Электронная стабилизация, IBIS и подвес: насколько эффективной может быть система стабилизации в камере?

Технологии стабилизации изображения в камерах Canon открывают новые возможности для операторов-одиночек. Пришло ли время отказаться от подвеса-стабилизатора?
Улла Лохманн держит в руках камеру Canon EOS R5, свисая со скалы.

Фотожурналист и видеограф Улла Лохманн использует камеру Canon EOS R5 с цифровой стабилизацией видео (EIS) и встроенной стабилизацией камеры (IBIS) — она оценила возможности этой системы во время сплава на каяке, полета на параплане и во время скалолазания. «Возможно, это самый экстремальный вариант использования — когда пытаешься создать плавное видео, пока фактически висишь на краю скалы», — говорит тона.

Canon — настоящие новаторы в сфере технологий стабилизации изображения (IS). В 1995 году компания первой в мире запустила в продажу сменный объектив со стабилизацией, а также первой представила камеры со встроенной стабилизацией (IBIS) с эффектом до 8 ступеней экспозиции — это камеры Canon EOS R5 и EOS R6.

Технологии стабилизации видео продолжают развиваться. Многие профессиональные видеокамеры Canon Cinema EOS оснащаются электронной стабилизацией (EIS) по 5 осям, тогда как в гибридных моделях системы EOS R используется цифровая стабилизация видео.

Все эти технологии стабилизации — оптические, IBIS и цифровые — могут работать совместно и обеспечивать еще более эффективную стабилизацию при записи видео, как показано на клипе ниже (снято на EOS R6 Mark II). Но каким образом передовые системы стабилизации Canon упрощают работу видеографов? Действительно ли они знаменуют конец эпохи подвесов-стабилизаторов?

В этой статье мы расскажем о свободе творчества, которую предлагают системы EIS и IBIS, а также объективы IS амбассадорам Canon Франческе Тосарелли и Улле Лохманн. Франческа создает репортажи и документальные фильмы, а также художественные сюжеты для телевидения, которые затем превращаются в выразительные фильмы жанра «синема верите»; Улла, в свою очередь, занимается фотожурналистикой и создает документальные видео об экспедициях и приключениях.

Оба видеографа использовали подвесы для съемки плавных видео в поездках, однако на повседневной основе пользуются системами и технологиями стабилизации в камерах и объективах Canon.

Без стабилизатора изображения

Со стабилизацией изображения

Преимущества встроенной стабилизации камеры по 5 осям

Технологии стабилизации изображения в камере имеют множество преимуществ. Они делают видео более плавными, даже если вы используете объективы без стабилизатора, а их настройка более удобна, чем у подвеса, и займет меньше времени. Однако IBIS и встроенная электронная стабилизация камеры работают по-разному.

«Если вы пользуетесь камерой с IBIS, она будет немного сдвигать датчик изображения, таким образом компенсируя вибрации и движение, — рассказывает Арон Рандхава, специалист по продукции Canon Europe. — Это прекрасный вариант для фотографов, которые снимают с длительной выдержкой, где традиционно требовалось работать со штативом».

Электронная стабилизация вместо сдвига датчика изображения компенсирует сотрясение камеры за счет цифрового сдвига изображения на основе данных о сотрясении, полученных с гироскопических датчиков камеры. Таким образом кадр будет слегка обрезан, поскольку объекты возле самого края при сдвиге окажутся за пределами эффективного кадра.

«Электронная стабилизация наиболее эффективна при съемке по время ходьбы или бега либо панорамировании, — говорит Арон. — С такими типами движения у IBIS возникают проблемы, поскольку она ограничена амплитудой сдвига датчика изображения».

Вы также можете выбрать более заметный эффект стабилизации, однако обрезка кадра в таком случае также будет сильнее. «Конечно же, при более мощной стабилизации теряется часть разрешения, — отмечает Арон. — Но в то же время компенсация сотрясения будет более эффективной. Возможно, эта система не обеспечивает столь высокой четкости, однако предлагает исключительные результаты в самых непростых условиях съемки, где зачастую является единственным доступным вариантом».

Специалист в белых перчатках очищает датчик изображения камеры Canon.

Есть ли у вас оборудование Canon?

Зарегистрируйте свое оборудование и получите доступ к консультациям экспертов, обслуживанию оборудования, интересным мероприятиям и специальным предложениям — участвуйте в программе Canon Professional Services.
Черно-белая фотография Франчески Тосарелли, на которой она держит в руках камеру Canon EOS C70 на стадионе Dorico Stadium в Анконе, Италия, и ведет документальную съемку футбольного матча между женскими командами.

