Итальянский фотожурналист, член агентства Magnum Photos и амбассадор Canon Паоло Пеллегрин уже несколько десятилетий занимается съемкой конфликтов и кризисов по всему миру — от Уганды и Боснии до Сектора Газа, Камбоджи, Гаити и других стран. Он является одним из наиболее известных фотографов мира и имеет в своем активе 10 наград World Press Photo, однако даже для него съемочный процесс связан с определенными трудностями — сохранением реалистичности, выбором истории и объекта, поиском контекста и своими недочетами.
В 2018 году он снимал на улицах Токио и на малоизвестном полуострове Ното с помощью новой на тот момент камеры Canon EOS R, следуя основному принципу уличной фотографии — «снимай то, что открывается твоему взгляду». Паоло по 14 часов ходил по улицам в сильную жару и снимал все, что привлекало его — людей, отражения и интересные сочетания объектов.
«Уличная фотография становится для каждого фотографа буквально полем сражения, — рассказывает он. — Именно здесь начинаешь чувствовать связь между собой, миром и камерой, а также учишься использовать ее как инструмент запечатления фрагментов реальности. Мне кажется, что если вы хороший уличный фотограф, вы в целом хороший фотограф».
Трудности и минимализм:
Паоло Пеллегрин рассказывает о сути фотографии
Наблюдение за динамикой окружения, скорость и точность — все эти навыки пригодились Паоло при съемке конфликтов, где ему довелось создать ряд своих наиболее известных работ. Однако далеко не всегда он применяет к съемке один и тот же подход. «Я много лет, около 20 лет своей карьеры фотографа, пытался использовать метод сложения», — говорит он. Это означало наполнение глубиной каждого кадра за счет создания очень выразительных композиций, где сразу несколько событий происходят единовременно. Таким образом можно охарактеризовать работы многих известных уличных фотографов, в том числе легендарного Анри Картье-Брессона. Паоло — ярый сторонник идеи Брессона о том, что «изображение должно быть законченным в момент съемки».
«Я пытался создать условия и для себя, и для зрителя, чтобы мы могли путешествовать внутри одной фотографии», — говорит Паоло.
С учетом ваших потребностей. Создано для вас.
Теперь фотограф применяет другой подход — метод вычитания. «Существует множество различных вещей, которые присутствуют в композиции», — отмечает Паоло. Другими словами, он убирает лишнее, пока не достигнет самой сути фотографии. «Я думаю, что фотография — это словно один мазок кисти японского мастера каллиграфии. Всего один мазок кисти, который содержит сразу всю суть». К примеру, это может быть светящийся лавой разлом темной вулканической породы (см. выше) или айсберг, края которого, кажется, растворяются в окутывающем его сером небе (см. третье фото).
Метод работы и наблюдения от Паоло
В своей колонке в The New Yorker писатель Бен Тауб рассказывает, как наблюдал за Паоло, когда тот смотрел за пятнами света над пустыней Намиб в Южной Африке. «Он замолчал и поднял камеру, как и должно, но когда он сосредоточен, он кажется другим человеком. Его глаза недвижимы, а губы немного напряжены. Он двигается осознанно и бесшумно, сканируя сцену резкими движениями, словно он хищник», — пишет Бен.
Элегантный минимализм итоговых изображений не отражает сложного процесса их создания. «Бывает, что будто погружаешься в процесс, поэтому и ведешь себя иначе, — говорит Паоло. — Словно органы чувств начинают работать активнее, пока ты двигаешься и продолжаешь вести съемку. Просто пытаешься понять, что происходит».
Для Паоло основа фотографии — это мышление. «Именно на размышления я трачу основную часть сил, — говорит он. — Меня привлекают фотографии, которые относятся к конкретному событию, однако пробуждают более абстрактные и символичные мысли». Паоло отмечает, что фотография становится успешной, только когда взаимодействует со зрителем на нескольких уровнях, а также «пробуждает в нем связь с беженцем, диким животным» или любым другим героем кадра.
С точки зрения техники и композиции Паоло старается наиболее простым образом разрешить визуальную головоломку, что находится перед ним. «Существует целая палитра идей и вариантов съемки, которые помогают передать посыл, однако мне кажется, что иногда существует риск применить к композиции неподходящий метод раскрытия, — говорит он. — Я привержен этой идее и стараюсь не нарушать баланс».
При отсутствии дневного света он освещает объекты с помощью фонарей. «Это работает, однако если провести аналогию со скульптурой, я нахожусь на той стадии, когда необходимо отсечь все лишнее, чтобы достигнуть сути, — говорит он. — Я стараюсь убрать все лишнее и сделать кадр максимально простым». Именно поэтому Паоло предпочитает снимать в темноте.
