Canon EOS 5DS R
Цифровая зеркальная камера, созданная для обеспечения потрясающего качества изображения, с разрешением 50,6 МП и подавлением фильтра нижних частот для максимальной резкости датчика камеры.
СТАТЬЯ
Пчелы жужжат в дупле дерева, где колония из нескольких тысяч пчел построила улей. Но они здесь не одни — за ними наблюдает фотограф, который способен видеть даже то, что происходит в сердце их улья. Эта дикая колония медоносных пчел обитает в саду известного фотографа дикой природы Инго Арндта, который живет в Лангене, Германия.
Инго не раз становился «Фотографом-натуралистом года» и уже три десятка лет создает потрясающие изображения дикой природы по всему миру. После длительного пребывания в Патагонии, где он фотографировал пум, в 2019 году Инго решил вернуться домой. С тех пор на его счету тысячи макрофотографий пчел, некоторые из которых открыли миру новые особенности их поведения.
Работая вместе с учеными и исследователями, Инго перенес колонию диких медоносных пчел к себе в сад, что позволило ему наблюдать за их жизнью совершенно иным образом. В этой статье он рассказывает о создании огромного фотоархива о пчелах и том, как камера Canon EOS 5DS R, объективы Canon для макросъемки и вспышки Canon Speedlite помогли ему запечатлеть этих маленьких, но быстрых насекомых в движении, чтобы рассказать об их особенностях.
Люди любят пчел за то, что они производят мед и опыляют большое количество цветов, фруктовых деревьев и злаков, однако медоносных пчел, как и многих других насекомых, становится все меньше и меньше по всему миру. Именно это привлекло внимание Инго. «Мы столкнулись с тем, что насекомых становится меньше, — говорит он. — Я хотел рассказать людям о значении диких медоносных пчел».
Работая вместе с учеными в лесах национального парка Хайних в Германии, Инго отправился в утомительный поход, чтобы запечатлеть медоносных пчел (Apis mellifera), иногда забираясь на 20-метровые деревья, чтобы сфотографировать улей. «Я сразу понял, что смогу создать хорошие кадры, однако самое интересное происходит именно внутри улья, — рассказывает он. — Поэтому я решил найти упавшее дерево, принести его домой и поселить в нем пчел».
Получив разрешение на перенос упавшего ствола из леса в свой сад, Инго выбрал буковое дерево с заброшенным дуплом черного дятла, который мог стать желанным домом для медоносных пчел. Возле дыры в стволе дерева он организовал пристройку и установил там красные лампы — пчелы не видят красный свет, поэтому не стали отвлекаться на него, что позволило Инго запечатлеть их тайную жизнь в улье.
Инго нашел королеву в одной из пчелиных колоний неподалеку и поместил ее в бывшее гнездо черного дятла. Уже через несколько секунд тысячи диких пчел прилетели в сад Инго, чтобы построить улей под его чутким наблюдением. «Я мог смотреть в улей и делать фотографии, — говорит он. — Это было потрясающе».
Работая с пчелами, важно помнить о возможных угрозах. «Меня несколько раз ужалили, один из них — в первый день знакомства, видимо в знак предупреждения, — говорит Инго. — Но один раз было действительно неприятно. Пчелы были не в настроении и шесть раз ужалили меня, когда я решил подойти к улью. Если бы я не убежал, было бы еще хуже».
Для съемки столь малых объектов Инго выбрал камеру Canon EOS 5DS R с датчиком изображения 50,6 МП. Он всегда использует вспышки, включая до шести устройств Canon Speedlite 600EX II-RT, а также кольцевые вспышки и модифицированные софтбоксы.
В разных ситуациях он применяет разные объективы Canon для макросъемки. У него в арсенале есть модели Canon EF 100mm f/2.8 Macro USM и Canon EF 100mm f/2.8L Macro IS USM, но для этого проекта Инго выбрал первый из них — стабилизация изображения была ему не нужна, а работать со вспышкой Canon Macro Twin Lite MT-24EX было проще без дополнительного адаптера.
«Я часто использовал объективы Canon EF 100mm f/2.8 Macro USM и Canon MP-E 65mm f/2.8 1-5x Macro Photo, — говорит он. — Это очень важный объектив для съемки крупным планом с полной детализацией. Я даже смог создавать портреты отдельных пчел. Вместе со вспышкой и правильной камерой он обеспечивает исключительный уровень детализации. Для съемки улья с более широкой перспективой я использовал объективы Canon EF 16-35mm f/4L IS USM и Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM».
Инго имеет опыт макросъемки, поскольку уже снимал различных насекомых по всему миру — от миллионов бабочек вида данаида монарх в Мексике до набегов саранчи на Мадагаскаре, — однако при съемке пчел ему все равно потребовалось провести ряд пробных сессий, чтобы найти правильное освещение.
«Медоносные пчелы такие маленькие и быстрые, что запечатлеть их с естественным освещением в принципе невозможно, — говорит он. — Для эффективной съемки приходится много экспериментировать со вспышками Speedlite. Всегда здорово использовать сразу несколько вспышек, чтобы добиться мягкого освещения насекомого со всех сторон».
«Иногда, особенно при съемке внутри улья, я использовал вспышки для направленного освещения, поскольку если выбрать широкий угол освещения, все в кадре будет выглядеть двумерным и плоским. Если использовать ее как направленный источник света, она создает мистическую атмосферу и подсвечивает самое важное место в кадре».
