой рабочий процесс. «Фотографируя пейзажи, я снимаю одну и ту же композицию много раз, пока мне не повезет с условиями съемки. В лесах это обычно туман или сильные заморозки. У нас на юге Великобритании редко бывает сильная изморозь, поэтому в действительно холодные дни я стараюсь выбираться на природу».
Canon EOS R5 в полевых условиях
После того, как Энди купил новую камеру вместо своей Canon EOS 5D Mark III (в продаже доступно новое поколение: Canon EOS 5D Mark IV), он настроил новую Canon EOS R5 для съемки пейзажей, а также случайных кадров со своей собакой. Помимо разрешения 45 МП и встроенной стабилизации изображения, которые предлагает EOS R5, он также использует и другие немаловажные возможности этой камеры — усиление контуров фокусировки и актуальную гистограмму.
«Я должен понимать, что создаю четкие изображения без засветки деталей, — рассказывает он. — В случае недостаточной детализации это станет еще более очевидным при тщательном просмотре печатной версии. Точность фокусировки находит свое отражение в четкости печатной версии, поэтому усиление контуров фокусировки очень помогает мне.
Также одним из значимых преимуществ EOS R5 является возможность вывести отображение фокуса, экспозиции и гистограммы на экран Live View или электронный видоискатель, что чрезвычайно удобно при ярком освещении. Если говорить о съемке, то я более чем уверен в точности фокусировки беззеркальных камер — с традиционными цифровыми зеркальными камерами все было немного иначе».
Актуальная гистограмма берет за основу встроенный JPEG (а не файл RAW) и применяет к нему выбранный на камере стиль изображения. К примеру, в стиле Пейзаж иногда возникает засветка до уровня около 3EV, и это можно увидеть еще до создания файла RAW.
Соответствие печатной и цифровой версий
«Печатать очень полезно, — говорит Энди. — Это этап, который сделает ваш рабочий процесс более выверенным. Каждая деталь изображения несет в себе некий посыл. Печатная версия позволяет зрителю увидеть изображение в соответствии с задумкой автора, в то время как цифровая версия не позволяет подстроиться под размер экрана, его яркость и цветовую температуру. Более того, очень трудно отразить текстуру пейзажа в цифровой версии фотографии, как это возможно при печати».
Понимая отличия между цифровой и печатной версиями, вы сможете более точно определять, как именно перенести композицию на бумагу. «Экран с подсветкой создает совершенно иной эффект, чем когда свет отражается от поверхности бумаги, — рассказывает Энди. — Довольно часто люди без опыта печати создают слишком темные печатные версии. В нашу типографию регулярно приходят очень темные цифровые файлы, потому что люди просматривают их на ярком экране. Однако яркость листа бумаги отрегулировать нельзя».
Очень важно отрегулировать яркость экрана согласно модели принтера, и для печати пейзажных фотографий Энди выбирает яркость 80 кд/м2.
При чрезмерной насыщенности цвета может возникать эффект цветовой границы, когда эти цвета выходят за рамки цветового охвата чернил. В частности, сложность при печати представляют оттенки зеленого. Программная цветопроба показывает, какие участки изображения не могут быть воссозданы при печати на выбранных принтере и бумаге.
«Чрезмерная насыщенность и эффект засветки не так заметны при просмотре на экране, однако при печати такая потеря детализации очень критична, поскольку в некоторых участках на печатной версии просто не будет чернил, что выглядит странно. Обычная бумага без чернил иначе отражает свет, поэтому важно полностью покрыть ее слоем чернил», — говорит Энди.
Выбор оптимальной бумаги для печати
Невероятно, что ориентирующийся на печать пейзажный фотограф, такой как Энди, может находиться на месте съемки, сразу представлять печатную версию фотографии и заранее подбирать лучшую бумагу для печати. «Когда заказчики получают печатную версию фото, они касаются ее руками, поэтому бумага в данном случае — это полноценная часть изображения. Туманный лесной пейзаж на матовой бумаге с едва заметной текстурой обеспечит совсем иные впечатления».
Энди использует для печати три типа фотобумаги Fotospeed: Natural Soft Textured Bright White, Platinum Etching и Platinum Gloss Art Fibre. Первая — это матовая бумага с небольшой текстурой, вторая — матовая бумага с роскошной текстурой, а третья — это глянцевая бумага типа Baryta. Основным критерием выбора бумаги для него становится точка черного на фото.
«Если это туманный лесной пейзаж в нейтральной цветовой гамме, с минимальной контрастностью и без точки черного как таковой, более высокая плотность нанесения чернил на глянцевую бумагу будет бесполезна, тогда как матовая бумага лучше дополняет низкую контрастность», — говорит Энди.
Даже после выбора подходящей бумаги перед печатью необходимо выполнить еще несколько действий. «Нужно подстроить изображение — например, матовая бумага не может передавать самые глубокие оттенки черного и высокий контраст, — продолжает Энди. — Контрастность изображения на бумаге будет выглядеть иначе, поэтому необходимо немного повысить ее или поработать над кривыми, а также сделать точку черного чуть глубже. Версия для печати компенсирует особенности бумаги и на экране будет казаться чрезмерно яркой, однако на бумаге все будет выглядеть так, как нужно».
Создаем атмосферные отпечатки с фотографиями ночного неба
Лучшие принтеры Canon для печати пейзажных фотографий
Пейзажным фотографам стоит присмотреться к принтерам двух типов — моделям с листовой подачей и широкоформатным устройствам. Принтеры с листовой подачей, такие как Canon imagePROGRAF PRO-1000, могут печатать в формате до A2 и в панорамном формате, а также буквально созданы для изготовления большого количества маленьких отпечатков с полями. Широкоформатные принтеры, такие как Canon imagePROGRAF PRO-4100, печатают с рулонных носителей и обеспечивают более эффективный процесс печати, в том числе с поддержкой чернильных картриджей большого объема.
Фотографы, которым необходимо печатать как на широкоформатных, так и на листовых принтерах, могут использовать два разных принтера Canon imagePROGRAF-PRO. «Нет никакой значимой разницы в качестве отпечатков, которые я создаю на своих принтерах PRO-4000 (в продаже доступно новое поколение: imagePROGRAF PRO-4100) и PRO-1000, — говорит Энди. — Мы печатали одно и то же изображение на одинаковой бумаге и даже меняли местами профили принтеров — результаты печати невозможно отличить друг от друга. Обработка изображений остается той же вне зависимости от выбранного принтера, поэтому я также сэкономил время на стадии постобработки. Одной проблемой стало меньше».
Долговечность и точная цветопередача — это ключевые аспекты в печати на продажу или для демонстрации на выставках. «Пигментные чернила гораздо более долговечны, чем чернила на основе красителей, если учитывать воздействие на них света и газов, — говорит Сухаиб Хусейн из Canon Europe. — Более того, если принтер поддерживает широкий ряд чернил, это означает, что он позволяет печатать с широким цветовым пространством, что чрезвычайно важно для пейзажных фотографов, которым хочется точно воссоздать цвета на отпечатке».
Лучший принтер с листовой подачей для пейзажных фотографий: Canon imagePROGRAF PRO-1000
Этот принтер формата A2 с листовой подачей предлагает разрешение печати 2400 точек на дюйм и 12-цветную систему пигментных чернил LUCIA PRO, а также идеально подходит для установки дома. «imagePROGRAF PRO-1000 можно легко встроить в домашнюю студию или рабочее пространство, — говорит Сухаиб. — Он также позволяет печатать в панорамном формате, на листах длиной до 1,2 метра».
Лучший широкоформатный принтер для пейзажных фотографий: Canon imagePROGRAF PRO-4100
imagePROGRAF PRO-4100 — это идеальный широкоформатный принтер для печати пейзажных фотографий, который предлагает разрешение печати 2400 точек на дюйм, поддержку широкого ряда носителей, включая матовую и глянцевую бумагу, бумагу для художественной печати, холст и бумагу Baryta, возможность хранить множество пользовательских профилей печати, 12-цветную систему пигментных чернил LUCIA PRO и емкости для чернил объемом до 700 мл. «Он предлагает все основные преимущества принтеров imagePROGRAF PRO, однако вместе с тем позволяет печатать на рулонах шириной 110 см», — говорит Сухаиб.
Каким бы принтером вы ни пользовались и какими бы критериями отбора вы ни руководствовались, Энди хочет дать совет тем, кто стремится создавать впечатляющие печатные версии пейзажных фотографий. «Печатайте чаще и не торопитесь — думайте о долговечности изображений. Цель в том, чтобы создать ценные воспоминания».
Статьи по теме
Достижение профессионального уровня черно-белой фотопечати
Скептики утверждали, что струйная печать никогда не сможет сравниться по качеству с традиционной печатью фотографий. Узнайте, как компания Canon разрабатывала новые чернила, бумагу и инновационные технологии печати, чтобы добиться идеальных результатов монохромной фотопечати.
В большом формате: оборудование для широкоформатной печати
Что нужно для самостоятельного создания больших и долговечных отпечатков высочайшего качества? Йонас Классон рассказывает обо всех аспектах.
Рассказываем истории через печать
Трэвел-фотограф Джоэл Сантос рассказывает, как печатные изображения могут сделать историю более яркой, привлечь новых заказчиков и сделать вас более опытным фотографом.
Как зарабатывать на пейзажной съемке
Узнайте, как пейзажный фотограф Гуннар Фрейр превратил свое увлечение в основной источник дохода, а также о том, как новые технологии преобразили этот жанр.