Для амбассадора Canon Сары Уэйсва важной частью жизни стала поддержка африканских женщин, желающих начать карьеру фотографа. Сара — документальный и портретный фотограф, которая родилась в Уганде и росла в Кении, а затем провела 10 лет в США, учась и работая в корпоративной среде Америки. После этого в 2010 году она вернулась в Кению, где живет и сейчас.
Благодаря этой необычной международной перспективе она увлеченно изучает современную идентичность жителей Африки. По ее словам, это словно анализ самой себя — она использует фотографию для демонстрации историй других людей, однако это отражается и в попытках понять собственную историю. «Я изучала социологию и психологию, и меня очень интересуют люди и их истории. Думаю, что моя история формирует темы, которые мне интересны, однако я также люблю работать совместно с теми, кого фотографирую, чтобы не проецировать на них свой образ, а создавать результат вместе».
Ломаем принципы неравенства с Сарой Уэйсва
Ломая стереотипы и взращивая таланты
Совместная работа и борьба со стереотипами составляют основу ее работы, и Сара стала соучредителем сети African Women in Photography (Африканские женщины-фотографы), которая призвана демонстрировать работы женщин и гендерквиров из Африки, отражая их взгляд на мир, который определенно представлен в меньшей степени, чем иная перспектива.
«Думаю, что фотография всегда была профессией белых мужчин, и мы не только хотим видеть больше историй о женщинах, но и больше историй об африканских женщинах, — рассказывает Сара. — В Африке работает много фотографов, однако можно заметить, что большинство из них, особенно в прошлом — это белые мужчины.
Мы хотим, чтобы у нас была возможность рассказывать свои истории, ведь мы не хуже других, и наши истории не менее важны. У нас есть свой взгляд, который должен быть признан другими».
У объединения есть и практическая цель — Сара надеется предложить людям поддержку, которую сама хотела бы получить в начале карьеры. «Я выросла в культуре, где искусство не считалось возможностью для карьерного роста, — говорит она. — Когда я решила работать над этим проектом, то думала о том, что трудно преодолеть женщинам, желающим стать фотографами. О том, что мне было недоступно.
О том, что моя жизнь стала бы значительно проще, если бы я могла обратиться к кому-нибудь и узнать, как стать успешным фотографом. Потому что в итоге даже одаренным фотографам нужно иметь практические навыки, которые помогают добиться успеха».
Есть ли у вас оборудование Canon?
Сообщество предлагает возможности обучения через сеансы наставничества, рассказывает о вариантах финансирования и создает пространство для сотрудничества и поддержки. «Это сообщество стало для нас платформой, где мы можем обсудить трудности, с которыми сталкиваемся, поделиться информацией, объединить силы и сделать работу в этой сфере хоть немного проще, чем раньше», — говорит Сара.
Более подробное обсуждение создания фотосообществ — в этом выпуске подкаста Canon Shutter Stories:
Наблюдение и наблюдатель
Основной темой в работах Сары является борьба с традиционными и современными предрассудками в отношении неравноправия. Ее проект Stranger in a Familiar Land (Чужак на знакомой земле) рассказывает о жизни Флоренс Кисомбе, модели с альбинизмом, и других людей с этим заболеванием на территории Африки южнее Сахары, а также реакции общественности на их существование.
Еще один известный проект Сары под названием Lips Touched with Blood (Кровь на губах) сочетает современные портреты африканцев, созданные Сарой, с архивными портретами, что создает сравнительную модель и ряд вопросов на темы колониального строя, силы и идентичности. Сара в том числе использует техники затемнения объектов в кадре, что словно лишает фотографа силы и демонстрирует новую идентичность.
Этот проект был создан в сотрудничестве с Бристольским архивом Британской империи и стран Содружества, где хранится свыше полумиллиона созданных британскими путешественниками в период с 1860-х по 1970-е годы фотографий из стран бывшей Британской империи.
«Эти изображения очень важны, — отмечает Сара, — однако при просмотре старых фотографий мне было интересно читать подписи к ним, отражающие ситуации, в которых были созданы эти фотографии.
Фотограф зачастую считался исследователем, который отправился в экспедицию. Но вот в чем дело — спрашивали ли у людей на фотографиях разрешения? Хотели ли они, чтобы их сфотографировали? Даже в подписях к фото их описывали словно объекты, увиденные на сафари, например "Увидел аборигена". Не названо ни имя, ни слова об их семьях. Просто исследователь перечисляет все необычное, что он увидел. То есть акцент делается не на увиденном, а на величии путешественника.
Раньше и камеры были совсем иными. Мне кажется, что камерой всегда управлял отдельный человек, который и отвечал за создание фотографий. Даже сейчас фотографы, работающие в сообществе, имеют больше влияния. Именно они отвечают за общепринятый взгляд на мир. Я думаю, что секрет именно в этом».
Именно поэтому Сара делает столь сильный акцент на совместной работе в сфере фотографии. «Конечно же, здорово, что африканцы фотографируют других африканцев. Это не исключает общепринятую перспективу, однако предлагает ей альтернативу. Думаю, местным фотографам важно рассказывать истории, которые происходят в их родных районах.
Мне кажется, что все зависит от истории — не только моего посыла, но и людей в кадре, а также линии повествования; историю скрепляет не мое владение камерой, а их участие в работе».
Странно и знакомо: фикция в образах женщин от Гии Бесаны
Меняя повестку
Что касается текущих предрассудков, Сара считает, что изображения не менее важны, чем текст. «Мне проще ощутить связь с изображением, чем с текстом. Фотографии оказывают мгновенный эффект, — говорит она. — Изображения, безусловно, не дают всех деталей истории, однако могут пробудить сильные эмоции и заставить задуматься.
Важно то, что каждый из тех, кто увидит изображение, прочувствует что-то свое. На это влияет наша история и множество других факторов. Думаю, что сила изображения или сила искусства заключается в свободной интерпретации и начале обсуждений».
В будущем Сара надеется увидеть рост сообщества African Women in Photography. «Мы становимся сильнее и учимся друг у друга. Я надеюсь, что молодые и начинающие фотографы получат возможность использовать это сообщество как ресурс, который поможет им построить карьеру, а затем заявят о своих талантах миру и продолжат вносить свой вклад в решение различных проблем.
Наши голоса оставались в тени очень долгое время. Однако сейчас у людей появилась возможность увидеть жизнь, какой ее видят африканские женщины-фотографы. Это взгляд на мир, который нужно показать большему числу людей».
Похожие статьи
Из студентов в амбассадоры Canon
Документальный фотограф Ксения Кулешова рассказывает о своей карьере и делится советами с теми, кто планирует добиться успеха в фотожурналистике.
Пять советов по документальной съемке от Жерома
Его истории о влиянии новых технологий принесли ему известность как документальному фотографу. Жером Генс делится своими лучшими советами.
Поддерживая жизнь в уголках Аляски: фотосъемка пилотов кукурузников
Встречайте обладательницу гранта Canon для женщин-фотожурналистов 2021 года, которая будет создавать документальный проект о представителях этой профессии.
Учимся оттачивать свой стиль фотографии
Признанный документальный фотограф и недавняя выпускница Бебе Бланко Агтерберг рассказывает о поиске своего профессионального стиля.