Инго также использовал вспышку, когда фотографировал возле улья, и применял софтбоксы при съемке с более широкой перспективой. Для съемки крупным планом он выбирал вспышку Canon Macro Twin Lite MT-24EX. Универсальная двойная вспышка с поворотным модулем, по его словам, стала отличным инструментом для работы над этой историей.
Большую часть фотографий Инго создавал без штатива, поскольку при съемке пчел ему необходимо было оставаться максимально подвижным. Он также использовал ручную фокусировку. «Когда пчелы двигаются, вам нужно фокусироваться на их глазах, так же как при съемке других животных», — объясняет он.
«Для макросъемки при наличии достаточного количества света я мог использовать любую выдержку и получать четкие изображения, — добавляет он. — Большую часть времени я снимал с f/11 или f/16, поэтому использовал выдержку около 1/250 секунды. С такой выдержкой и без вспышки изображение получится черным, поскольку света будет недостаточно. Вспышка подсвечивает кадр на протяжении крайне короткого промежутка времени, около 1/5000 или 1/10 000 секунды. Так что мне удалось запечатлеть движение с такой четкостью только благодаря вспышкам Speedlite».
За несколько сотен часов съемки Инго сделал тысячи фотографии в своей пристройке, рядом с ульем и в близлежащих лесах. «Макрофотография не сильно отличается от съемки других диких животных, — говорит он. — Приходится делать очень много снимков. Думаю, для этой истории я создал около 80 000 кадров, а затем выбрал из них около 300. Нужно пытаться вновь и вновь, поскольку сделать идеальную фотографию очень сложно. Иногда это получается случайно, но в большинстве случаев это требует усилий, опыта и знаний».
Работая над столь масштабным проектом, Инго удалось рассказать миру о невиданных ранее моделях поведения пчел. Работая вместе с профессором биологии Юргеном Тауцем, который около 25 лет исследует пчел в Вюрцбургском университете в Германии, он запечатлел, как пчелы сражаются с шершнями, как жители колонии охлаждают улей с помощью воды и взмахов крыльев, а также как пчелы склеивают лапки, формируя живые цепи при постройке сот.
«Много исследований посвящены тому, как добиться от пчел большего количества меда, однако почти никто не обращает внимания на естественное поведение медоносных пчел, — говорит Инго. — То, что мне удалось запечатлеть в бывшем гнезде черного дятла, никто раньше не видел. Я отправлял фотографии профессору Тауцу, и каждый день он находил нечто новое, что никогда не наблюдалось. Удивительно, как много нового мне удалось показать, работая над этой историей».
Впоследствии они выпустили книгу под названием Honey Bees: Mysterious Forest Dwellers (Медоносные пчелы: мистические жители леса), а теперь Инго дополняет свою фотоисторию документальными видео, которые показывают жизнь в пчелином улье.
Поскольку в условиях пандемии COVID-19 границы между странами были закрыты, Инго и его жена Силке были вынуждены преждевременно вернуться домой из своей длительной поездки в Патагонию. По прибытии Инго продолжил создавать документальные сюжеты про пчел, даже не покидая пределов собственного участка, чтобы продемонстрировать неизведанные особенности диких медоносных пчел миру.
Автор
Оборудование, которое профессионалы используют для макрофотографии
Цифровая зеркальная камера, созданная для обеспечения потрясающего качества изображения, с разрешением 50,6 МП и подавлением фильтра нижних частот для максимальной резкости датчика камеры.
Макрообъектив с высокими оптическими характеристиками для полнокадровых камер с диафрагмой f/2.8, который прекрасно подойдет для портретной съемки. «Я часто использую этот объектив», — говорит Инго.
Специальный макрообъектив с пятикратным увеличением для съемки деталей, незаметных для невооруженного глаза. «Вместе со вспышкой и правильной камерой он обеспечивает исключительный уровень детализации», — говорит Инго.
Фикс-объектив с широкими возможностями макросъемки, оснащенный гибридной системой стабилизации изображения, которая компенсирует сотрясение в нескольких осях, что очень полезно при съемке крупным планом.
Вспышка Speedlite 600EX II-RT разработана для скоростной съемки даже в самых сложных условиях. Вспышка обеспечивает полный контроль над освещением, ее можно использовать отдельно от камеры или установить на «горячий башмак» камеры. «Мне удалось запечатлеть движение с такой четкостью только благодаря вспышкам Speedlite», — говорит Инго.
Macro Twin Lite MT-24EX создает новые возможности для регулировки освещения при макросъемке. Созданная специально для специалистов по макросъемке, эта вспышка универсальна как по диапазону мощности, так и по возможностям направления света. «Отличный инструмент для создания историй», — говорит Инго.
СТАТЬЯ
Вы когда-нибудь использовали вспышки в тропическом лесу? Кристиан Циглер рассказывает о создании фотографий летучих мышей с высокой детализацией с помощью вспышек Speedlite 430EX III-RT.
СТАТЬЯ
Фотографы дикой природы Марина Кано, Владимир Медведев и Радомир Якубовски рассказывают о том, как они зарабатывают на жизнь, фотографируя природу.
СТАТЬЯ
Ведущие телепередачи «Большие кошки Кении» Джонатан и Анджела Скотт рассказывают о своем оборудовании и лучших камерах и объективах Canon для фотосъемки дикой природы.
Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro