Фотограф путешествий и амбассадор Canon Джоэл Сантос имеет огромный опыт в создании драматичных пейзажей. В своих работах, где он занимается документальной съемкой разных сообществ по всему миру, таких как охотники с беркутами в Монголии и работники солевых шахт в Эфиопии, Джоэл часто использует широкоугольные объективы для создания портретов с окружением — такие снимки позволяют запечатлеть объекты в привычной им среде и придать документальной истории изюминку.
В конце летней поездки на Фарерские острова — находящийся под автономным управлением архипелаг из 18 скалистых островов вулканического происхождения между Исландией и Норвегией — Джоэл захватил с собой нечто необычное: объектив Canon RF 10-20mm F4L IS STM, который является самым широкоугольным в мире зум-объективом с автофокусировкой для полнокадровых камер1. Благодаря фокусному расстоянию от впечатляющих 10 мм Джоэл смог запечатлеть невероятный пейзаж с совершенно иной перспективой и отснять интересные объекты крупным планом, захватив в кадр и их окружение.
Этот объектив весит вдвое меньше своего аналога EF и оснащен стабилизацией с ведущими на рынке показателями эффективности, которая обеспечивает четкость от края до края на фото и видео, — он создан для съемки вдали от цивилизации, в привычной для Джоэла рабочей среде. В этой статье Джоэл рассказывает о том, какие уникальные возможности этот объектив привносит в линейку RF, а также почему это устройство достойно места в его комплекте оборудования.
Свежий взгляд: съемки со сверхширокоугольной перспективой на Canon RF 10-20mm F4L IS STM
Новый взгляд на Фарерские острова
Создав ряд пробных снимков на знаменитой винтовой лестнице в Синтре, Португалия, недалеко от своего дома в Лиссабоне, Джоэл отправился на Фарерские острова, чтобы по-настоящему испытать возможности объектива Canon RF 10-20mm F4L IS STM среди бескрайних просторов. Портативность этого объектива, который весит всего 570 г, стала одним из ключевых его преимуществ. «Фарерские острова — это, конечно, не Северный полюс, однако здесь очень ветрено, и это далеко не самое комфортное место для съемок, — говорит он. — Вес имеет для меня большое значение. Большую часть времени я ходил до локаций пешком, поэтому было здорово, что я мог взять наряду с основным оборудованием и этот объектив, чтобы снимать в стиле, который с другими объективами остался бы для меня за гранью возможного».
Джоэл взял с собой камеру Canon EOS R5, дроны и ряд объективов, включая самый широкоугольный среди доступных у него ранее Canon RF 15-35mm F2.8L IS USM, любимую модель Canon RF 28-70mm F2L USM, а также Canon RF 70-200mm F2.8L IS USM. «Это гораздо более широкоугольная модель, чем RF 15-35mm F2.8L IS USM, который для меня является основным среди широкоугольных объективов, — говорит Джоэл. — На бумаге разница между 15 мм и 10 мм не так значима, однако 5 мм в широкоугольном диапазоне — это действительно много». Настолько много, что область охвата при 10 мм будет вдвое больше области охвата при фокусном расстоянии 16 мм, которое предлагал первый широкоугольный объектив Джоэла.
«Как правило, люди видят в свершхирокоугольных объективах способ уместить в кадре как можно больше объектов, — говорит Джоэл, который часто видит, как люди в Португалии с их помощью фотографируют церкви, стоя неподалеку на узких улочках города. — Я не пользуюсь этими объективами таким образом». Вместо этого он в основном экспериментировал с коротким расстоянием фокусировки на RF 10-20mm F4L IS STM. «Можно снимать объект, буквально сидя на нем, и все равно фокусировка будет максимально четкой, — отмечает он. — Если вы захотите сделать подобное с помощью телеобъектива, нужно, чтобы объект находился от вас на расстоянии хотя бы 1–3 метров. Однако сверхширокоугольный объектив можно фактически использовать для макросъемки».
Джоэл выбрал в качестве объекта крошечный цветок хлопчатника и смог запечатлеть его на фоне масштабного горного пейзажа Фарер — даже удерживая его в руке в чрезвычайно ветреную погоду. «Можно положить что-нибудь рядом с камерой и сделать этот объект визуально больше, — поясняет он. — В то же время столь широкий угол обзора позволяет уместить в кадре целый пейзаж. С такой необычной перспективой вы можете сделать акцент на объекте, не выключая его из окружения». Диапазон от 10 мм также позволяет выбирать желаемую перспективу. «Можно выбрать стандартное расстояние 16 мм, как на объективе Canon EF 16-35mm f/2.8L III USM, или использовать минимальное фокусное расстояние для демонстрации всех возможностей новой модели».