Граница между видимым и невидимым
Многие объекты на изображениях Паоло словно выходят на свет из тени. Грань между тем, что можно увидеть, и тем, что увидеть нельзя, представляет для него особый интерес. Цифровые рабочие процессы и технологии предлагают ряд необычных возможностей, включая шанс исследовать окружение даже при слабом или минимальном освещении. «У меня есть представление, будто все объекты окутаны пеленой, и я достаю их из темноты, — говорит он. — Именно в темное время суток мои фотографии выглядят лучше».
Паоло говорит, что приобрел эту эстетику слабого освещения, когда еще в детстве отец-архитектор водил его по церквям. Именно тогда ему особенно понравилось, как выглядят конструкции с одним или двумя источниками света, включая задние или боковые лампы, и образуемая ими геометрия.
Паоло родился в Риме в 1964 году и планировал стать архитектором, но на третьем курсе учебы в университете он решил изменить свою жизнь. «Однажды на меня снизошло озарение, и я понял, что не хочу заниматься этим», — говорит он. Он отчислился из университета и резко сменил род деятельности.
«Я всегда провожу аналогию с иностранным языком — фотография для меня как язык, которому нужно учиться, — рассказывает он. — Необходимо изучить его грамматику, синтаксис и слова, после чего собрать их воедино. Я действительно изучал лексику фотографии с помощью книг, после чего отправлялся на съемки и по ночам проявлял фотографии, пробуя нечто новое. Лишь спустя 8–10 лет я понял, что стал достаточно опытным в этом деле».
По словам Паоло, это не означало, что обучение было закончено — это постоянный процесс. «В этом прелесть фотографии. Наше видение фотографии со временем все равно будет меняться».
Новые технологии
На протяжении своей карьеры Паоло стал свидетелем значимых изменений, которые произошли с приходом цифровых технологий. «Раньше нужно было уметь проявлять пленку и негативы, а также учиться печати, — говорит он — Это были неотъемлемые составляющие фотографии».
Сейчас фотография стала доступнее, однако Паоло говорит, что ее основа не изменилась. «Это в первую очередь вовлеченность, время и эмпатия, — говорит он. — Фотография сочетает в себе взаимодействие, личностные качества, культуру и целый ряд других факторов, превращая их в истории. Поэтому процесс создания фотографий не стал проще».
В отличие от других видов деятельности, фотография развивается вместе с появлением новых технологий, и разработки цифровых систем, включая удостоенную наград систему Canon EOS R, дают современным фотографам более широкие возможности исследования мира.
«Они позволяют нам узнавать больше о том, что оставалось за гранью возможного, в частности о съемке в темноте, — говорит Паоло. — Можно выбирать ISO 12 500, 24 000 или 56 000 и открывать для себя новый мир, который раньше находился под замком».
Новые взгляды
Стремление к минимализму отражается и в том, как Паоло подбирает себе оборудование. На протяжении многих лет он работал с фикс-объективами. «Тогда я следовал идее работы с "чистыми" объективами; словами чилийско-французского авангардного режиссера Алехандро Ходоровски, это "танец реальности", где нужно двигаться и взаимодействовать с пространством и объектом съемки, — говорит он. — Движение означает поток мыслей, и многие годы я работал именно так. Однако должен сказать, что объектив Canon RF 28-70mm F2L USM, настолько невероятен, что стал моим основным объективом».
Паоло решил не останавливаться лишь на этом зум-объективе. Он большой фанат всей линейки устройств системы EOS R. «Я очень большой поклонник камеры EOS R5. Она идеально мне подходит, — говорит он. — Я впервые за долгое время полностью доволен качеством фотографий. Я привязался к этой камере сильнее, чем ко многим другим за прошедшие годы — сюда можно отнести и изображения, и эргономику, и объективы».
Есть один фактор, не относящийся к техническим, однако Паоло считает его крайне важным. «Надежность невероятно важна. Очень здорово, когда у вас в руках инструмент, на который всегда можно положиться, — говорит он.
— Иногда случается, что определенные вещи или объекты, например автомобиль или что-то другое, действительно кажутся родными и помогают в работе. Именно к такой категории я отношу эту камеру».
О возвращении в зоны конфликтов
В 2018 году Паоло организовал ретроспективную выставку в родном Риме. Она получила название Un'Antologia, и в нее вошли свыше 150 фотографий и не публиковавшихся ранее работ, посвященных совершенно разным темам: от захватывающих историй об меняющихся пейзажах Антарктики до кадров из зон боевых действий.
Тогда Паоло заявил, что, вероятно, больше не будет работать в зонах боевых действий. «Я всегда избегал темы риска лично для меня, — говорит он. — Это моя ответственность и мое личное решение, однако война — это действительно опасно. Когда занимаешься этим на протяжении несколько лет, отправляясь туда много раз, начинаешь думать о вероятностях».