Франческа снимала происходящее на футбольном поле для своего документального фильма о женской футбольной команде Ancona Respect и задействовала на съемках со стадиона Dorico Stadium в Анконе, Италия, камеру Canon EOS C70 с подвесом. Однако в более неблагоприятной среде Франческа, по ее словам, предпочитает работать без подвеса. «С точки зрения съемки в зонах боевых действий и экстренных ситуациях, где вам требуется деликатный подход, лучше всего выбрать наиболее компактную и незаметную конфигурацию». © Арианна Морони

Диаграмма пяти плоскостей движения, в которых могут двигаться камера и объектив.

«Камеры Canon с передовой электронной стабилизацией по 5 осям работают совместно с объективами Canon, оснащенными оптическим стабилизатором, — говорит Арон Рандхава из Canon Europe. «Таким образом по двум плоскостям работает объектив, а по трем оставшимся — система в корпусе камеры. А если вы используете камеру с креплением RF и новые объективы с байонетом RF, то можете оценить возможности обмена данными между объективом и камерой для достижения оптимальных результатов».

Электронная стабилизация, IBIS и подвес

Современные подвесы используют моторы, датчики движения и компьютерные алгоритмы для выбора положения камеры — 3-осевые системы компенсируют непреднамеренный наклон (вверх и вниз), отклонение (в сторону) и поворот (вращение) при съемке в движении.

Для более длительных сюжетов, требующих съемки во время ходьбы или бега, а также показывающих объекты во время более хаотичного движения, лучше подойдет стабилизация движения, которую обеспечивает подвес. Именно поэтому Франческа использовала подвес при съемке документального фильма, который рассказывает о футболе как основе единства целого сообщества женщин в Анконе, Италия.

«Я хотела бежать рядом с очень быстрым игроком, еще и лучшим бомбардиром в ее команде, — говорит Франческа. — Учитывая ее исключительную скорость, мне нужно было найти сочетание камеры, объектива и подвеса, которое обеспечило бы оптимальный баланс производительности и развесовки. Сочетание камеры Canon EOS R5 C, объектива EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM подвеса DJI RS 3 Pro стало идеальным выбором для съемки этого сюжета с передачей ощущения движения».

В таких ситуациях подвес или стабилизатор Steadicam являются единственным вариантом. Однако даже с учетом удобного создания плавных видео с рук подвесы все же имеют ряд недостатков. Главный из них — это их большой вес и размер, а также требования к питанию. Кроме того, на поиск баланса для камеры и объектива уходит лишнее время — а при замене объектива или установке дополнительных аксессуаров необходимо заново подстраивать конфигурацию. Несмотря на необходимость в работе с подвесом для достижения профессиональных результатов в самых экстремальных ситуациях, например при съемке на бегу рядом со спортсменом, гораздо быстрее будет снимать со стабилизатором камеры и объектива.

По этой причине Франческа редко использует подвес, когда снимает документальные фильмы. У нее есть и другие причины для такого решения. «Подвес кажется мне дополнительной преградой между мной и людьми, с которыми я работаю, и поэтому я применяю его только в ситуациях, где у меня нет иного выбора.

Поскольку все мои проекты требуют доверительного отношения ко мне главных героев, то подвес, на мой взгляд, закрывает мне доступ к многим творческим возможностям и кое-где не позволяет адаптироваться, — говорит она.

— Это также лишает меня некоторых инструментов управления кадром». Подвесы разработаны специально для панорамирования и орбитальных перемещений, в то время как съемка с рук позволяет свободно выбирать ракурс, который кажется вам оптимальным. «Конечно же, я предпочитаю большую часть времени снимать с рук или с помощью монопода», — отмечает Франческа.

Беркут летит, расправив крылья, над большой скалой; на заднем плане можно увидеть размытые холмы.

8 ступеней стабилизации изображения: подробнее о технологии

Можно забыть о штативе? Как инновационные технологии Canon в области стабилизации изображения расширяют возможности фото- и видеосъемки.
Видеограф Франческа Тосарелли снимает объект на камеру Canon EOS C70 — они оба стоят на камнях на побережье.

Франческа большую часть времени снимает с рук или с моноподом, используя камеры Canon EOS C70 (на фото) и EOS C300 Mark III, а также объективы Canon L-серии со стабилизацией. Она ценит компактность и маневренность конфигурации со встроенной стабилизацией изображения относительно системы с подвесом, особенно когда ей необходимо двигаться по труднопроходимой местности и ставить камеру в не самых удобных местах, например на этом скалистом уступе.

