Вести съемку при слабом освещении не так-то просто, и это утверждение верно как для профессиональных фотографов, так и для любителей. Во время работы профессионалам приходится соответствовать высоким ожиданиям — есть освещение или оно отсутствует — в любом случае необходимо обеспечить результат высокого качества, чтобы клиенты остались довольны. При отсутствии света стираются различия в ведении съемки пронзительных фоторепортажей для The New York Times, создании пейзажных фотографий в зимней Лапландии или фэшн-снимков в относительно более комфортных студийных условиях. Профессиональные фотографы должны уметь преодолевать любые трудности, связанные с освещением.
Как же они справляются? Что они могли бы посоветовать фотографам, желающим принять участие в конкурсе Redline Challenge, который предлагает фотографам по всему миру расширить творческие границы и преодолеть технические ограничения благодаря изучению связи между светом и тенью? Мы поговорили с четырьмя амбассадорами Canon, работающими в разных жанрах, и попросили их рассказать о работе в самых сложных условиях освещения. Двое из них — всемирно известные документальные фотографы — Алин Дешам, проживающая в Ливане, и Тасним Альсултан из Саудовской Аравии, а двое других — это удостоенная наград Элишка Скай, представительница художественной и фэшн-фотографии, проживающая в Лондоне, Великобритания, а также Вальтери Хирвонен из Финляндии, занимающийся созданием фотографий дикой природы. Каждый из профессионалов поделился своими советами по работе со «светом в темноте», продемонстрировав, как фотографы любых жанров могут преодолеть сложности съемки при слабом освещении.
Еще больше советов и подсказок вы найдете в видео от амбассадоров Canon в плейлисте «Redline Challenge» на YouTube.
Redline Challenge: советы по фотосъемке при слабом освещении от профессионалов
Алин Дешам: используйте окружение для создания атмосферы
Создание документальных портретов в условиях слабого освещения — чаще всего в помещениях — может быть очень сложной задачей, особенно когда важно сохранить аутентичность. Отсутствие выбора заставляет находить нестандартные способы решения проблемы и максимально использовать возможности окружения. Французско-тайский документальный фотограф Алин Дешам сейчас живет в Бейруте. Ее работы посвящены проблеме определения идентичности, гендерным вопросам и проблемам миграции. Она часто ведет съемку в домах разных людей в условиях ограниченного или очень слабого освещения, что заставляет ее более творчески подходить к использованию окружающей обстановки для создания той атмосферы, которую обычно обеспечивает правильное освещение.
«Когда я занимаюсь съемками беженцев или мигрантов, которые работают в качестве домашнего обслуживающего персонала, в их собственных домах, там часто бывает мало окон или других источников внешнего света, — рассказывает она. — Иногда во всем помещении есть лишь одна лампочка, свисающая с потолка, но при таком освещении фотографии получались бы слишком плоскими. Я всегда стараюсь смотреть на такие ситуации не как на проблему, а как на игру, в которой нужно создать недостающую атмосферу. Первым делом я выключаю потолочное освещение и приступаю к поиску других вариантов, которые там есть и которые можно использовать. Варианты могут быть абсолютно разными. Например, если рядом с человеком есть окно, даже если оно темное, с его тусклым светом можно экспериментировать. Также подходят настольные лампы, свечи и другие источники света».
«Рассматривайте окружение, которое является частью привычной обстановки модели. Думайте о том, как его можно использовать и экспериментируйте. Если у вас есть два или три источника света, изображение получится более живым».
«Для документальной съемки очень важно не добавлять в кадр ничего, что не относилось бы к объекту съемки, однако создание тени или направление света на растение, которое отбросит тень на объект съемки, создает особую атмосферу, что только приветствуется».
Примите вызов Redline Challenge
Вальтери Хирвонен: экспериментируйте с источниками света
Фотограф дикой природы Вальтери Хирвонен также знаком со съемками в невероятно сложных условиях. Он часто работает в горах или в Арктике за тысячи километров от цивилизации при температуре ниже -30 °C. Как и Алин, он советует использовать любые доступные источники света, а также использовать несколько источников света для создания различных эффектов в условиях слабого освещения. «Я экспериментировал с освещением некоторых кадров с помощью мобильного телефона, — говорит он. — Какой бы свет, тон или цвет ни приходил мне на ум. Фильтры позволяют проявить творческий подход при выборе температуры света. Если при съемке вы используете светодиодное или традиционное галогенное освещение, то их можно использовать по-разному. Когда я отправляюсь на съемки, я обычно беру с собой три или четыре разных источника света и выбираю, какой образ хочу создать уже на месте».
«Также я часто с собой беру вспышки Speedlite, поскольку они создают совершенно иную атмосферу, если сравнивать с другими источниками света. Для вспышек Canon у меня есть пульт радиоуправления, так что я могу просто разместить их где-нибудь или оставить как есть, и управлять ими из любой точки кадра. Эти различные приемы можно смешивать как угодно и использовать в одном кадре».