Стабилизация и отсутствие искажений
Объектив Canon RF 10-20mm F4L IS STM не только предлагает самую широкоугольную перспективу, но и оснащен стабилизатором изображения с эффектом 5 ступеней экспозиции, а его оптические элементы сводят к минимуму какие-либо искажения кадра. «Этот объектив действительно поражает, поскольку он переступает те границы, которые казались пределом возможного для сверхширокоугольных моделей, — говорит Джоэл. — Он гораздо легче и способнее во всех смыслах этого слова».
«Просто невероятно, что оптически он лишен каких-либо искажений, которые очень заметны на других моделях с подобными фокусными расстояниями, — сравнивает Джоэл RF 10-20mm F4L IS STM с другими моделями со схожими характеристиками, которые уже относятся к категории "рыбий глаз". — Проблема с "рыбьим глазом" обычно заключается в сложности поддержания горизонтальной линии горизонта на снимках. Если чуть наклонить камеру вверх или вниз, горизонт сразу же изгибается в дугу. На этом объективе все иначе. Здесь горизонт по-прежнему будет горизонтальным, и с точки зрения оптики это невероятно».
Джоэл также заметил, что может снимать при любом освещении и не бояться появления бликов или двоения изображения. «Я нередко снимаю при боковом свете, и на широкоугольных объективах часто случается, что свет отражается от оптических элементов и создает неприятные блики или потерю контрастности, — объясняет он. — Впрочем, тут свет четко контролируется, и это просто прекрасно». Внутри объектива современные покрытия сводят к минимуму двоение изображения из-за конфигурации освещения.
Есть ли у вас оборудование Canon?
Помимо фотографий Джоэл также отснял с помощью объектива RF 10-20mm F4L IS STM несколько видео — стабилизация изображения с эффектом 5 ступеней экспозиции помогла устранить дрожание по краям кадра на видео без необходимости жертвовать фокусным расстоянием. За движение по краям кадра отвечает новая стабилизация с координированным периферийным управлением, в то время как оптическая конструкция объектива компенсирует хроматические аберрации, которые свойственны сверхширокоугольным объективам.
«Кому-то может показаться удивительным, что такой объектив оснащен стабилизатором, ведь он широкоугольный, и сотрясение камеры не должно так сильно отражаться на качестве итоговых изображений, — говорит Джоэл. — Однако я был счастлив этой новинке, поскольку часто снимаю в отдаленных локациях, и мне приходится много ходить пешком. С ним я могу снимать с рук с выдержкой в полсекунды, секунду и даже больше без необходимости в установке на штатив — это просто потрясающе».
Эксперименты и баланс композиции
Уникальное фокусное расстояние объектива Canon RF 10-20mm F4L IS STM не должно ограничивать вас определенными условиями съемки, и Джоэл говорит, что пользователям стоит забыть о своих предрассудках в отношении широкоугольных объективов. «Люди любят вешать ярлыки — "этот объектив для портретов, этот для пейзажей" и подобные, — говорит он. — Я иначе оцениваю их, и новый объектив не стоит рассматривать в таком ключе. Стоит обратить внимание на то, какую часть сцены можно уместить в кадре и насколько близко можно находиться к основному объекту съемки. В этом отношении он предлагает больше, чем другие модели. Поэтому он открывает новые возможности».
Больший охват сцены в сверхширокоугольной фотографии поначалу может показаться сложным в работе. «Когда я 18 лет назад впервые попробовал в деле свой широкоугольный объектив 16 мм, я помню, как буквально "потерялся" — так много всего попало в кадр, а я был привычен к съемке в диапазонах 24–70 мм и 70–200 мм», — говорит Джоэл. Многие выбирают путь всеобъемлющих композиций и стремятся запечатлеть сразу как можно больше объектов, однако Джоэл выбрал обратный подход. «С этим объективом легко создать грандиозную композицию, где будет полно разных мелочей. Большинство людей считают, что композиция — это добавление объектов и связь между ними, однако для меня это умение убрать из кадра все лишнее, оставив самую суть, которая и формирует выразительный, эффектный и яркий снимок».
Лучшие объективы Canon для пейзажной съемки
«Если вы хотите запечатлеть сразу весь горный хребет, Canon RF 10-20mm F4L IS STM позволит вам добиться желаемого, — говорит Джоэл. — Однако если вы любите снимать объекты на переднем плане и создавать ощущение трехмерности, то можете превратить небольшую лужицу в целое озеро, а камень — в огромный валун. Нужно лишь подобраться поближе и снимать с нижнего ракурса». Такие изображения имеют особую визуальную эстетику. «Такой объектив откроет новые возможности даже тем, кто снимает в совершенно обыденных локациях. Нужно лишь представить иную перспективу — это и есть мой основной совет.
