Любой начинающий режиссер подтвердит, что путь к успеху связан с рядом трудностей, которые, однако, можно превратить в возможности. Джейд Анг Джекман и Самона Оланипекун — два режиссера, которые прекрасно разбираются в том, как внести свой вклад в развитие индустрии. Оба специалиста стали полноправными сотрудниками удостоенной наград производственной компании Lammas Park, основанной сэром Стивом Маккуином — британским режиссером и создателем фильма «12 лет рабства», в 2014 году получившего «Оскар» за лучший фильм.
Его компания стремится сделать индустрию кинопроизводства более доступной, предлагая финансирование и наставничество начинающим кинематографистам — таким образом обучается новое поколение талантливых режиссеров, которые без этой поддержки вряд ли смогли бы работать в индустрии.
В рамках одного из таких проектов Lammas Park связались с Canon Europe, чтобы совместно создать два короткометражных фильма с режиссурой Джейд и Самоны, которые затем примут участие в кинофестивалях 2023 года. Оба режиссера использовали исключительно кинокамеры и кинообъективы Canon и создали по фильму на темы, которые многое для них значат, чтобы сломать устоявшийся статус-кво.
Фильм Джейд под названием «Young Hot Bloods» (Молодая горячая кровь), сценаристом которого выступила Лидия Ринн, — это историческая драма, рассказывающая о движении суфражисток, которые учились джиу-джитсу, чтобы противодействовать жестокости полицейских и сексуальному насилию. «Я не думаю, что люди ожидают от той эпохи столь сильных женских персонажей, — говорит Джейд. — Мне понравилась мысль о том, что они использовали возможности своего тела как форму протеста».
Фильм Самоны под названием «i and i» (я и я), сценарий к которому написал Даниэль Брэм, рассказывает о том, как 30-летний мужчина проводит свой день рождения в воскресный день, и обращается к темам метафизических связей внутри каждого из нас. Пандемия COVID-19 стала для Самоны временем для рефлексии и самоанализа. «Я думал о психическом здоровье, мужественности, общественных критериях нормальности и прочих вещах, которые редко становятся предметом обсуждения, — говорит он. — Голоса в голове могут стать для вас как лучшим другом, так и заклятым врагом. Я хотел увидеть, как эта концепция будет выглядеть на экране».
Режиссеры нового поколения Джейд Анг Джекман и Самона Оланипекун рассказывают о борьбе с текущим статусом-кво
Начиная с нуля
После изучения юриспруденции в Лондонской школе экономики Джейд решила, что должность барристера ей не по душе. Однако ее все же интересовала история юриспруденции и прав человека, поэтому во время обучения она занималась волонтерством в организации, поддерживающей мигрантов и женщин-беженцев. Так она попала в сферу документальной и расследовательской журналистики, где стала снимать видео для VICE, а затем и The Guardian, рассказывая истории о насилии над женщинами.
В 2018 году, когда Джейд было всего 24 года, ее документальный сюжет об иммиграции под названием Calling Home (Звонок домой) стал лучшим короткометражным фильмом в категории Best 19-25 UK Short на фестивале режиссеров нового поколения от Британского института кино. Это стало для нее поворотным моментом. «Тогда я впервые смогла поделиться с миром историей, с которой чувствовала некую связь, — говорит она. — Это была моя возможность создать фильм в особом визуальном стиле. Я смогла создать аутентичную историю, что помогло мне развить свои творческие навыки».
Самона, в свою очередь, имел довольно ограниченный доступ к фильмам по мере взросления. Для него создание фильмов было большой загадкой, поэтому он вместо этого решил изучать фотографию. «В 17 лет я не знал, в чем заключается разница между режиссером и продюсером, — говорит он. — Если бы я знал больше, то не стал бы изучать фотографию. Один кадр слишком ограничивает меня».
Самона посвятил время изучению принципов съемки и редактирования фильмов, пользуясь камерой Canon EOS 7D (в продаже доступно новое поколение: Canon EOS 90D), — он снимал короткие видео с друзьями, работал на свадьбах и создавал корпоративный контент для небольших компаний. Такой процесс обучения помог ему понять, в каком режиме ему стоит продолжать работать.
Есть ли у вас оборудование Canon?
«Когда я начал работать с видеокамерой и другими техническими аспектами кинопроизводства, то внезапно для себя понял, что едва ли чем-то выделяюсь, — говорит Самона. — Мне гораздо легче давались написание сценария и режиссура. Мне слишком трудно концентрироваться на чем-то одном, поэтому для меня оптимальным вариантом стало делать все и сразу».
Поиск возможностей
Миссия компании Lammas Park заключается в предоставлении возможностей режиссерам из недостаточно представленных социальных слоев, которые предлагают истории, способные внести вклад в создание новых культурных и общественных реалий. «Мы хотели дать им возможность свободно рассказать необычные истории в рамках сотрудничества с Canon, — говорит Мия Пауэлл, бизнес-директор компании. — Мы пообщались с Самоной и Джейд, чтобы обсудить их будущее и то, насколько сильным катализатором эти фильмы могут стать для их карьерного роста».
Джейд хотела увидеть больше женщин-бойцов, в частности в менее очевидных стилях. «Я всегда думала, почему мне потребовалось так много времени, чтобы привлечь внимание к моим историям, — отмечает она. — Даже на Олимпиаде женщины-боксеры из Великобритании участвуют лишь с 2012 года. Иногда возможность увидеть человека, который уже прошел твой путь, очень вдохновляет».
