Ксения Кулешова, независимый фотожурналист из России, любит истории, что помогло ей выстроить успешную карьеру. Она работала в Москве в сфере связей с общественностью, но в 2011 году решила сменить курс. «Я никогда не мечтала о том, чтобы стать фотографом, — говорит она. — Это не было любовью с первого взгляда. Я училась связям с общественностью и работала в этой сфере, но чувствовала себя будто в ловушке, поэтому решила переехать в Европу и выбрала Германию». Поступив на фотожурналистику и документальную фотографию в Ганноверский университет прикладных искусств, Ксения решила изучить не один, а сразу два языка — немецкий и язык фотографии.
32-летняя амбассадор Canon, которая также участвовала в программе обучения студентов Canon 2017 года, с тех пор публиковалась в таких изданиях, как The New York Times и The Wall Street Journal, а теперь стремится к получению степени магистра фотографии в Дортмундском университете прикладных искусств. Ее карьеру, как и ее студенческие годы, формируют уникальные личные документальные проекты, которые принесли ей ряд наград, включая грант для студентов-фотографов от фонда Уильяма Юджина Смита в 2020 году. В этой статье Ксения расскажет о своей карьере и поделится мыслями о том, как добиться успеха в сфере фотожурналистики.
Ксения Кулешова: из студентов в амбассадоры Canon
Как вы открыли для себя фотографию и чем она вас привлекла?
«Мой отец любил фотографию, и когда я смотрела его старые пленки, то увидела, что он запечатлел все мое детство. Когда я решила переехать в Германию, то начала думать о том, что хочу изучать. На тот момент я не говорила на немецком, поэтому знала, что мне будут недоступны юриспруденция и медицина, однако мне всегда нравилось искусство. Я нашла университет, который мне понравился, а курс фотожурналистики и документальной фотографии показался мне достаточно интересным. Мне понравилось, что это была не только фотография, а по большей части создание историй».
Чем вы занимались в студенческие годы и как это помогло в развитии карьеры?
«Я еще в Москве перестроилась, изменив свое мышление с позиции студента на профессионала. После переезда я поняла, что пришло время инвестировать в себя и будущие истории, поэтому первые четыре года в университете Ганновера пыталась понять, кто я и что я умею. Для создания интересных и достоверных проектов мне было важно развиваться как личности. Я много путешествовала и посещала разные выставки и мероприятия. Я была отобрана на получение немецкой стипендии от фонда Фридриха-Эберта. Этот фонд занимается основными идеями и ценностями социальной демократии. А также поддерживает студентов. Другие студенты были из таких областей, как юриспруденция, политология и медицина. Стипендия позволила мне, как и другим отобранным на ее получение, регулярно посещать семинары. Мы обсуждали различные темы, например говорили о Восточной Европе или происходящем в Сирии и Израиле, а для нас выступали различные гости и докладчики. Все это обогатило мой образовательный процесс».
Есть ли у вас оборудование Canon?
Какой совет вы хотели бы дать студентам, которые хотят инвестировать в себя и свою карьеру?
«Нужно найти время на то, чтобы понять себя и свои ожидания от фотографии. Мне помогло посещение семинаров о политике. Меня вдохновили студенты, у каждого из которых была своя цель в жизни. Я много путешествовала и иногда даже не брала с собой камеру. Сейчас все так спешат найти какую-нибудь идею для проекта, однако сперва стоит решить, какую историю вы хотите рассказать. Важно работать со своими страхами и сомнениями. Если вы чего-то боитесь, например начинать работу над проектом или работать над конкретной темой, это ваша отправная точка для развития. Преодолевая страхи, растешь как личность и как профессионал. Если я сомневаюсь или боюсь чего-то, значит это нужно попробовать. Что касается оборудования, я рекомендую приобрести желаемый объектив — для меня это Canon EF 35mm f/1.4L USM (в продаже доступно новое поколение: Canon EF 35mm f/1.4L II USM). Мне также нравится работать над проектами с Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM».
Вы работаете над проектом об Абхазии еще с первых курсов университета. Как изменился ваш подход к фотографии по мере работы над ним?
«Абхазия означает "страна души", и моей идеей стало найти и показать душу этого региона. После грузино-абхазской войны в начала 90-х Абхазия объявила о независимости от Грузии, однако этот статус признан лишь несколькими странами. Во время учебы я работала над небольшими проектами, однако не чувствовала, что работаю с языком фотографии — я не видела в фотографиях отражение себя. Но в случае с Абхазией я чувствовала, что создаю изображения, которые меня вдохновляют, и знала, что выбрала правильный визуальный подход. Когда я впервые приехала в Абхазию и увидела все разнообразие местных историй, красивых мест и сюжетов для съемки, то подумала о связи с этим местом и решила исследовать его, чтобы, возможно, создать о нем долгосрочный проект». Я начала работу с Canon EOS 5D Mark II, после чего перед следующей поездкой одолжила Canon EOS 5D Mark III, а уже затем купила Canon EOS 5D Mark IV. Я обожаю EOS 5D Mark IV за ее скорость. Когда что-то происходит, я нажимаю кнопку и создаю целое множество кадров, не упуская момент».
