Как запечатлеть ощущение? Очевидным ответом может быть фотография человека, который охвачен этим чувством, с фокусом на его мимике и языке тела — на морщинках вокруг глаз, когда он улыбается, на напряженных руках. Но это не всегда самый этичный — или наиболее эффективный — подход. «Когда вы фотографируете деликатные сюжеты, не следует снимать того, кто плачет, поскольку это может быть обидным. Возможно, в этот момент, лучше утешить человека, а не хвататься за камеру, — говорит фотограф-документалист и амбассадор Canon Лора эль-Тантави. — Но как же тогда перенести на снимок этот момент, который они разделили с вами?»
Для Лоры «фотография — это про искренность», а ее серия 2023 для WaterAid и Wimbledon Foundation Несем жизнь: материнство и вода в Малави наполнена эмоциями. Международная негосударственная организация WaterAid поручила ей создать серию изображений женщин и младенцев в округе Нтчиси Малави с неблагоприятной санитарной обстановкой, проблемами гигиены и недостаточным доступом к чистой воде. У WaterAid есть опыт работы с фотографами, которых отличает яркий визуальный подход. Ранее они обращались к фотографу и художнице из Эфиопии Аиде Мулуне, чтобы создать проект о нехватке воды и о том, как это влияет на женщин в Африке.
Импрессионистическая фотография: работа Лоры эль-Тантави для WaterAid
Фотографии и видео Лоры — впервые представленные на открытой выставке в лайтбоксах и на цифровых экранах, размещенных на берегу Темзы в Лондоне в рамках празднования Международного женского дня в 2023 году — показывают ситуацию поэтичными способами. Ее портреты женщин, снятые при слабом освещении на камеру Canon EOS R5, мягко освещены, некоторые почти полностью скрыты в темноте, за исключением освещенных областей лица и тела в профиль. На других кадрах она фокусируется на рядах ярких цветных ведер, или направляет объектив на пейзаж. Используя различные технические приемы, включая мягкий фокус и намеренное размытие движения, она создает изображения, которые настолько импрессионистичны, что некоторые из них почти абстрактны — далеки от традиционной наблюдательной документалистики.
Для Лоры передать историю — это не просто представить ситуацию самым прямолинейным способом, но и передать эмоциональный опыт. «Именно здесь все начинается и заканчивается для меня, — говорит она. — Я также фотографирую собственное чувство уязвимости, в некотором смысле. Это довольно сложно».
Оттачивание навыков фотосъемки в стиле импрессионизма
Лора посвятила почти два десятилетия развитию этого подхода. Получив диплом в области журналистики и политологии Университета Джорджии, США, она начала свою карьеру в качестве фотографа региональных новостей. Только когда она переехала в Египет, родную страну ее родителей, она начала развивать визуальный язык, который, по ее мнению, был более подходящим тем условиям, которые она снимала, чем традиционный документальный подход. Ей потребовалось время, чтобы отточить свой стиль и обрести уверенность в долгосрочных самостоятельных проектах, включая работы «В тени пирамид» (In the Shadow of the Pyramids) (2005–14 гг.), «Завеса» (The Veil) (2008–2012 гг.) и «Бессмертная река» (An Immortal River) (2013 – настоящее время).
«Я считаю, последовательный подход и отсутствие необходимости снимать для определенных клиентов, а съемка для себя, позволили мне свободно заниматься поисками, — говорит она. — С этого момента я начала чувствовать, что именно так я воспринимаю мир и так реагирую на визуальные образы».
В этом отношении ее камера EOS R5 просто бесценна. «Камера — это инструмент, — говорит она, который позволяет ей следовать инстинктам. — Она проста в использовании. Это быстрая камера, которая лучше справляется в различных условиях освещения, чем любая камера, которую я раньше использовала». Это, наряду с высоким качеством изображения объективов Canon RF, было очень важно для передачи ярких цветов, которые Лора использует в своей работе.
«Малави называют "теплым сердцем Африки", и я почувствовала это тепло, этот земляной тон, который вас окружает с первой минуты вашего приземления, в архитектуре, где бы вы ни находились, — говорит Лора. — Но теплая палитра соответствовала тому, как я вижу мир, а также тому, что происходило в визуальном плане».
Есть ли у вас оборудование Canon?
Несем жизнь: материнство и вода в Малави
В Малави компания WaterAid отобрала женщин, чтобы узнать их истории, и Лора присутствовала на долгих беседах этих женщин с сотрудниками негосударственной организации. С ними также был психолог, который приостанавливал беседу или переводил ее в другое русло, если это было необходимо. Лора считает, что это было очень полезно, так как некоторые женщины пережили серьезную травму, например смерть внуков.
«Мне важно сначала услышать, что они говорят, — объясняет она. — Я не хочу просто приходить и говорить: "Давайте я вас сфотографирую". Это слишком прямолинейно, и воспринимается как вмешательство. Мы не хотим никому навредить этим документальным материалом».
В этих интервью обсуждались кадры, которые потом снимала Лора. «Чтобы обеспечить свои семьи чистой водой, эти женщины вынуждены каждый раз проходить не менее трех или четырех километров, — говорит она. — И они могут проделывать этот путь по три раза в день». Тем не менее, при знакомстве и общении с ними, она заметила не столько ощущение трудностей, сколько общности и стремления к лучшему».
В прошлом фотографии и видео для негосударственных организаций обвиняли в дегуманизации действующих лиц, путем демонстрации их страданий экстремальными или неделикатными способами, в которых герои представлялись беспомощными жертвами. Лора осознает, что при создании таких эстетичных изображений, как у нее, также существует риск. «Когда вы работаете с яркой визуальной эстетикой, всегда возникает проблема, что люди видят цвета, движения, свет, но не видят ничего, кроме этого, потому что эти составляющие очень привлекательны, — говорит она. — Это опасная территория. И очень важно понимать, что эстетика моих изображений может потенциально выйти на передний план».
Это непрерывный поиск баланса в попытке добиться, чтобы история не затерялась в кадре. «Письменные описания также очень важны в моей работе, потому что они дают контекст, — добавляет она. — В работе для WaterAid это были слова женщин, которые рассказывали о своем опыте».
Лора чувствовала, что она может сказать больше, демонстрируя меньше в каждом кадре. «Я выбирала определенные моменты, которые действительно выделялись, — объясняет она. — Я видела небольшие капли воды, падающие на руки женщин, когда они набирали воду, или стекающие по их лицам, когда они несли ведра. И эти небольшие детали стали представлять для меня особый интерес».
Наряду с крупными планами капель воды на женских лицах есть и другие, на которых показана поверхность воды, а текстура обеспечивает визуальную связь между ними. Тени листвы, отраженные в ведре с водой, не рассказывают всю историю, но в сочетании с другими изображениями создают настроение. В этих случаях объектив Лоры Canon RF 85mm F2 MACRO IS STM продемонстрировал свою эффективность, обеспечивая высокую четкость там, где это необходимо.
Творческий подход в документальном жанре
За последнее десятилетие понятие документальной фотографии сильно расширилось, и все больше фотографов работают над «личными проектами», говорит Лора, хотя она считает, что все фотографии являются личными. «Вы видите больше собственного голоса фотографа в их фотографиях», — говорит она.
«Я не знаю, как именно это работает, — продолжает она. — Возможно, это связано с большим количеством изображений, но также и с тем, что мы все уникальны. Если вы поместите трех фотографов в одну комнату, они не будут делать одни и те же снимки, поскольку у них разные точки зрения. Этот уникальный стиль стал визитной карточкой в мире фотографии за последние несколько лет. И я думаю, что это замечательно».
Но для нее действительно важны люди на ее фотографиях. «За представлением историй людей большой аудитории лежит ответственность», — подчеркивает она. Это непростая задача, создать впечатляющие изображения, которые не просто заставят зрителей остановиться на мгновение при просмотре социальных сетей, но и выведут тему на новый уровень. «Именно это действительно вдохновляет меня в фотографии — демонстрация важных проблем, которая позволит мотивировать людей на действие. На перемены».
«Выход»: первый документальный фильм Евгении Арбугаевой
Помогаем негосударственным организациям рассказать их истории
Многие фотографы хотели бы больше работать с некоммерческими организациями, и Лора дает советы по работе с негосударственными организациями для тех, кто пытается попасть в этот мир.
Во-первых, «узнайте, что вы можете предложить этой негосударственной организации. Подходите ли вы для этой работы? Соответствует ли эта работа вашим исследовательским интересам и ожиданиям от мира фотографии?»
Затем узнайте больше о негосударственной организации, в которую обращаетесь. «Ознакомьтесь с общими принципами работы этой негосударственной организации, — говорит Лора. — Как они работают на локации? Какие у рекомендации они публикуют? Они отвечают перед более широкой аудиторией, в том числе перед клиентами по проекту и людьми, которые могут финансировать проекты. Это добавляет новый уровень для вас».
Наконец, очень важно правильно взаимодействовать с организацией во всех деловых отношениях. «Будьте честны в обсуждениях, — говорит Лора. — Если вы чувствуете неловкость или у вас есть предложения, скажите об этом. И убедитесь, что все записано, чтобы к этому можно было вернуться».
Оборудование Лоры эль-Тантави
Оборудование, которое профессионалы используют для создания фотографий
Камера
Canon EOS R5
Создавайте потрясающие фотографии с разрешением 45 МП со скоростью до 20 кадров/сек. или переключитесь и снимайте кинематографичные 12-битные видео 8K RAW с полным охватом области датчика изображения. «Я могу легко переключаться между фото- и видеосъемкой», — говорит Лора.
Объективы
CANON RF 24-105mm F4-7.1 IS STM
Универсальный объектив 24–105 мм с оптическим стабилизатором изображения обеспечивает четкость фотографий и видео. «Этот объектив я использую чаще всего. На моей камере почти всегда он», — говорит Лора.
Canon RF 35mm F1.8 MACRO IS STM
Легкий и портативный универсальный объектив 35 мм, который идеально подойдет для макросъемки, а также стрит-фотографии и съемки во время путешествий. Лора говорит, что этот объектив с фиксированным фокусным расстоянием «быстрый и обеспечивает очень высокое качество, как и все мои объективы Canon».
Canon RF 70-200mm F2.8L IS USM
Этот высокопроизводительный зум-телеобъектив f/2.8 отличается компактным корпусом и обеспечивает исключительное качество изображения в любых условиях съемки. Лора говорит, что этот объектив позволяет «оперативно реагировать в ситуациях, когда события развиваются быстро».
Canon RF 85mm F2 MACRO IS STM
Этот объектив обеспечивает особую перспективу теледиапазона для создания выразительных портретов, а также фокусировку на малых расстояниях и стабилизацию изображения, эквивалентную 5 ступеням экспозиции. «Я фотографирую детали, так что эти функции очень полезны», — говорит Лора.
Похожие статьи
Джеймс Нахтвей о том, почему фотожурналистика необходима для развития демократии
Убежденность, страсть и приверженность: известный фотограф рассказывает о том, что заставляет его и дальше документировать жизнь человечества.
Лора эль-Тантави о закрепившемся значении площади Тахрир
Лора эль-Тантави беседует со Скоттом Андерсоном перед публикацией новой версии своей книги 2015 года «В тени пирамид» (Shadow of the Pyramids).
Открытое обсуждение: эклектика документальной и портретной съемки
Четыре профессионала обсуждают сходства этих жанров и оборудование EOS R, которое помогает им всегда получать идеальные кадры.
Фотограф-студент рассказывает неочевидные истории Конго
О родине Гершома Ндебо мало говорят в СМИ. В свои 22 года он стремится это исправить, снимая для таких компаний, как Getty Images и AFP.