Джейд всегда нравились боевые искусства, однако во время пандемии COVID-19 она смогла найти время и раскрыть свое увлечение на более глубоком уровне. Двухчасовые пробежки под саундтрек из «Матрицы» и регулярный просмотр сцен с драками из фильмов, а также криминальной драмы «Банды Лондона» помогли ей понять, что она действительно любит динамику действия. «Моя бабушка росла в Малайзии, когда на них напала Япония, а дедушка находился в лагере для военнопленных, — говорит она. — Я знала шесть разных видов яда, когда мне было всего 5 лет. Мой отец очень любит спорт и всегда уверенно стремится к поставленным целям».
Джейд также занималась боевыми искусствами, где и узнала о сообществе женщин-бойцов, включая Аишу Хусейн — каскадера и специалиста по оружию, которая стала главной героиней ее фильма. Когда Джейд полностью посвятила себя жанру динамичной съемки, она удивилась тому, как мало женщин работает в этой сфере. «Кто создает крупномасштабные военные фильмы, такие как "Гладиатор"?, — говорит она. — Почему ни разу фильм о Джеймсе Бонде не создавала женщина-режиссер? Меня вдохновляют интересные женщины, занимающие ведущие должности в этой сфере. Прекрасный пример — Джина Принс-Байтвуд и фильм "Королева-воин"».
Самона также был рад, что ему довелось свободно реализовать свои идеи в аудиовизуальном формате, когда в 2018 году смог создать фильм Kindred (Родственная душа) по заказу Barbican Centre в Лондоне.
Оборудование Canon и создание фильма «Все, что дышит»
В том же году фильм получил награду «Лучший экспериментальный фильм» на фестивале короткометражного кино Aesthetica. «Это был первый проект, которым я занимался исключительно для себя, — рассказывает он. — Во мне накопилось множество чувств и мыслей, которыми я хотел поделиться с миром в форме фильма». Кинофестивали также помогли Самоне впервые почувствовать, что такое успех. «Я увидел людей, которым это интересно, и тех, кто ассоциировал фильм с личным опытом».
Еще одним важным элементом при создании собственного стиля является постоянная практика, эксперименты и желание учиться на собственных ошибках. «Вы неизбежно будете ошибаться и сталкиваться с разными препятствиями и трудностями, — говорит Самона. — Однако мои ошибки стали фундаментом на выбранном пути».
Выход за рамки разнообразия
«В Lammas Park работают совершенно разные люди, однако мы чувствуем настоящее родство, — говорит Мия Пауэлл. — Половину нашей команды составляют темнокожие люди. Это не какое-то соответствие требованиям, просто сочетание разных культур позволяет нам свободно заниматься творчеством».
Самона любит взаимодействие со зрителем и демонстрацию эмоций. «Главный герой моего фильма — это темнокожий мужчина, которому исполняется 30 лет, однако мы не хотели, чтобы с ним могла соотнести себя лишь узкая категория людей, — говорит он. — Я хочу, чтобы каждый мог сказать: "Я не темнокожий, но могу понять его. Я не мужчина, но могу понять его. Мне не 30 лет, но я могу понять его эмоции"».
Как подчеркивает Мия, инклюзивность должна присутствовать не только на камеру — Самона, Джейд и Мия согласны с тем, насколько важно в сфере кинопроизводства демонстрировать идеи людей с разной историей. «Истории станут гораздо более яркими и красочными, когда их будут создавать разные люди», — говорит Джейд.
Сложная индустрия кинопроизводства
Сейчас быть режиссером как никогда интересно, однако Мия говорит, что в начале карьеры многим может быть довольно тяжело из-за так называемой «пропасти в возможностях». «Чем больше мы вкладываемся в новое поколение рассказчиков историй, тем более уникальный и разнообразный контент мы получим на выходе, — говорит она. — Многие бренды понимают это, однако мы увидим новые методы работы и соответствующие результаты лишь через некоторое время».
Что касается рекомендаций для новых лиц в сфере кинопроизводства, режиссеры делятся следующими советами. «Мой основной совет начинающим кинематографистам — это понять, что режиссура заключается в поиске новых открытий, — говорит Джейд. — Будьте честны с собой и рассказывайте истории, которыми хотите поделиться с миром».
Самона добавляет: «Будьте открыты к критике и рекомендациям, однако не забывайте отстаивать свои идеи и взгляды».
По мнению Самоны, хотя сфера кинопроизводства может показаться довольно конкурентной, каждый может привнести в нее нечто уникальное. «Только вы сможете рассказать те истории, что вам интересны — это ваше секретное оружие».
Более подробный рассказ Джейд, Самоны и Мии — в этом выпуске подкаста Canon Shutter Stories:
Похожие статьи
Как создать короткометражный фильм
Создатель независимого кино Таня Фреймут делится идеями по организации работы над проектами и рассказывает о своем опыте использования камеры Canon EOS C70.
Участие в кинофестивалях: как пройти отбор с собственным документальным фильмом?
Режиссеры зачастую тратят месяцы и даже годы, работая над одним документальным проектом, но как им обеспечить широкий охват аудитории при показе конечного продукта? Амбассадор Canon Марсель Меттельзифен делится опытом подготовки к фестивалям, где ему доводилось участвовать с номинированным на «Оскар» короткометражным фильмом «Ватани. Моя родина».
Оборудование Canon в создании сериала «Пистол» для канала FX
Узнайте больше о камерах и объективах Canon, которые оператор-постановщик сериала «Пистол» Энтони Дод Мэнтл использовал, чтобы показать субкультуру панков на экранах.
Истории о спорте и итальянском гражданстве, отснятые на EOS C300 Mark II
Снимая документальный фильм о баскетбольной команде Tam Tam, продюсер Франческа Тосарелли и режиссер Мохамед Кенави обратились к оборудованию Canon Cinema EOS.