Легендарный фотограф и фотожурналист Роберт Капа однажды сказал: «Если ваши фотографии недостаточно хороши, значит, вы были недостаточно близко!». Но съемка с близкого расстояния не всегда гарантирует отличные снимки. Иногда все может быть в точности наоборот, о чем свидетельствует опыт аэрофотографа и амбассадора Canon Массимо Сестини.
В 90-х Массимо начал свою карьеру со стандартной новостной фотографии, но постепенно сосредоточился на аэрофотосъемке, снимая с вертолетов и военных самолетов с высоты сотен метров над землей.
На его снимках океаны, пейзажи и городские ландшафты запечатлены с ракурса, с которого их не часто увидишь. На фотографиях, которые Массимо сделал для совета по туризму в Тосканском регионе, знаменитые красоты Тосканы выглядят совершенно по-новому. Также он запечатлел полеты пилотажной группы итальянских ВВС, Frecce Tricolori, над потрясающими горными пейзажами и ночными городами.
Под другим углом: съемка мероприятий и пейзажей с воздуха
В свое время его фотографии позволили зрителям прочувствовать масштаб и значимость таких событий, как похороны Папы Иоанна Павла II в 2005 году и крушение круизного лайнера Costa Concordia в 2012 году. Его знаменитый снимок с воздуха, на котором сотни беженцев ютятся на лодке, пересекающей Средиземное море, заставил мир по-новому взглянуть на миграционный кризис и занял второе место в категории «Общие новости, одиночные снимки» на конкурсе World Press Photo в 2015 году.
В этом интервью Массимо рассказывает о преимуществах съемки с разных ракурсов и о практических аспектах своего революционного способа работы.
Почему вы выбрали аэрофотосъемку, и как взгляд на мир сверху вниз влияет на конечный результат?
«Съемка с большого расстояния благодаря необычной перспективе делает сюжет более ярким и запоминающимся по сравнению с привычной съемкой с близкого расстояния. В фотографии трудно сделать что-то новое, особенно сегодня, когда фотографировать может каждый, у кого есть смартфон.
Сегодня любые события запечатлены на фотографиях, причем не только профессиональных. Это ставит ремесло фотожурналистов под угрозу. Но съемка с высоты с использованием большого телеобъектива — будь то выборы, свадьба, землетрясение или акция протеста — позволяет получать действительно выразительные снимки».
Насколько тщательно вы планируете композицию снимков? Вы заранее изучаете пейзаж?
«Продумывать предмет съемок нужно до того, как выйти из дома, потому что в летящем вертолете времени на раздумья не будет. На самом деле, снимая с воздуха, я не вижу, что именно я фотографирую. Слишком далеко, и вертолет движется со скоростью 300 км/ч. Результаты съемки всегда непредсказуемы. Перед съемкой я сажусь и анализирую траекторию движения вертолета, силу и направление ветра и так далее, но в момент съемок я ничего не вижу. С годами я научился работать, не выстраивая кадры в момент съемки. Нужно подготовиться и надеяться на лучшее».
Есть ли у вас оборудование Canon?
Как вы начали заниматься аэрофотосъемкой?
«В начале 90-х я работал фотографом международных новостей и освещал убийство сицилийского судьи Джованни Фальконе итальянскими мафиози. Прибыв на место, я оказался в толпе своих коллег. Мои фотографии никто бы не купил, если бы они в точности повторяли фотографии репортера из агентства «Франс Пресс». Подумав, как же мне быть, я понял, что если подняться в небо с телеобъективом 500 мм или 600 мм, то можно будет получить уникальные снимки. Бомба, при взрыве которой погиб Фальконе, разнесла всю автостраду, и только с воздуха можно было по-настоящему понять, что произошло.
Вы часто сопровождаете военных или полицейских, но насколько это осуществимо на практике, если речь идет о независимых проектах?
Для фотосъемки крупных социально значимых событий не нужно разрешение. Нужен только проверенный пилот. Я всегда работаю с одним и тем же пилотом — это мой друг по имени Марко Савойя. 15 лет я работал с другим пилотом, Маурицио Скарпелли, но, к сожалению, он погиб при крушении вертолета.
Обычно я сначала делаю снимки, а уже затем продаю их новостным изданиям, поэтому расходы на аренду вертолетов ложатся на меня. Иногда это довольно дорого, но я считаю эти расходы такой же инвестицией, как и расходы на приобретение камер и другого оборудования для фотосъемок».
Аэрофотосъемка: следуя за узорами
Расскажите о своем стандартном наборе оборудования для аэрофотосъемки.
«На шее у меня висят три фотоаппарата с разными объективами. Я надеваю очки и наколенники для парашютистов. Камера для аэрофотосъемки должна быть очень быстрой и высокопроизводительной, поэтому я использую Canon EOS-1D X Mark III или Canon EOS R5 с комплектом объективов, обеспечивающих диапазон фокусных расстояний от 11 до 1000 мм.
Я использую камеры с крупными пикселями в датчике, так как крупные пиксели пропускают больше света. При работе с высоким ISO снижается уровень шума, и риск размытия снимков при слабом освещении сокращается. Мне не терпится опробовать возможности автофокусировки камеры EOS R3 — вручную настраивать фокусировку при съемке с быстро движущегося вертолета не так-то легко!
Наиболее полезным мне кажется объектив Canon EF 100-400mm f/4.5-5.6L IS II USM: на высоте около 150 метров его диапазон фокусных расстояний обеспечивает достаточное приближение, но при этом сохраняет абсолютную четкость снимка. Также я часто использую объектив Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM — я выбираю фокусное расстояние с учетом удаленности от объекта съемки, которая часто зависит от погодных условий».
Что, на ваш взгляд, изменилось в аэрофотосъемке с 90-х годов, когда вы начинали свою карьеру?
«Технологии камер сегодня позволяют делать то, что раньше было невозможным. Я могу снимать ночью в море, когда единственный источник света — это луна и звезды. Раньше это было немыслимо, а теперь развитие технологий сделало это возможным.
Также растет спрос на аэрофотосъемку не только в сфере фотожурналистики, но и в сфере фотоискусства. Работая в этом жанре, можно с легкостью создавать кадры, которые люди захотят повесить у себя дома как произведения искусства.
Что вы испытываете, когда снимаете с высоты в сотни метров?
Над облаками я чувствую себя совершенно свободным — от любых мыслей и творческих ограничений. И я всем сердцем это люблю».
Оборудование Массимо Сестини
Оборудование, которое профессионалы используют для создания фотографий
Фотокамеры
Canon EOS R5
Создавайте потрясающие фотографии с разрешением 45 МП со скоростью до 20 кадров/сек. или кинематографичные 12-битные видео 8K RAW с полным охватом области датчика изображения. «R5 — моя любимая камера, причем не только для съемки портретов», — говорит Массимо.
Canon EOS-1D X Mark III
Идеальный инструмент для творчества, который располагает системой автофокусировки на основе глубинного обучения, функцией съемки видео 5.5K RAW и возможностями для эффективной съемки при слабом освещении. Массимо говорит: «В работе при слабом освещении у EOS-1D X Mark III нет равных. Я часто использую ее для съемки под водой и с воздуха, а также для спортивной фотосъемки».
Canon EOS-1D X Mark II
В основе камеры EOS-1D X Mark II лежит разработанный Canon датчик изображения CMOS, который принадлежит к следующему поколению датчиков с профессиональным качеством изображения в линейке EOS. «Я использую EOS-1D X Mark II в тандеме с Mark III, если необходима частая смена объективов», — говорит Массимо.
Объективы
Canon RF 15-35mm F2.8L IS USM
Самый светосильный сверхширокоугольный зум-объектив Canon с мотором Nano USM и стабилизацией изображения, эквивалентной 5 ступеням экспозиции, а также высокой резкостью с 3 асферическими с 2 ультранизкодисперсионными (UD) элементами.
Canon RF 24-70mm F2.8L IS USM
Объектив RF 24-70mm F2.8L IS USM, который входит в тройку универсальных объективов f/2.8 Canon RF, располагает высокой светосилой, стабилизацией изображения и мотором Nano USM для бесшумной фокусировки.
Canon RF 70-200mm F2.8L IS USM
Фотографируйте в любом уголке мира с этим сверхкомпактным зум-телеобъективом с диафрагмой f/2.8: сверхбыстрая автофокусировка, минимальное расстояние фокусировки 0,7 метра и стабилизатор изображения с эффектом, эквивалентным пяти ступеням экспозиции, помогут создавать качественные изображения в любых ситуациях даже при съемке с рук.
Canon RF 35mm F1.8 Macro IS STM
Широкоугольный светосильный фикс-объектив с максимальной диафрагмой f/1.8 и возможностями съемки в макрорежиме.
Canon RF 50mm F1.2L USM
Задает новые стандарты качества фотографий, обеспечивает превосходную резкость, располагает широким рядом творческих функций и успешно справляется со съемкой при слабом освещении.
Canon EF 16-35mm f/2.8L III USM
Первоклассный сверхширокоугольный зум-объектив с постоянной максимальной диафрагмой f/2.8 для высочайшего качества изображения даже при слабом освещении.
Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM
Стандартный профессиональный зум-объектив, обеспечивающий исключительное качество изображения и большую диафрагму f/2.8 по всему диапазону фокусных расстояний.
Canon EF 100-400mm f/4.5-5.6L IS II USM
Компактный, высокопроизводительный зум-объектив 100–400 мм идеально подходит для съемки спортивных событий, движущихся объектов и дикой природы.