Для финского фотографа Вальтери Хирвонена фотосъемка при слабом освещении — это неотъемлемая часть создания изображений. Это у него в крови. Он рос в Финляндии и каждый год оттачивал свои навыки фотосъемки, когда наступала долгая темная зима. Это помогло ему стать мастером съемки в сумеречное время суток.
«Летом у нас достаточно солнечного света, однако на протяжении всей зимы в Финляндии очень и очень темно, — рассказывает он. — Мне нравится холод и снег, однако если я хочу запечатлеть что-то зимой, после основной работы остается лишь снимать в темное время суток. Поэтому пришлось искать идеи, которые помогли бы мне заниматься этим хобби. Все случилось само собой — можно сказать, что света не было, но я научился создавать фотографии в таких условиях». Несмотря на успех Вальтери в сфере коммерческой фотографии, его увлечением до сих пор остается съемка сюрреалистичного мира темноты, который открывает свои двери с заходом солнца.
Вальтери работает с Canon EOS R5 и Canon EOS 5D Mark III (в продаже доступно новое поколение: Canon EOS 5D Mark IV), беспроводным пультом ДУ и штативом из углеволокна, отправляясь на локации для создания атмосферных изображений, требующих особого видения и целеустремленности. За свою необычную 20-летнюю карьеру он смог создать впечатляющее портфолио из кадров, созданных в ночное время суток. К ним относятся романтичные ночные фотографии из разных уголков планеты, а самой известной серией его изображений стал проект The Darkest Hour (Самый темный час). Здесь он делится крупицами мудрости, которые помогут любому из вас научиться фотосъемке после захода солнца.
От заката до рассвета: советы по фотосъемке при слабом освещении
1. Снимайте в широкоугольном формате
Возможно, вы захотите отправиться на ночную съемку с телеобъективом, однако Вальтери рекомендует другой подход. «При слабом освещении бывает трудно сфокусироваться с телеобъективом. Обычно я использую фокусные расстояния от 24 мм до 50 мм. При съемке с телеобъективом в кромешной темноте, при свете луны или звезд вам может потребоваться брекетинг фокусировки. Мне бы хотелось этого избежать, поэтому 90% времени я работаю с объективом Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM, поскольку 24 мм на полнокадровой камере более чем достаточно для съемки любых объектов».
«Фокусное расстояние 24–70 мм кажется мне наиболее естественным. Не слишком малое, не слишком большое. Я знаю, что с этим диапазоном смогу получить хоть что-нибудь в любой ситуации. Не хочу брать с собой много оборудования. Мне нравится, что не приходится думать о снаряжении во время съемки».
Есть ли у вас оборудование Canon?
Вальтери также говорит, что всегда работает с Canon, и для него важно, чтобы с камерой было привычно работать. «Я так много времени провожу на природе, что обычно работаю в перчатках, поэтому эргономичность камеры играет для меня особую роль, — рассказывает он. — Дело не в разрешении или мегапикселях, ведь есть вещи, которые нельзя измерить, например "правильные" ощущения от пользования камерой».
2. Сосредоточьтесь на истории
Вальтери советует не стремиться к техническому совершенству, если это означает, что вы пожертвуете своим интересом к творчеству. «Важнее всего — не волноваться о размытии или технических недостатках ваших фотографий. Если вспомнить легендарные изображения из прошлого, не думаешь об их технических нюансах, ведь важнее история и эффект присутствия. Если вы сделали хороший снимок, но он получился размытым, это все равно хороший снимок. Если фотография получилась максимально четкой, но ничем не примечательной — эту фотографию нельзя назвать хорошей. Ничего страшного, если ваши фотографии получаются недостаточно четкими».
Ночные фотографии Вальтери выделяются интересными композициями, объединяющими природу и человеческий фактор. Он может выбрать в качестве основного объекта съемки пикирующего орла в центре композиции, световые полосы среди пустынного пейзажа, первые лучи рассветного солнца, пробивающиеся сквозь облака, и даже простую элегантность полной луны, окутавшей лесную землю своим светом. Фотографируя в разное время ночи и в разное время года — от розовых летних закатов до глубокой зимней темноты, — а также играя с длительностью выдержки, Вальтери демонстрирует разнообразие ночной фотосъемки, не ограничивая себя работой с оттенками синего цвета.
По словам Вальтери, одна из составляющих наиболее важна для создания превосходных изображений. «Я всегда ищу особые условия освещения. Даже на самой обычной локации можно добиться желаемых результатов, если найти правильное освещение и запоминающуюся композицию».
3. Отключите стабилизацию при съемке с длительной выдержкой
Стабилизация изображения, в частности встроенный стабилизатор Canon EOS R5 и EOS R6, обеспечивает эффект, эквивалентный 8 ступеням экспозиции, при установке некоторых объективов и позволяет свободно снимать с рук в ситуациях, где штатив будет неудобен. Однако если вы снимаете в ночное время со штативом и используете длительную выдержку, Вальтери советует отключать стабилизатор.
Это связано с принципом работы системы стабилизации. Когда, к примеру, группа стабилизации в объективе активна, ее элементы могут перемещаться. В этом режиме они распознают движение и двигаются соответствующим образом, чтобы нивелировать его. Поэтому при съемке со штативом с включенной стабилизацией они будут искать движение, чтобы компенсировать его, что может привести к нежелательному размытию на кадрах с длительной выдержкой. Если вы работаете со штативом, с отключением стабилизатора эти элементы будут зафиксированы в одном положении. Самые современные объективы оснащены функцией распознавания штатива, которая помогает избежать этой проблемы, однако отключение стабилизации также поможет сэкономить ресурс аккумулятора.
Съемка хищных птиц в сумерках на камеру EOS-1D X Mark III
Вальтери говорит: «При выборе 2-секундной или более длительной выдержки отключайте стабилизацию. Она очень полезна при съемке с рук или работе с короткой выдержкой, однако при установке камеры на штатив и выдержке в более чем одну секунду преимущества стабилизатора в камере и объективе будут менее очевидны».
4. Экспериментируйте с собственными источниками света
Вальтери часто использует искусственное освещение, чтобы сделать акцент на нужном объекте или подчеркнуть определенные оттенки цветовой палитры, будь то путем добавления световых полос или подсветкой палатки изнутри в цвет полной кровавой луны. Поэтому одним из наиболее важных устройств для Вальтери является его налобный фонарь. «У меня всегда под рукой мощный налобный фонарь, который позволяет следить за дорогой и рисовать светом. В кромешной темноте он также помогает определять границы композиции — с его помощью я могу видеть левую и правую границы изображения».
5. Приезжайте до наступления темноты
По словам Вальтери, раннее прибытие на локацию играет ключевую роль в создании лучших композиций. «Обычно я приезжаю до наступления темноты, чтобы осмотреть пейзаж и определиться с композицией при помощи видоискателя. Затем наступает стадия ожидания. Я беру с собой термос с чаем или горячим шоколадом и наслаждаюсь пейзажем в ожидании нужного момента. Я начинаю делать снимки в сумерках, однако вплоть до создания первого кадра нельзя понять, какой вариант съемки будет лучшим — прямо перед наступлением темноты или в кромешной тьме. В сумерках есть некий странный отрезок времени. Он ничем не отличается от рассвета. Я жду момент, оцениваю изменение ситуации и пейзажа, после чего делаю снимок. Такое ожидание может занимать до 2–3 часов».
6. Ищите настоящую темноту
Световое загрязнение может сильно повлиять на результат съемки при слабом освещении, поэтому Вальтери любой ценой старается избегать таких мест. «Если вы живете в городе, световое загрязнение будет наиболее сильным, — говорит он. — Если у вас есть возможность уехать подальше, то вы заметите, насколько более качественными получаются ваши ночные фотографии. Когда воочию видишь, что звезды действительно освещают пейзаж при выборе 5-минутной выдержки, то испытываешь непередаваемые ощущения. Камера видит то, что не видим мы, и это действительно здорово».
7. Не бойтесь высоких значений ISO
Вальтери не беспокоится об уровне шума на изображениях. Его камеры — Canon EOS R5 и Canon EOS 5D Mark III — прекрасно справляются в условиях нехватки света, однако он также работает с высокими значениями ISO, чтобы создавать нужные изображения. «Не бойтесь использовать высокую светочувствительность датчика изображения и выбирайте те значения, которые нужны для создания фотографии. Используйте все средства, чтобы сделать нужный снимок. Конечно, стоит выбрать минимальное из возможных значение, но даже если это ISO 12 800, не нужно бояться. Если камера поддерживает высокие значения ISO, то нужно ими пользоваться. Тут и думать нечего».
Похожие статьи
Мастерство монохромной печати: создаем печатные версии черно-белых пейзажей
Фотограф Клайв Бут и специалист по печати Сухаиб Хусейн рассказывают о том, как добиться наилучших результатов при печати пейзажных изображений в черно-белом формате.
Вейксерфинг с сигнальными огнями: испытание камеры Canon EOS-1D X Mark III
Слабое освещение, высокая скорость и очень много воды… Фотограф экстремальных видов спорта Рихард Вальх организовал самое серьезное на данный момент испытание для новой камеры EOS-1D X Mark III.
Пять советов по съемке в условиях слабого освещения от Паскаля Мэтра
Амбассадор Canon Паскаль Мэтр использовал очень высокие значения ISO во время съемок повседневной жизни в деревнях без электричества. И вот чему он научился.
8 советов по созданию впечатляющих фотографий луны
Подходящее место и время, правильное оборудование… фотограф Эндрю Фьюзек Питерс, специализирующийся на фотосъемке луны, делится своими любимыми техниками и приемами создания потрясающих снимков.