Режиссер документальных фильмов и амбассадор Canon Марсель Меттельзифен имеет за плечами огромный опыт съемки в опасных условиях. Немецкий видеограф-самоучка начал карьеру независимого фотожурналиста чуть менее 20 лет назад и освещает зоны боевых действий по всему земному шару. После того как он решил создавать и видео, ему удалось отснять ряд удостоенных наград документальных фильмов в некоторых из наиболее опасных локаций на планете.
На документальный фильм «В ее руках» (In Her Hands) Марсель и второй режиссер Тамана Аязи потратили более двух лет, в течение которых снимали жизненный путь Зарифы Гафари, самой молодой женщины-мэра в Афганистане. «Каждый документальный проект требует от меня очень интенсивной связи с демонстрируемыми персонажами, — рассказывает он. — Для документальных фильмов необходимо не просто вклиниться в жизнь другого человека, но и завоевать его доверие, полностью отдавая себя истории — съемки составляют лишь 5% времени, а все остальное время мы исполняем роли друзей и тех, с кем делятся переживаниями».
В этой статье он рассказывает о своем подходе к проекту, о трудностях, с которыми столкнулся во время съемки картины «В ее руках», и о том, как этот проект набрал обороты и стал гораздо масштабнее, чем он с Зарифой могли себе представить.
Съемка в непростых условиях: история создания фильма «В ее руках»
В поисках истории
В документальной съемке чрезвычайно важно найти главного героя истории. Марсель долгое время работал в Афганистане и уже сформировал целую сеть обмена информацией. «Проект всегда начинается с идеи — на этот раз сюжет выстраивается вокруг сильной женщины, которая живет в стране, где власть находится в руках в мужчин, и пытается построить политическую карьеру в период смуты, — рассказывает он. — Методы документальной съемки позволяют разбить политический контекст на полные ярких эмоций сюжетные линии и найти персонажей, которые станут вашим проводником в этом путешествии».
Когда Марсель впервые встретился с Зарифой, он сразу же ощутил ее мощную ауру. «Когда я в первый раз встретился с ней, она в одиночку вела 400 демонстрантов за мир, образование и равенство по одной из наиболее опасных улиц Афганистана, где ранее она уже подвергалась атакам», — говорит он.
Есть ли у вас оборудование Canon?
Риски и вознаграждение
За многие годы работы над предыдущими проектами в опасных условиях Марсель научился выбирать пути и действия, которые помогут ему оставаться в безопасности. «Я уже 20 лет документирую конфликты, и за такое время интуиция становится гораздо сильнее, — говорит он. — Я не люблю идти на риск, а на локации невозможно контролировать происходящее вокруг».
Работа и съемка в связке с Таманой, вторым режиссером, помогла Марселю день за днем трезво оценивать уровень риска. «Мы просчитывали риски и пытались понять, насколько далеко можем зайти; множество раз мы понимали, что нужно остановиться, — говорит он. — Было очень удачно, что я иностранец, а Тамана из Афганистана — поэтому мы смогли вместе принимать взвешенные решения».
Кинематографическая съемка в зоне боевых действий
На съемках «В ее руках» Марсель пытался создать кинематографичный фильм, однако ему было важно подобрать для этого максимально легкое оборудование, поэтому он остановил выбор на камере Canon EOS C300 Mark III. «Работая режиссером и снимая в одиночку, я должен иметь возможность забыть о том, что у меня в руках камера, и сосредоточиться на всех прочих аспектах, — говорит он. — Я всегда стараюсь путешествовать налегке, не жертвуя кинематографическим качеством, и эта камера предлагает мне все необходимое».
Чтобы конфигурация получилась максимально легкой, Марсель в основном снимал с помощью объективов EF и EF-S, включая модель Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM, которая нравится ему за встроенную стабилизацию изображения с эффектом 3 ступеней экспозиции и высокую четкость изображения. Когда у видеографа было время заняться более кинематографической съемкой, он применял фикс-объективы, включая модель Canon EF 85mm f/1.8 USM. «Я также часто снимаю с Canon EF 70-200mm f/2.8L IS III USM, поскольку это невероятно важный объектив для наблюдения за окружением, — отмечает он.
— Афганистан — это одна из немногих стран мира, где за последние 2000 лет ничего не изменилось. Я хотел показать людям красоту этой страны. Мне хотелось создать нечто эпичное, пробудить эмоции и помочь людям влюбиться в эту страну и жизнь местных людей».
Марсель также использовал Canon EOS C300 Mark III для съемки удостоенного награды BAFTA документального фильма «Дети Талибана», идею для которого он почерпнул на съемках картины «В ее руках». «По пути я узнал несколько захватывающих историй и подумал, что смогу рассказать их через образы детей, — говорит он. — Это более короткометражный и значительно более безопасный в создании фильм, однако работать с детьми очень утомительно — нужно буквально бегать за ними и оставаться в центре внимания. Но мне очень понравилось, что главный женский персонаж никогда не сдается — это напомнило мне о Зарифе».
Дэниэл Бейтман рассказывает о документальной съемке для телевидения
Корректная последовательность съемки
Марсель подчеркивает, что когда вы уже добились доверия ваших героев, следует обратить внимание на последовательность съемки. «Необходимо представлять себе структуру: есть начало, середина и концовка, — говорит он. — Я самоучка и знаю, что мне будет проще работать, когда я представляю себе последовательность и только затем разбиваю ее на блоки».
Съемки фильма «В ее руках» заняли свыше 400 часов, и Марселю необходимо было следить за ходом истории на протяжении всего времени работы. «За свою карьеру я понял, что если снимать последовательно, в итоге все получившиеся материалы будет проще сложить в единый пазл, — говорит он. — Даже если не всегда можно понять, куда ведет история, последовательный подход позволит выстроить даже очень сложный сюжет на стадии монтажа».
Доверьтесь процессу создания фильма
Благодаря многолетнему опыту документальной съемки и в том числе длительной работе с камерами Cinema EOS Марсель уже осознал, насколько важно соблюдать стандартный процесс. «Документальные фильмы не снимаются по сценарию — я просто начинаю фиксировать историю, но не знаю, куда именно она меня приведет, — говорит он. — Нужно лишь найти яркого главного героя, и в итоге вы всегда получите полноценный фильм. Просто поверьте в проект. В конечном итоге все сработает как надо».
Посвятив два с половиной года своей профессиональной деятельности этому фильму, Марсель был очень горд показать итоговый продукт Зарифе. «С такими людьми, как Зарифа, необходимо много работать, чтобы выстроить доверие между режиссером и персонажем, — рассказывает он. — Нужно относиться к ним с уважением. Посмотрев фильм, она чувствовала себя невероятно мотивированной».
«Вы несете невероятную ответственность. Ведь эти люди тоже уязвимы. Нужно определиться с тем, что именно вы хотите показать миру, а также относиться к другой культуре с уважением и сделать так, чтобы зритель включился в историю. Я испытал облегчение, когда все пришли к выводу, что фильм получился хорошим».
Похожие статьи
Джеймс Нахтвей о том, почему фотожурналистика необходима для развития демократии
Убежденность, страсть и приверженность: известный фотограф рассказывает о том, что заставляет его и дальше документировать жизнь человечества.
«Все, что дышит»: съемка документального фильма по заказу Sundance с помощью оборудования Canon
Оператор-постановщик Бен Бернхард рассказывает о том, как ему удалось по-особому запечатлеть загрязнение и социальные проблемы в Дели с помощью камеры Canon EOS C500 Mark II.
Улицы Алеппо: новый подход к съемке войны в Сирии
Как фотограф агентства Magnum Жером Сессини рассказывал историю конфликта в Сирии, фотографируя пустынные и разрушенные улицы вместо солдат и жертв войны.
Как грант Canon для видеографов может вам помочь
Микаэль Зумштейн, Камиль Миллеран и Ирен Баке стали первыми тремя победителями конкурса Canon по созданию короткометражных документальных фильмов. В этой статье они поделятся своим опытом и советами.