Стабилизация изображения по 5 осям для документальной съемки видео

Репортажи и документальные проекты Франчески требуют от нее работы в одиночку, поэтому у нее нет ни времени, ни возможности настроить подвес или прикрепить другие аксессуары к корпусу камеры.

«Зачастую у меня есть только верхняя рукоятка для переноски камеры, а также установленные на камеру микрофон-пушка и беспроводной микрофон, — говорит она. — Во время съемок мне часто приходится ставить камеру на землю, в том числе и на загрязненные поверхности. Динамичные сюжеты требуют высокого темпа работы, поэтому итоговая конфигурация для записи видео и звука должна быть максимально компактной и портативной».

«Все мои фильмы созданы в том числе благодаря технологии стабилизации изображения Canon для съемки с рук или в некоторых случаях с быстросъемным моноподом. Во время протестов молодых эко-активистов в Ираке я снимала их с рук на камеру Canon EOS C300 Mark II. Так я могла свободно перемещаться по площади Тахрир во время столкновений и снимать, не меняя конфигурации, в более деликатных ситуациях, например когда обратилась к одному из протестующих, желавших рассказать больше о происходящем».

«Если некоторые кадры кажутся недостаточно плавными при съемке на бегу, проблема может быть связана вовсе не с визуальной перспективой, — отмечает Франческа. — Я снимаю реальность, и сюжетная линия с хаотичными сценами вовсе не должна быть спланирована для создания идеальной визуальной эстетики. В противном случае это уже будет фикция».

A view of a lone climber standing on a snowy mountainside filming lava flowing during an eruption at Mount Etna, Sicily.

Стабилизация видео в жерле вулкана

Франческа и Улла часто снимают в условиях, где подвесы банально непрактичны. «У меня вообще больше нет подвеса — я продала его, — рассказывает Улла. — Я много снимаю в экспедициях, где в пещерах, лавовых трубках и жерлах вулканов для подвеса просто нет места.

Он, может, и сделал бы мои видео чуточку привлекательнее, но он крайне неудобен в переноске, и у меня даже со стабилизацией на камере получается достигать желаемых результатов».

Во время путешествия на гору Этна — самый большой активный вулкан в Европе — Улла смогла по-настоящему оценить все возможности IBIS и EIS на камере Canon EOS R6. «Я снимала настолько близко к потоку лавы, — говорит она, — что даже немного прожгла обувь.

— Я стояла на лаве, которая только остыла, поэтому под верхним слоем она все еще была горячей и нестабильной. В таких ситуациях не удается менять позицию, двигаясь от бедра, чтобы камера двигалась максимально плавно. Там можно находиться лишь некоторое время, поэтому нужно смотреть, куда наступаешь, и просто снимать. Мне пришлось снимать с рук, но стабилизация изображения сработала действительно четко».

Несмотря на то, что Франческа и Улла часто работают в экстремальных условиях съемки, где подвес непригоден к работе, этот аксессуар по-прежнему полезен, особенно при использовании более тяжелых камер и объективов, когда оператору требуется бескомпромиссная производительность и разрешение или если необходимо быстро перемещать камеру. Однако возможность съемки на легкую камеру с рук поможет работать более спонтанно и свободно творить — если вы ставите перед собой именно такие цели, то электронная стабилизация, IBIS и оптический стабилизатор объектива очень помогут вам.

Marcus Hawkins

Похожие статьи

Одобрено Netflix: кинокамеры Canon Cinema EOS

От EOS R5 C до EOS C500 Mark II — узнайте, как камеры линейки Cinema EOS отвечают стандартам качества для Netflix Originals.

Какое оборудование выбрать видеографу?

При съемке видео выбор камер и объективов зависит от особенностей текущего проекта. В этой статье мы разберем лучшие варианты для мало-, средне- и крупнобюджетного кинопроизводства.

Истории о спорте и итальянском гражданстве, отснятые на EOS C300 Mark II

Снимая документальный фильм о баскетбольной команде Tam Tam, продюсер Франческа Тосарелли и режиссер Мохамед Кенави обратились к оборудованию Canon Cinema EOS.

Крещение огнем: фотограф приключений Улла Лохманн

От заполненных лавой кратеров до высоких скалистых образований в море — амбассадор Canon рассказывает о сложностях на своем пути и делится 5 советами для начинающих искателей приключений.

Подпишитесь на рассылку

Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro