Джеймс Нахтвей — один из наиболее уважаемых фотожурналистов мира. Он занимается документальной съемкой войн и социальных проблем, а его изображения, которые он уже более 40 лет создает с завидной увлеченностью, рассказывают о последствиях несправедливости и жестокости. Эта фотография была сделана в Чехословакии, на заводе по производству алюминия в 1990 году в рамках проекта о промышленных выбросах в атмосферу. На этом снимке столбы света проникают через плотный слой канцерогенной пыли, которая в итоге привела к смерти рабочих. © Джеймс Нахтвей
Все лучшие фотографы когда-то были новичками. Джеймс Нахтвей, который многими считается одним из наиболее выдающихся фотографов в истории, начал свою карьеру в 1970-е. Сразу же после университета новоиспеченный политолог и историк искусства Америки начал путь, на котором его ждали съемки некоторых из наиболее важных исторических событий последних четырех десятилетий.
Молодой фотограф не проходил какие-либо курсы фотографии. Он лишь непоколебимо верил, что фотография является его призванием. «Я верил в это и считал, что справлюсь, — рассказал Джеймс начинающим фотожурналистам на семинаре Программы обучения студентов Canon в рамках международного фестиваля фотожурналистики Visa pour l'Image 2022. — Поэтому я начал учиться самостоятельно. Я одолжил камеру и взял в аренду комнату, где учился проявлять пленку и печатать снимки.
Я ходил в книжные магазины и стоял в проходе, просматривая фото великих фотографов, после чего возвращал их на полки, потому что у меня не было денег, чтобы их купить. У меня были прекрасные учителя, хоть я никогда их не видел, и я учился, изучая их работы».
По его словам, лишь спустя 10 лет его навыки достигли достаточного уровня, чтобы фотографировать войну — именно к этому он стремился. Джеймс впоследствии был пять раз удостоен Золотой медали имени Роберта Капы от Overseas Press Club of America, дважды получил награду «Фотография года» World Press Photo, а также множество других наград за освещение событий, формирующих и меняющих наш мир.
После первых шагов в качестве репортажного фотографа в 1980 году Джеймс решил работать самостоятельно, вдохновившись фотографиями с Вьетнамской войны и движения за гражданские права чернокожих в Америке. Для Джеймса большим источником вдохновения стал фотограф издания LIFE Ларри Берроуз, изображения которого казались ему «невероятно трогательными и информативными».
Джеймс и сейчас, как и в начале своей карьеры, считает фотожурналистику мощным средством борьбы за изменение мира к лучшему. «Я был охвачен идеей, что фотографии войны могут стать средством агитации против войны, — говорит он. — Изображение социальной несправедливости может стать прецедентом для изменений. Я полагал, что людям будет не все равно, если фотографы покажут им то, за что стоит сражаться. Моей мотивацией стало сделать фотографии голосом, который может рассказать людям о событии и пробудить в них интерес».