Спустя пару лет мир изменился, и впервые за свою карьеру Паоло не поехал на передовую, оставшись с семьей во время вспышки COVID-19. Однако разразившийся конфликт в Украине вернул его в привычное русло. Все казалось слишком важным и актуальным.
Съемка вдалеке от основных событий
Последний раз Паоло находился в зоне боевых действий в 2018 году, когда еще работал с камерой Canon EOS 5D Mark IV. В случае с Украиной он смог по достоинству оценить преимущества бесшумного режима съемки на Canon EOS R5. «Мы всегда стремимся к тому, чтобы оставаться незаметными и не вмешиваться в происходящее, — говорит он. — Во многих ситуациях бесшумный режим значительно помог мне».
Новые цели и течение времени
Будь то съемка знаменитостей для The New York Times, работа на этапах Формулы-1 или экспедиции по заказу National Geographic, Паоло продолжает работать и оттачивать свои навыки. Нитью, что пронизывает эклектику его работ, является элемент тени и текстура, которую Кэти Райан, руководитель отдела фотографии в The New York Times, описывает как «схожую с рисунком углем».
Творческое видение Паоло стало иным. Когда ему шел четвертый десяток, у него была диагностирована глаукома — глазное заболевание, которое теперь воздействует на его периферийное зрение. При должном лечении развитие глаукомы можно остановить, но психологически эффект болезни оказался довольно очевидным. «К сожалению, у меня проблемы со зрением, и для меня очень важна автофокусировка, особенно при слабом освещении, — рассказывает он. — Даже на изображениях, где это не так важно, например в кадрах отражений и более "мягких" фотографиях, все еще нужно поддерживать должный уровень четкости. При мягком контровом свете или в отражении на снимке должен быть объект в четком фокусе, и нужно найти их баланс.
Я достаточно целеустремленный человек, однако моя болезнь стала мотивацией двигаться дальше. Сейчас я не работаю до изнеможения, однако у меня в голове появилась мысль о том, что мое время конечно. Я понятия не имею, сколько еще смогу фотографировать».
Когда-то его коллега из агентства Magnum Жиль Перес сказал ему, что видение фотографа — это не только результат мыслительной деятельности, но и особенность того, как мы видим мир. Паоло согласен с этим. У него есть фокус — как ментальный, так и физиологический. Он отмечает самый важный элемент сцены и исключает из нее весь лишний шум. Для этого все посторонние объекты погружаются в тень.
Оборудование Паоло Пеллегрина
Оборудование, которое профессионалы используют для создания фотографий
Камера
Canon EOS R5
Что и как бы вы ни снимали, легкая, компактная и эргономичная камера EOS R5 позволит вам раскрыть свой творческий потенциал совершенно по-новому. «Я очень большой поклонник этой камеры. EOS R5 идеально подходит мне, от удобства хвата до качества изображений. Я впервые за долгое время полностью доволен качеством фотографий», — говорит Паоло.
Объективы
Canon RF 28-70mm F2L USM
Объектив с высокой светосилой, который обеспечивает потрясающие результаты даже при слабом освещении. «Я много лет вообще не работал с зум-объективами. Однако эта модель настолько невероятна, что стала моим основным объективом», — говорит Паоло, который большую часть работ создает с помощью RF 28-70mm.
Canon RF 35mm F1.8 MACRO IS STM
Широкоугольный светосильный фикс-объектив с максимальной диафрагмой f/1.8 и возможностями съемки в макрорежиме.
Canon RF 70-200mm F2.8L IS USM
Одна из моделей в новой тройке зум-объективов, Canon RF 70-200mm F2.8L IS USM станет идеальным решением для тех, кто создает новостные сюжеты и фотографирует спорт либо приключения в поездках. «Новое поколение объективов отличается высокой светосилой и исключительным качеством даже с полностью открытой диафрагмой», — говорит Паоло.
Похожие статьи
Паоло Пеллегрин
На протяжении последних 30 лет Паоло занимается проектами, которые посвящены жизни людей, отражая в своих работах ситуацию в конфликтных зонах по всему миру.
Могут ли изображения из зон конфликтов быть слишком красивыми?
Романтизируют ли красивые изображения страдания и происходящее в зонах боевых действий? Куратор выставки Джеймса Нахтвея в Милане устроил дискуссию с восемью фотожурналистами, чтобы найти ответ на этот вопрос.
Шесть советов по созданию атмосферных изображений при слабом освещении
Амбассадор Canon Евгения Арбугаева, которая известна своими атмосферными, сюрреалистичными изображениями, делится советами по съемке в условиях нехватки света.
Лучшие объективы Canon для уличной фотографии
Специалист по фотосъемке путешествий Джоэл Сантос рассказывает о своих любимых объективах для уличной фотографии и объясняет причины их выбора.