Я считаю, что любить фотографию — это значит регулярно бросать себе новые вызовы и стремиться сделать что-то совершенно новое. Этот объектив создан именно для таких людей — с ним у вас будет гораздо больше возможностей для творчества. Я стал часто применять его как в профессиональной работе, так и на личных проектах».
- На основании проводимых Canon исследований по объективам полнокадрового формата с автофокусировкой, за исключением объективов типа «рыбий глаз», 11 октября 2023 года
Оборудование Джоэла Сантоса
Оборудование, которое профессионалы используют для создания фотографий
Камера
Canon EOS R5
Флагманская беззеркальная полнокадровая камера для профессионалов, поддерживающая съемку видео 8K и фото высокого разрешения. «Конечно же, камера очень важна, поскольку в ней находится датчик изображения», — говорит Джоэл, которому очень нравится 45-МП разрешение фотографий, поддержка видео 8K и стабилизация IBIS его камеры системы EOS R.
Объективы
Canon RF 10-20mm F4L IS STM
Новый сверхширокоугольный объектив позволяет Джоэлу фотографировать масштабные пейзажи, но также подбираться ближе к объектам для съемки крупным планом. «Этот объектив позволяет менять перспективу и свободно заниматься творчеством», — говорит Джоэл.
Canon RF 15-35mm F2.8L IS USM
Джоэл считает этот объектив Canon, ранее бывший самым широкоугольным зум-объективом в линейке, отличным дополнением к модели Canon RF 10-20mm F4L IS STM благодаря возможности по-новому запечатлеть происходящее с диафрагмой f/2.8. «Это фактически вдвое больше света, так что я могу размывать фон сильнее при том же фокусном расстоянии, — говорит Джоэл. — В итоге все это может помочь в создании совершенно иного творческого эффекта».
Canon RF 28-70mm F2L USM
Усовершенствованный зум-объектив L-серии с большой диафрагмой f/2, который обеспечивает превосходное качество изображения. «Это мой любимый объектив, — говорит Джоэл. — Конечно, он не самый легкий, однако я считаю его невероятным, поскольку это словно целый набор фикс-объективов в одном устройстве».
Canon RF 35mm F1.8 MACRO IS STM
Компактный и светосильный объектив со стабилизатором, который идеально подходит для уличной и трэвел-фотографии. «Я всегда беру с собой этот фикс-объектив 35 мм — он очень компактный и незаметный, а также поддерживает возможности макросъемки», — говорит Джоэл.
Canon RF 50mm F1.2L USM
«Этот объектив делает фотографа волшебником, поскольку предлагает совершенно фантастическую светосилу и минимальную глубину резкости для акцента на объекте съемки», — говорит Джоэл. Он обеспечивает превосходную четкость и крайне эффективен при слабом освещении, поэтому идеально подойдет для портретной съемки и работы в условиях нехватки света.
Canon RF 70-200mm F2.8L IS USM
Сверхкомпактный и высокопроизводительный зум-телеобъектив с диафрагмой f/2.8, предлагающий стабилизацию изображения с эффектом 5 ступеней экспозиции. «Мы получили сразу три легендарных объектива от Canon, которые даже стали называться "тройка RF", — говорит Джоэл, отмечая более эффективную стабилизацию на моделях с байонетом RF. — Теперь мы получаем те же преимущества даже на новом сверхширокоугольном объективе, что просто невероятно».
Похожие статьи
Создание и печать пейзажей с техникой фокус-стекинга
Узнайте, как Крис Сизер создает пейзажные отпечатки с резкостью по всему кадру, используя камеру EOS R5, технику фокус-стекинга и принтеры imagePROGRAF PRO.
Свежий взгляд на пейзажную фотографию
Три фотографа разного стиля рассказывают о том, как необычные ракурсы, уникальные локации и нестандартные технические приемы съемки могут помочь в создании выдающихся пейзажных изображений.
Лучшие беззеркальные камеры и объективы для съемки пейзажей
Фотограф-натуралист и амбассадор Canon Радомир Якубовски рассказывает, как система Canon EOS R расширила его возможности для творчества.
Творческая инфракрасная съемка в деталях
Профессиональный фотограф Дэвид Клэпп рассказывает о том, как обеспечить точное управление и создавать волшебные ИК-фотографии.