Чему меня научил мой первый коммерческий заказ
Как программа обучения студентов Canon помогла вам в развитии карьеры?
«Программа обучения студентов Canon стала для меня ценным опытом. Я провела множество встреч и бесед с профессиональными фотожурналистами, однако помимо получения отзывов о моей работе я также завела новых друзей и выстроила долгосрочные отношения. Это также стало для меня возможностью продемонстрировать текущий проект об Абхазии широкому кругу людей, включая Джеймса Эстрина из The New York Times, который в итоге и опубликовал эти работы в своем блоге. После программы проект стал частью экспозиции международного фестиваля фотожурналистики Visa pour l'Image. Это стало настоящим прорывом для меня и помогло организовать последующие совместные проекты».
Что вы думаете об обзорах портфолио и поисках наставника?
«Обзоры портфолио очень важны. Прислушивайтесь к каждому отзыву, но не принимайте их близко к сердцу, поскольку это ваша история, которую не все смогут понять. Это обычное явление. Иногда во время обсуждения с редактором у вас будут появляться идеи по развитию одной или нескольких историй. Вопрос стоит не в том, чтобы профессионал сказал вам, что делать дальше, а в самостоятельном обдумывании проекта и его развитии. У меня есть несколько людей, которым я могу доверять и показываю свои работы. У людей не так много близких друзей, и то же относится к редакторам — вы сможете доверять лишь некоторым из них.
Как вы получили первый оплачиваемый заказ?
«Мой первый оплачиваемый проект был для The Wall Street Journal. Главный фоторедактор Маргарет Киди отправила мне электронное письмо, где сообщила, что некоторое время следит за моими работами и хочет предложить мне 2-дневный проект. На тот момент я не знала, что можно вот так получить заказ по электронной почте, если я еще даже не представилась. История была об извлечении бомб периода Второй Мировой войны в Нижней Саксонии на северо-западе Германии. Я ответила ей и сказала, что это мой первый профессиональный проект, и Маргарет была очень добра ко мне и поддерживала меня. Я нервничала и чувствовала весь груз ответственности, работая для столь известного издания, но все прошло хорошо».
Как вы стали амбассадором Canon?
«После того, как мои работы стали частью выставки Visa pour l'Image, меня уже в качестве выпускника программы обучения студентов Canon пригласили повторно поучаствовать в фестивале. Я продолжила создавать истории, которые считала достойными, и, наверное, приобрела достаточную известность благодаря участию в конкурсах и проектах, которые выполняла. Однажды мне позвонили из Canon и сообщили, что знакомы с моей работой и видят во мне кандидата на звание амбассадора Canon. Я была очень признательна за такие слова. Я всегда работаю с оборудованием Canon, и мне очень приятно быть представителем бренда, которому я полностью доверяю. Очень здорово, что компании уровня Canon организовывают программы помощи представителям индустрии, включая не только профессионалов, но и студентов, желающих построить карьеру».
• Заявку на участие в Неделе профессионального развития Canon 2021 года могут подать студенты из региона EMEA. По состоянию на 9 июня 2021 года возраст участников должен составлять не менее 18 лет, также они должны учиться в образовательном учреждении или заканчивать его в 2020–2021 академическом году, участвовать от лица агентств/журналов или в указанный период времени находиться на стажировке. Для участия опубликуйте портфолио с одной или двумя историями, каждая из которых содержит не более 20 изображений с подписями и небольшое описание проекта, а также сведения о своем образовательном учреждении, небольшую собственную «биографию фотографа» и, если возможно, рекомендательное письмо от преподавателя или редактора. Прием заявок завершается 9 июня 2021 года. Больше информации см. на портале Future Focus.
Похожие статьи
Как программа Canon для студентов помогает построить карьеру
Ксения Кулешова, которая участвовала в программе для студентов, совместно организованной Canon и агентством Magnum в рамках фестиваля фотожурналистики Visa pour l'Image 2017, рассказала нам о том, как снимала жизнь на территории Абхазии, и о том, как она получила заказ у New York Times.
Как грант Canon меняет жизни женщин-фотожурналистов
Шесть женщин, создающих документальные фотосюжеты, рассказывают о том, почему грант Canon для женщин-фотожурналистов стал решающим моментом в их карьере.
Пять фотоисторий, олицетворяющих 2020 год
Мы уверены в одном — у каждого фотографа найдется уникальная история за 2020 год.
Есть ли у фотожурналистики будущее в информационной эре?
Известные фотожурналисты обсуждают будущее отрасли, и их прогнозы могут оказаться для вас крайне неожиданными...