Используйте широкоугольные объективы для ночной съемки
При работе в условиях дикой природы и в ночное время Вальтери ничего не оставляет без внимания. Он советует тщательно продумывать создание каждого снимка и подбирать подходящее оборудование заранее. В частности, он рекомендует использовать широкоугольные объективы. «Обычно приступать к ночным съемкам лучше с помощью широкоугольных объективов, поскольку он облегчают фокусировку, а дополнительное пространство в кадре позволяет использовать больше ориентиров в темноте, — объясняет он. — Это позволяет корректировать композицию кадра, пока она не станет идеальной. Причем не обязательно использовать светосильный объектив — диафрагмы f/4 или f/2.8 будет достаточно. Мои объективы Canon EF 16-35mm f/2.8L USM [в продаже доступно новое поколение Canon EF 16-35mm f/2.8L III USM] и EF 24-70mm f/2.8L II USM обеспечивают нужное мне фокусное расстояние».
«Когда я только начинал снимать, еще не существовало электронных видоискателей, поэтому мне казалось, что в условиях слабого света они не смогут хорошо себя проявить, однако для ночной съемки я использовал камеру Canon EOS R5 и электронный видоискатель превзошел мои ожидания. Он смог уловить в кадре даже тот свет, который я не мог увидеть невооруженным глазом. Разумеется, можно также использовать и задний экран камеры, если вам это нравится — изображение останется тем же. Для выбора сцены кадра у меня есть налобный фонарик, но для выстраивания композиции и определения границ кадра современные электронные видоискатели просто незаменимы».
Redline Challenge: советы и рекомендации по съемке света в темноте
Элишка Скай: экспериментируйте со светографикой
Визуальный художник Элишка Скай создает невероятно стильные, яркие и зачастую сюрреалистичные фотографии, в которых часто прослеживается скрытый посыл. Самым сложным при съемке в студии в условиях слабого освещения для Элишки является управление тем, как тени должны падать на объект съемки. «Мне нравится воссоздавать условия слабого освещения в студии, — признается она. — Обычно я использую вспышку и лампу моделирующего света так, что кадр получается достаточно темным, чтобы я точно видела, на что упадет свет».
«Если же я работаю со вспышкой и длительной выдержкой, рисуя светом или лазером, то я предпочитаю полную темноту. Во время таких съемок, требующих максимального контроля, мне совершенно не хочется, чтобы естественный дневной свет попадал в кадр при длительной выдержке».
В таких условиях не только тщательное продумывание теней, но и точная фокусировка становится сложной задачей для Элишки. «Естественно, фокусировку необходимо выполнять с самого начала, поэтому отличным решением будет пригласить помощника или друга с фонариком или мобильным телефоном, — рассказывает она.
— Почти во всех случаях я использую ручную настройку, особенно во время студийных съемок, а раз я снимаю в темноте, то обычно мне хватает выдержки длиной две с половиной или три секунды для создания желаемой светографики».
Тасним Альсултан: сделайте темноту своим преимуществом
Тасним Альсултан любит работать при слабом освещении, независимо от того, посвящен ее проект гендерным и социальным вопросам стран Ближнего Востока, или же она занята созданием свадебных фотографий во время перерыва между проектами. «Это позволяет мне оставаться в форме, поддерживает мое творческое начало, — объясняет она. — Я всегда ищу различные способы использования композиции и освещения, но стараюсь делать это так, чтобы невесте не казалось, будто ее фотографируют в однотипных и похожих локациях. Приходится проявлять творческий подход при создании фотографий различных моментов, чтобы удержать внимание зрителей».
Тасним советует изменить свое отношение к темноте и использовать ее как техническое преимущество, позволяющее полностью проявить творческие и технические возможности в кадре. «При слабом освещении приходится использовать максимальную мощность внешних вспышек камеры, свет которых гораздо ярче естественного освещения. Преимущество заключается в том, что это позволяет привлечь внимание зрителя к нужному объекту, просто направив на него свет. В тоже время этот прием позволяет отвлечь внимание от лишних объектов, которые можно затемнить, спрятав в тень. Таким образом, вы найдете применение темноте, а благодаря ее сочетанию со светом вспышки сможете создать театральный, яркий и невероятно красивый образ».
Не бойтесь снимать с открытой диафрагмой
«Во время работы над документальными проектами, когда важно рассказать о реальных историях, я отказываюсь от использования вспышки, — рассказывает Тасним. — Если я веду фотосъемку для National Geographic или The New York Times, у меня не возникает желания экспериментировать с фотографиями — кадры не должны быть постановочными, все должно выглядеть естественно. Однако это не мешает проявлять творческий подход к использованию темноты, как и при работе со вспышкой. Я нахожу применение слабому освещению на улицах, в окрестностях и даже внутри помещений. При съемке людей с помощью камеры Canon EOS 5D Mark IV или EOS 5DS R я задаю значение выдержки не ниже 1/80 сек., а также использую широкую диафрагму со значением около f/1.2 или f/1.4. Эти параметры позволяют пропустить достаточное количество света в камеру для правильной экспозиции, а также отделить объект съемки от темного фона. Если в кадре больше одного человека, я использую значение диафрагмы до f/3.5, полностью полагаясь на производительность камеры EOS 5D Mark IV в условиях слабого освещения и ее способность делать такие кадры максимально естественными.
«Я советую использовать фикс-объективы, поскольку обычно у них самая широкая максимальная диафрагма. Лично я использую объективы Canon EF 24mm f/1.4L II USM и EF 35mm f/1.4L II USM, поскольку их широкая диафрагма позволяет создавать фотографии в условиях естественного, чарующего слабого освещения здесь, в Саудовской Аравии. Для портретной съемки я также использую Canon EF 85mm f/1.2L II USM, и даже объектив EF 50mm f/1.2L USM справляется со своей задачей просто отлично, но это мое секретное оружие против слабого освещения».