Паскаль Мэтр: съемка бабочек-монархов

«Это самый сложный проект, с которым я работал»: амбассадор Canon Паскаль Мэтр рассказывает о необычном проекте для журнала Le Figaro, в рамках которого он запечатлел массовую миграцию бабочек вида Данаида монарх.
Вид на кроны деревьев, в которых летают сотни черно-оранжевых бабочек.

Документальный фотограф Паскаль Мэтр взялся за необычный для себя проект и смог создать это невероятное изображение мигрирующих бабочек-монархов по заказу французского журнала Le Figaro. «Логично, что на солнце стоит работать с ISO 100 или 200, однако я хотел запечатлеть бабочек в полете, и мне требовалось решить техническую проблему, поэтому я принял столь нелогичное решение, — поясняет он. — Я выбрал значение ISO 5000, чтобы установить диафрагму f/18 и выдержку 1/1000 секунды». Снято на камеру Canon EOS 5D Mark IV с объективом Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM. © Паскаль Мэтр / Fondation Yves Rocher

Каждый год миллионы бабочек вида Данаида монарх совершают необычайное путешествие, пролетая 4000 км из Канады в Мексику, чтобы там переждать суровую североамериканскую зиму. Ученые обнаружили это занятное природное явление лишь в 1976 году, однако уже сегодня эти бабочки находятся под угрозой исчезновения, поскольку их ареал был уничтожен из-за чрезмерной вырубки лесов и интенсивного сельскохозяйственного использования земли. «Это невероятно, — говорит амбассадор Canon Паскаль Мэтр, который в январе 2019 года провел целую неделю, фотографируя этих существ. — Обычно бабочки живут около пяти недель, однако в конце летнего сезона они формируют новое поколение, которое способно жить до восьми месяцев и пережить путешествие до Мексики и назад».

Этот проект Паскаля увидел свет благодаря фонду Yves Rocher Foundation, который организует программы по восстановлению лесов и заповедники для бабочек в штате Мичоакан, Мексика, куда слетаются бабочки этого вида. «У них совершенно особая корпоративная стратегия. Они хотели, чтобы я продемонстрировал не то, чем они занимаются, а результат их работы», — рассказывает Паскаль об этом фотопроекте, который должен был стать частью выставки в Festival Photo La Gacilly (Бретань, Франция), однако мероприятие дважды переносили из-за пандемии COVID-19. Перед тем, как отправиться на съемки, Паскаль упомянул о проекте, общаясь с представителями журнала Le Figaro, и они на несколько дней подключили к работе одного из своих писателей, который отправился в поездку вместе с фотографом. Итоговый вариант проекта был опубликован в журнале в июне 2021 года. Отчасти задержка была связана с переносом выставки, однако в издательском деле такие временные интервалы являются обычным делом. «Довольно часто бывает, что между съемками и публикацией проходит очень много времени, — говорит Паскаль. — К примеру, в случае National Geographic это может занимать год или даже два».

Черно-оранжевая бабочка-монарх крупным планом, кончики ее крыльев немного размыты из-за движения.

Паскаль сделал множество снимков, прежде чем смог добиться такого эффекта при съемке бабочки-монарха крупным планом. «Я хотел, чтобы бабочка оставалась в фокусе, но вместе с тем хотел передать эффект движения ее крыльев», — рассказывает он. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark IV с объективом Canon EF 100mm f/2.8L Macro IS USM и следующими параметрами: 1/125 сек., f/29 и ISO 1000. © Паскаль Мэтр / Fondation Yves Rocher

Паскаль решил работать над проектом в репортажном стиле. «Обычно я занимаюсь съемкой историй для новостных изданий, — отмечает он. — Иногда это истории о природе, однако я не специалист по природе». Это отразилось на выборе композиций, которые он искал, — Паскаль стремился не просто создать красивые фотографии с бабочками, но вместе с тем запечатлеть риски, связанные со столь длительным путешествием, и культурную значимость этих существ. Бабочки начинают прибывать в Мичоакан в начале ноября, когда местные жители отмечают День мертвых, — считается, что бабочки приносят с собой духи умерших, и на стенах местного кладбища можно увидеть множество рисунков с бабочками.

