Прошло уже почти 50 лет с тех пор, как панк-культура стала неотъемлемой частью британского сообщества. Даже сейчас ее влияние можно заметить в моде, дизайне и музыке, а также в творчестве представителей поколения, к которому относится и удостоенный «Оскара» английский режиссер Дэнни Бойл.
«Я был панком, и эта энергия осталась со мной в качестве философии», — говорит Бойл в перерыве от работы в студии, где он редактирует сериал «Пистол». Он сочетает хаос и творчество — формирующие элементы панк-культуры — в этом мини-сериале из шести эпизодов, посвященных рождению, деятельности и смерти группы Sex Pistols. История рассказывается от лица Стива Джонса, гитариста группы, и основана на его мемуарах Lonely Boy: Tales from a Sex Pistol.
Однако это не просто биографический музыкальный байопик.
«Это прекрасная возможность как можно ярче рассказать о прекрасном моменте в британской и мировой культуре», — рассказывает Бойл.
Анархия, контркультура и Canon: история создания сериала Дэнни Бойла о Sex Pistols
Сериал «Пистол», где Бойл выступил режиссером, а оператором-постановщиком стал Энтони Дод Мэнтл, переносит зрителя в панк-эпоху 1970-х — для съемок использовались разные камеры Canon, включая EOS-1D X Mark III, винтажная XL H1, EOS C70, конфигурация из 12 камер EOS R5 и креплений для замедленной съемки, а также еще одна конфигурация из 6 камер EOS R5. Для съемки сериала также использовалась камера ARRI ALEXA Mini LF, а работой с камерами совместно руководили Расселл Аллен из ARRI Rental и Арон Рандхава из Canon Europe.
Многокамерные конфигурации должны были создать эффект остановки времени, словно при полном погружении в музыку. «Бывает, что средь бела дня слышишь какую-то песню и пусть на пару минут, но переносишься в другой мир, — говорит Дод Мэнтл. — Нам требовалось понять, как воссоздать такой эффект средствами видеозаписи. Всего одна простая идея помогла создать нечто особенное».
Движение панк-рокеров зародилось в середине 1970-х годов — тогда это была субкультура ирокезов, булавок и шотландской клетки, в центре которой стояли Sex Pistols и другие известные фигуры, например Малкольм Макларен, Вивьен Вествуд и Джейми Рид. Однако Бойлу запомнились вовсе не эти люди. «Об этой эпохе я в первую очередь помню безграничную энергию, — говорит он. — Сообщество казалось сплоченным, и это само по себе было необычным. Казалось, что они могли заполучить власть в свои руки и сломать любые правила».
Есть ли у вас оборудование Canon?
«К панк-культуре мог приобщиться любой, — продолжает Бойл, кто вырос в католической рабочей семье. — Дело даже не в том, как это выглядело, а в возможности поделиться мыслями. Для меня нет ничего лучше, ведь это помогло мне поверить в то, что я могу внести свой вклад в культуру вне зависимости от своего происхождения».
Команда мечты и «Оскар»
Дэнни Бойл родился в Ланкашире в 1956 году, а его список работ пестрит разными жанрами — от фильмов, сериалов и телепередач до театральных постановок и других запоминающихся проектов. Это в том числе легендарная картина «На игле», адаптация «Франкенштейна» Мэри Шелли для Королевского Национального театра, яркая демонстрация жизни в Мумбаи в фильме «Миллионер из трущоб» (8-кратный обладатель премии «Оскар») и организация церемонии открытия Олимпийских игр в Лондоне 2012 года. Весь этот контент объединяет именно музыка. «Честно говоря, любую историю, будь то для театра, телевидения или фильма, дополняет музыка».
Именно музыкальное сопровождение, неугасаемый энтузиазм Бойла и особый визуальный стиль, который он применяет к каждому своему проекту, сделали его идеальным режиссером для сериала «Пистол», где в главных ролях снимались: Тоби Уоллес в роли Стива Джонса, Энсон Бун в роли Джона Лайдона, Кристиан Лиз в роли Глена Мэтлока, Луи Партридж в роли Сида Вишеса, Джейкоб Слейтер в роли Пола Кука, Сидни Чендлер в роли Хайнд, Талула Райли в роли Вивьен Вествуд, Мейзи Уильямс в роли легенды панка Джордан, Эмма Эпплтон в роли Нэнси Спанджен и Томас Броди-Сангстер в роли Малкольма Макларена.
Бойл на протяжении последних 20 лет работал над множеством проектов совместно с удостоенным наград BAFTA и «Оскара» оператором-постановщиком Энтони Дод Мэнтлом, включая работы «Миллионер из трущоб», «Транс» и «28 дней спустя». Родившийся в Великобритании и живущий в Копенгагене видеограф начал свою карьеру в качестве фотографа и лишь потом перешел в сферу кинопроизводства. Приобретенные навыки стали основой его особого подхода к съемке. «Будучи фотографом, я иначе вижу окружение кадра, и мне кажется, что это очень важно. Большинство операторов все время смотрят в видоискатель, закрыв второй глаз, или вовсе смотрят на экран монитора, — говорит Дод Мэнтл. — Я никогда так не делаю. Я буквально смотрю в оба, когда веду съемку. Одно полушарие мозга следит за тем, что происходит в кадре, а второе — за тем, что творится за его пределами, что позволяет мне быстро переключаться между объектами во время работы с камерой».
Такой рабочий процесс обеспечивает плавность движения — это характерно для всех работ Дод Мэнтла. Более того, это стало поводом для совместной работы с Бойлом. «Дэнни сразу оценил такой стиль. Его очень интересовало то, куда я перемещаю камеру и почему я это делаю в тот или иной момент, — говорит Дод Мэнтл. — Очевидно, что очень важно работать с освещением, подбирать оборудование и технические приемы, однако одним из основных факторов является и движение».
Проект «Пистол»
Создавая «Пистол», Бойл хотел запечатлеть самую суть панк-культуры, то есть сообщество, энергетику и хаотичность эпохи. «Все творчество строилось на абсолютном хаосе, и мы попробовали передать эти эмоции на видео», — говорит он.
Несколько месяцев рабочий процесс был крайне экспериментальным — Бойл и Дод Мэнтл исследовали эпоху панк-культуры и пробовали разные идеи. «Это были очевидные вещи, например архивные видео, а также особая текстура, цвета и детализация из 1970-х, — говорит Дод Мэнтл, — однако найти под это инструмент, холст и кисти, то есть камеры, было довольно трудно, и это заняло много времени».
Возможно, именно из-за выбранной тематики проекта Дод Мэнтл постарался использовать менее традиционные технические приемы съемки и конфигурации камер. «Мы с Дэнни думали о том, как запечатлеть драйв той эпохи — энергетику, ярких людей и музыку. Я знал, что нужно найти что-то еще, найти другие идеи, и тут в игру вступил Canon. Я думаю, что видеографы довольно часто перестраховываются. Люди видят очень много изображений. Поэтому так важно понимать традиции и их происхождение, однако тщетно лишь повторять то, что уже было раньше».
«Камеры очень важны для меня, — отмечает Бойл. — Я люблю визуализировать, поэтому всегда хотел найти "визуального" оператора, такого как Энтони. Все эти философские идеи о том, как и что необходимо планировать и делать — это очень здорово, но как именно они раскроются, когда проект увидит публика?»
Камеры Canon на съемках «Пистол»
Для съемок «Пистола» использовалось шесть разных систем, включая ARRI ALEXA Mini LF, разнообразные винтажные объективы, 18 камер Canon EOS R5, камера Canon EOS-1D X Mark III, видеокамера 2005 года выпуска Canon XL H1 и кинокамера Canon EOS C70.
«Можно сказать, что это был вызов системе, — говорит Дод Мэнтл о выборе оборудования. — Мы хотели даже в этом передать свободу и спонтанность той эпохи. Такое количество камер, а также необходимость свести воедино материалы с камеры, установленной на штатив-перекладину, и видео, отснятое с рук, — вот в чем для меня заключалась суть этого проекта».
Бойл также был задействован в процессе выбора камер. Ранее он уже использовал для съемки драмы «Транс» 4K-камеры Canon EOS C500 (в продаже доступно новое поколение:Canon EOS C500 Mark II), а также применял режим серийной съемки на камерах Canon EOS-1D на съемках «Миллионера из трущоб» и биографического триллера о выживании «127 часов».
«Многие панки носили совершенно невообразимые сочетания одежды, и мы хотели применить целый набор разных камер, чтобы отразить это, — говорит Бойл. — Обычно камеры подбираются так, чтобы люди не могли заметить разницу в стиле видеоматериалов: это должно оставаться за рамками истории. Однако мы хотели, чтобы люди обращали на камеры внимание. Чувствовалось, что мы идем по пути стрит-фотографии, просто снимая в высоком разрешении, что стало возможным лишь в последние годы».
«Я давно работаю с Canon, еще со времен "28 лет спустя", где я снимал на Canon XL H1, — отмечает Дод Мэнтл. — Их устройства помогают мне снимать на высшем уровне».
Эффект остановки времени и штатив-перекладина
Работая с Canon EOS-1D X Mark III, Дод Мэнтл снимал более спонтанно, быстро и без креплений, используя функцию серийной съемки 20 кадров/сек., — такой подход он назвал «воодушевляющим». Однако такой прием съемки не позволял ему достичь эффекта «остановки времени». Поэтому Дод Мэнтл и Бойл решили поэкспериментировать с процессом, в котором у обоих не было достаточного опыта, и именно он стал последним фрагментом мозаики — это создание эффекта полета пуль в стиле «Матрицы».
Также известный как фото в стиле временного среза, этот эффект выражается в полной остановке времени — для этого серия фотографий, создаваемая сразу на несколько камер, которые расположены по дуге и направлены на сцену, объединяются в одно изображение. Это создает эффект панорамирования, где один и тот же момент времени можно показать с разных ракурсов — как в «Матрице».
«В "Матрице" эффект остановки времени был невероятно тщательно проработан. Мы же хотели создать его более спонтанную версию и запечатлеть таким образом жестокость, интенсивность и динамику эпохи панк-культуры», — поясняет Бойл.
«Я обратился в Canon, чтобы узнать, есть ли у них полнокадровая камера с электронным или механическим затвором, которую можно было бы использовать для создания такого эффекта, например в конфигурации с широкой дугой и примерно 12 устройствами или более компактной конфигурацией с 6 камерами» — поясняет Дод Мэнтл.
Компактный вариант позволил бы оставаться относительно мобильными «Все варианты, что я пробовал, готовясь к производству, были ориентированы на быстрый процесс создания сериала; более того, Дэнни — один из самых скоростных режиссеров, с которыми мне доводилось работать. Я бы не смог работать с чрезмерно сложными конфигурациями или специальным освещением. Это бы все испортило».
Дод Мэнтл и его съемочная группа максимально упростили процесс в попытках найти способ достичь необходимого эффекта интервальной съемки. В итоге идеальной конфигурацией стали: 12 камер Canon EOS R5 с объективами Canon EF 24mm f/2.8 IS USM, расположенные на вертикальном креплении для компактности (и использования меньшей области датчика).
Оборудование Canon в создании сериала «Пистол» о панк-культуре
Такая конфигурация использовалась в кинопроизводстве впервые — на камерах EOS R5 был выбран режим непрерывной записи видео 4K 24 кадра/сек. с калибровкой фокуса Dual Pixel CMOS AF, которое затем было обрезано до формата 2K 4:3. «Мы пробовали разные значения выдержки и экспериментировали с механическим и электронным затвором. Мы не знали, к чему это приведет, и могли оценить итоговый эффект, только взглянув на материалы после съемки», — говорит Дод Мэнтл.
В итоге им удалось создать достаточно быструю и надежную систему. Вместе с представителями ARRI Rental и поддержкой британской студии технического оснащения The Flash Pack они изготовили прочную конфигурацию, которую можно было крепить к операторскому крану, ставить на землю и легко переносить в нужную точку. «Мы смогли добиться того, чтобы снимать на обычную камеру и работать в крайне интенсивном темпе. Вместо того, чтобы тратить на интервальную съемку большую часть дня, как это могло случиться, мы смогли воспользоваться новыми конфигурациями».
Даже те, кто не знаком с творчеством Sex Pistols, найдут вдохновение, посмотрев сериал, созданный Бойлом и Дод Мэнтлом. «Надеемся, что аллегоричность этого фильма и его необычный визуальный стиль помогут творческой молодежи понять, насколько важно выражать свои мысли и чувства, — говорит Дод Мэнтл. — Период панк-культуры был предельно понятен каждому: это была эпоха свободы слова, желания привлечь внимание и анархии».
Бойл согласен с тем, что наложение невероятно ярких и насыщенных изображений в стиле техниколор, создание которых стало возможным благодаря Canon EOS-1D X Mark III, на винтажную эстетику камеры Canon XL H1 и архивных записей из 70-х помогло достичь необходимого эффекта: необычного и эмоционального чувства погружения.
Итоговый продукт перенесет зрителей в прошлое — такой особый эффект умеет создавать только Дэнни Бойл. Он стремится «создать невероятную смесь разных текстур и цветов, которые перенесут людей из 2022 года в 1975 без ощущения документальной съемки — зритель будет чувствовать себя частью происходящего».
Премьера сериала «Пистол» состоялась 31 мая эксклюзивно на платформе Hulu в США и Disney+ в Великобритании, Ирландии, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и Сингапуре.