Перед поездкой Паскаль пообщался с учеными из заповедников и провел собственное исследование — прочел ряд статей в журналах, посмотрел документальные фильмы на эту тему и изучил созданные ранее фотографии. Однако такая подготовка в некотором смысле создала для него новые проблемы, поскольку он получил устаревшую информацию о месте, в котором ему предстояло работать. «Сначала я подумал, что смогу запечатлеть бабочек в кронах деревьев с помощью макрообъектива, однако за 30 лет деревья выросли до 10–15 метров, и мне пришлось работать с телеобъективом, — говорит Паскаль. — Такая подготовка к работе имеет смысл, однако реальность может значительно отличаться от прочитанного ранее и даже оказаться диаметрально противоположной».

Есть ли у вас оборудование Canon?

Есть ли у вас оборудование Canon?

Зарегистрируйте свое оборудование и получите доступ к бесплатным консультациям экспертов, обслуживанию оборудования, интересным мероприятиям и специальным предложениям — участвуйте в программе Canon Professional Services.
Женщина в теплой куртке держит наполовину полную сеть с черно-оранжевыми бабочками, опустив внутрь одну руку.

На этом изображении работница WWF Виана Скарлет Санчез Ариас собирает живых бабочек-монархов, чтобы изучить их и проверить состояние их здоровья, после чего выпустить назад на природу. Общение с экспертами, включая Виану, помогло Паскалю лучше разобраться в поведении бабочек. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark IV с объективом Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM и следующими параметрами: 39 мм, 1/800 сек., f/11 и ISO 3200. © Паскаль Мэтр / Fondation Yves Rocher

Черно-оранжевые бабочки летят над сухой землей, отбрасывая на нее тени.

На этом снимке бабочки летят прямо над землей. Помимо отбрасываемых ими теней Паскалю удалось вписать в эту композицию линии теней от веревочных ограждений заповедника, которые не позволяют людям подходить слишком близко к бабочкам. Снято на камеру Canon EOS R с объективом Canon RF 100-500mm F4.5-7.1L IS USM и следующими параметрами: 300 мм, 1/4000 сек., f/5 и ISO 800. © Паскаль Мэтр / Fondation Yves Rocher

Уникальные задачи

Чтобы добраться до Мичоакана из Франции, где живет Паскаль, необходимо прилететь на самолете в Мехико, после чего совершить 250-километровое путешествие на автомобиле и около двух часов идти пешком в горной местности. Как и всегда, Паскаль работал один, без ассистентов, однако ему помогал местный водитель, который также стал для него проводником. «Именно поэтому мне так нравится фотография — ей можно заниматься в одиночку», — говорит он. Он сосредоточился на трех заповедниках — один из них большой и открыт для посещения, а в двух других, поменьше, работают ученые. «Массовая миграция бабочек зависит от солнца и ветра. При создании историй всегда сталкиваешься с такими факторами. Иногда освещение бывает идеальным, иногда с ним невозможно работать. Нужно продолжать работу и объективно оценивать результат, поскольку лишь так вы сможете создать идеальный снимок, пусть даже и в последний день».

Несмотря на значительный опыт, Паскаль обнаружил особые трудности, связанные конкретно с этим проектом. «С точки зрения фотосъемки это самая сложная история, которую мне когда-либо доводилось создавать, — говорит он. — Бабочки очень маленькие и двигаются очень быстро. С видео дела обстояли бы гораздо проще, однако мне как фотографу было действительно нелегко запечатлеть происходящее и найти оптимальное положение фокуса. Мне нужно было работать без вспышки, поскольку яркий свет пугает бабочек, и они дезориентируются в пространстве».

Решением стала так называемая «съемка вслепую» — фокусировка на расстоянии 2–3 метров и выбор закрытой диафрагмы вплоть до f/22, которая должна была обеспечить большую глубину резкости и избавить фотографа от потребности в поиске оптимальных положений фокуса для съемки массового перелета бабочек. Вместе с тем он работал с короткой выдержкой до 1/4000 сек., что было необходимо для съемки подвижных бабочек без размытия, и применил светочувствительность ISO до 5000, чтобы получить нужную экспозицию. Он сделал несколько тысяч снимков, требующих значительных усилий при сортировке и обработке, однако в итоге добился необходимого результата.

Вход на это мексиканское кладбище раскрашен ярко-синим, а на обеих сторонах арочного входа можно увидеть рисунки с крупными оранжевыми бабочками. Уборщица в синем переднике проходит через арку.

Бабочек трудно фотографировать, а вот снимать другие моменты этой истории Паскалю было гораздо проще — например, эти посвященные бабочкам декорации на одном из кладбищ Мичоакана. «Мне технически проще создавать такие фотографии, поскольку у меня есть нужный опыт», — рассказывает Паскаль. Снято на камеру Canon EOS-1D X Mark II (в продаже доступно новое поколение: Canon EOS-1D X Mark III) с объективом Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM и следующими параметрами: 70 мм, 1/125 сек., f/22 и ISO 3200. © Паскаль Мэтр / Fondation Yves Rocher

Отправляясь в путешествие, Паскаль взял с собой три камеры. «Для съемки в ночное время я использовал Canon EOS R. Благодаря возможностям съемки при слабом освещении она позволяет работать с высокими значениями ISO. Я устанавливал ее на штатив, разложенный на земле, и отслеживал композицию на заднем экране с регулируемым углом наклона».

Он также взял с собой Canon EOS-1D X Mark II (в продаже доступно новое поколение: EOS-1D X Mark III), чтобы фотографировать бабочек в полете, поскольку в таких ситуациях необходима камера для динамичной съемки. Также он выбрал Canon EOS 5D Mark IV, которая обеспечивает высокое качество и разрешение файлов изображений, позволяя создавать фотографии для печати выставочного качества».

Универсальное сочетание объективов Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM, RF 28-70mm F2L USM и RF 100-500mm F4.5-7.1 L IS USM, а также супертелеобъектива Canon EF 100-400mm f/4.5-5.6L IS II USM позволило Паскалю использовать разнообразные подходы к созданию композиций, фотографируя как отдельных особей, так и создавая общие планы, на которых можно различить в общей массе сотни и даже тысячи бабочек.

Запечатленное крупным планом растение с изогнутым зеленым стеблем, из которого выглядывает муравей.

Съемка дикой природы с помощью макрообъектива Canon

Биолог и фотограф Кристиан Циглер рассказывает о том, как он фотографирует удивительных обитателей тропических лесов с помощью макрообъектива.
Сотни бабочек спят на стволе дерева. Их крылья сложены, что позволяет увидеть черно-белый орнамент на нижней стороне крыльев.

Это одно из любимых изображений Паскаля, созданных им в рамках этого проекта. «Здесь можно увидеть, как бабочки выглядят перед пробуждением. На мой взгляд, очень похоже на картину», — говорит он. Благодаря датчику изображения 30,3 МП и возможности создавать детализированные изображения даже при слабом освещении камера Canon EOS R стала идеальным решением для этого проекта. Снято на камеру Canon EOS R с объективом Canon RF 100-500mm F4.5-7.1L IS USM и следующими параметрами: 400 мм, 1/125 сек., f/6.3 и ISO 3200. © Паскаль Мэтр / Fondation Yves Rocher

Воспоминания на долгие годы

Несмотря на то, что технически проект не был посвящен сугубо дикой природе, Паскалю помогли знания о поведении бабочек. Он наблюдал за ними в оптимальное время, выбирая позицию таким образом, чтобы запечатлеть коллективные путешествия бабочек, например массовые поиски пресной воды в реке или места для ночлега в кронах деревьев.

Одним из любимых изображений Паскаля стал кадр, демонстрирующий, как бабочки выглядят ранним утром. «Обычно люди видят бабочек с оранжевыми крыльями, однако задняя поверхность их крыльев на самом деле черная. Это можно увидеть лишь ночью. Это трудно запечатлеть, поскольку нужно убедить водителя отправиться на съемки в 2:30 утра, еще до рассвета, чтобы с первыми лучами солнца запечатлеть происходящее. Однако я считаю, что именно такие моменты отличают этот проект от других работ, посвященных бабочкам».

Даже для опытных фотографов уровня Паскаля каждый новый проект становится возможностью узнать нечто новое. На этот раз Паскалю довелось проверять технические пределы своего оборудования. Он сравнивает роль фотожурналиста, стремящегося рассказать историю, с работой детектива, ведущего расследование. «На съемках я имею полную свободу действий и готов к экспериментам. Появляются проблемы, и для них нужно искать решения — технические или нарративные. Это и есть наша работа».

Однако он также говорит, что став свидетелем столь невероятного зрелища, он преобразился как личность и как профессионал. «Я предвкушал работу буквально каждый день. Было нелегко снимать происходящее, однако быть свидетелем этого было просто невероятно».

Rachel Segal Hamilton

Оборудование Паскаля Мэтра

Оборудование, которое профессионалы используют для создания фотографий

Оборудование Паскаля Мэтра, включая камеры и объективы Canon.

Фотокамеры

Canon EOS-1D X Mark III

EOS-1D X Mark III — это идеальный инструмент для творчества, оснащенный системой автофокусировки на основе глубинного обучения, функцией съемки видео 5.5K RAW и возможностями для эффективной съемки при слабом освещении. «Она позволяет создавать качественные фотографии движения», — говорит Паскаль.

Canon EOS R

Полнокадровый датчик 30,3 МП, превосходная чувствительность ISO и технология Dual Pixel CMOS AF делают камеру EOS R отличным вариантом для съемки незабываемых историй. «Благодаря возможностям съемки при слабом освещении она позволяет работать с высокими значениями ISO», — говорит Паскаль.

Canon EOS 5D Mark IV

Продуманная конструкция и широкие функциональные возможности камеры EOS 5D Mark IV подойдут для любых условий съемки. Паскаль говорит: «Она обеспечивает высокое качество и разрешение файлов изображений, позволяя создавать фотографии для печати выставочного качества».

Объективы

Canon EF 100mm f/2.8L Macro IS USM

Этот универсальный объектив обеспечивает отличные результаты в портретной съемке и видеосъемке с рук благодаря возможности создания малой глубины резкости с красивым боке, а также встроенному гибридному режиму стабилизации изображения Hybrid IS.

Canon RF 28-70mm F2L USM

Объектив RF 28-70mm F2L USM обеспечивает качество изображения, соответствующее объективам с фиксированным фокусным расстоянием, а большая максимальная диафрагма f/2 открывает широкие творческие возможности во время съемки.

Canon RF 100-500mm F4.5-7.1 L IS USM

Объектив RF 100-500mm F4.5-7.1 L IS USM предлагает исключительную производительность и качество изображения благодаря UD-элементам и покрытиям ASC, которые обеспечивают непревзойденную контрастность и четкость.

Похожие статьи

Пять советов по съемке в условиях слабого освещения от Паскаля Мэтра

Амбассадор Canon Паскаль Мэтр использовал очень высокие значения ISO во время съемок повседневной жизни в деревнях без электричества. И вот чему он научился.

В пчелином улье: макрофотографии о жизни диких медоносных пчел

Узнайте, как фотограф дикой природы Инго Арндт с помощью камеры EOS 5DS R и вспышек Canon Speedlite смог запечатлеть тайную жизнь пчелиной колонии в своем саду.

Съемка тропических летучих мышей со вспышками Speedlite

Вы когда-нибудь использовали вспышки в тропическом лесу? Кристиан Циглер рассказывает о создании фотографий летучих мышей с высокой детализацией с помощью вспышек Speedlite 430EX III-RT.

Оливер Райт рассказывает о своем оборудовании для макросъемки

Профессиональный макрофотограф рассказывает о переходе на беззеркальную камеру и объектив Canon RF 100mm F2.8L Macro IS USM.

Подпишитесь на рассылку

Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro