Фотожурналистика привлекает многих начинающих фотографов, однако если вы еще студент или недавний выпускник, как именно обеспечить себе регулярные заказы? Будет ли работа фрилансером лучшим вариантом для начала карьеры? Получится ли таким образом заполучить штатную должность? И каковы шансы получать заказы регулярно всего после одного крупного проекта?
В поисках ответов на эти вопросы мы обратились к Бренту Стиртону, удостоенному множества наград фотожурналисту и амбассадору Canon. Брент занимается фотожурналистикой профессионально с 1995 года, и в его архиве можно найти проекты по заказу крупных изданий, включая The New York Times, Der Spiegel и National Geographic, а также многих негосударственных организаций, таких как Human Rights Watch. Он выиграл множество конкурсов, в том числе 13 раз на конкурсе World Press Photo, а сейчас занимает должности старшего корреспондента в Getty Images и исследователя National Geographic.
В этой статье Брент, который в этом году также стал одним из спикеров Программы обучения студентов Canon, расскажет о разных вариантах построения карьеры фотожурналиста и о будущем фриланс-фотографии, а также поделится советами по выбору оборудования для начинающих специалистов.
Фрилансер, репортер или штатный фотограф: советы по развитию карьеры для начинающих фотожурналистов от Брента Стиртона
Как стать независимым фотографом
Брент говорит, что начинающим фотожурналистам важнее всего распланировать расходы, чтобы иметь возможность заниматься личными проектами и выстраивать портфолио. «Постарайтесь четко представить, чем именно хотите заниматься, затем найдите работу и постарайтесь накопить денег, чтобы заняться интересующим вас проектом, — говорит он. — Это может быть что-то в вашем городе или стране либо за рубежом.
Вы должны иметь возможность уникальным образом запечатлеть ситуацию или проблему, которая не на слуху или уже давно выпала из списка трендов. К примеру, если вас интересует дикая природа, подумайте о месте, где обитают виды, которые вам особенно интересны. Если вам хочется запечатлеть зоны конфликтов, найдите менее освещенный конфликт. Ведь вы, в конце концов, работаете на создание портфолио, которое будет точно представлять вас как фотографа».
Как стать независимым фотографом
Успех фрилансера зависит от постоянного поиска ярких и оригинальных идей, а также их преобразования в проекты высокого качества. Такой процесс позволяет свободно выбирать темы для личных проектов, однако чтобы прокормить себя, вам нужно будет работать постоянно — и при этом у вас все равно не будет стабильности, как у штатных фотографов.
Если вы молодой фотожурналист и хотите регулярно получать фрилансерские проекты, чрезвычайно важно выстраивать и поддерживать связи с фоторедакторами. «Поначалу приходится привлекать к себе внимание, и это действительно непросто, — говорит Брент. — Если вы предлагаете редакторам историю, убедитесь, что она соответствует основной тематике и стилю выбранного издания. Затем отправьте краткое письмо-визитку и прикрепите к нему несколько ваших работ, но не больше пяти. Это должны быть ваши лучшие фотографии. Расскажите, над чем вы работаете, и предложите регулярно на платной основе отправлять им сделанные вами снимки».
«Фоторедакторы постоянно работают с письмами и ищут профессионалов, поэтому так важно сказать, кто вы, чем занимаетесь и почему им должны быть интересны ваши работы. После первого письма оставайтесь тактичны — не стоит ежедневно отправлять письма и требовать чего-либо».
Работа внештатным репортером
Один из вариантов стать фрилансером — это работа внештатным репортером, то есть фотографом или видеографом, которого издание нанимает для съемки на определенном мероприятии в определенном месте. «Если вы можете представить себя за съемкой на мероприятиях и надежно работать, регулярно обеспечивая заказчика хорошими материалами, возможно, вам подойдет такой старт, хотя он, скорее всего, не принесет вам много денег, — говорит Брент. — Работа внештатным репортером в некоторых случаях может привести вас к штатной должности, однако это рынок с очень высокой конкуренцией».
Часто фотожурналисты-фрилансеры вынуждены подрабатывать в других жанрах фотографии, например снимать на свадьбах либо создавать фэшн-контент или корпоративные видео. В то же время такая работа может помочь вам в оттачивании профессиональных навыков. «Не стоит смотреть свысока на другие жанры фотографии, поскольку в любом из них при должном исполнении вы сможете расти как фотограф, — отмечает он. — Если вы не работаете над чьим-то заказом, то всегда должны работать над личными проектами».
Что изучать: фотографию или кинопроизводство?
Работа над разовыми проектами в качестве фрилансера и поиск новых заданий
Если вам повезет получить идеальный разовый заказ на интересную вам тему, очень важно воспользоваться такой возможностью. «Удивительно, как легкомысленно некоторые люди относятся к возможностям, — говорит Брент. — В сфере фотожурналистики работает много талантливых людей, поэтому если у вас появляется шанс заняться такой работой, нужно выложиться по максимуму».
Такие проекты могут стать основой дальнейшей карьеры как в качестве фрилансера, так и на штатной должности.
Плюсы и минусы работы штатным фотографом
В отличие от многих других профессий, фотожурналистика не предполагает единого верного карьерного пути. Работа штатным фотографом многими фотожурналистами считается основной целью, поскольку обеспечивает специалиста стабильным заработком и финансовой «подушкой» для работы над личными проектами. А если вы успешно работаете на штатной должности, то сможете попробовать себя в роли управляющего. Однако Брент говорит, что штатная должность неотрывно связана с определенными требованиями и ограничениями.
«Не совершайте ошибку — не стоит думать, что на штатной должности вы сможете получить все, о чем мечтаете, — говорит он. — Медиакомпании, особенно в сфере печати, в нынешнее время работают с гораздо меньшей прибылью. Однако в то же время на телевидении и в документалистике стало больше денег, поэтому вы с большей вероятностью добьетесь успеха, создавая видео, а не фотографии с расчетом на печать».
«Штатная должность — это большой стресс, и перед вами будут стоять цели, которых сложно достичь. Вы не сможете просто не выполнить задачу, а если у вас есть семья, вам придется подолгу находиться в разлуке с родными».
Кроме того, в современной сфере медиа лишь немногие предлагают настоящие штатные должности. «Мне очень повезло найти себе стабильный вариант в виде работы на штатной должности, и это по-настоящему большая привилегия, — отмечает он. — Однако таких вакансий на рынке не так много. К примеру, в National Geographic, насколько мне известно, сейчас доступно лишь две вакансии в штате. В настоящий момент лишь несколько изданий такого уровня находятся в поиске персонала».
Мишель Спатари: из студентов в профессиональные фотографы
Инвестиции в оборудование
Фотожурналистам приходится работать в чрезвычайно трудных условиях, поэтому Брент советует приобрести оборудование достойного качества. «Купите самое лучшее оборудование, которое можете себе позволить, — говорит он. — Даже покупка Canon EOS R6, EOS R7 или EOS R8 вместо флагманской EOS R5 — это более чем приемлемо. Если вы не можете позволить себе новое оборудование, рассмотрите вариант покупки с рук».
«Нужно найти устройства, которые будут работать вне зависимости от условий и позволят снимать при слабом освещении, поскольку вы будете оказываться в таких ситуациях гораздо чаще, чем может показаться».
«Вам, как фотожурналисту, наверняка придется менять камеру на новую каждые пять лет по причине износа, поэтому объективы будут более долгосрочным вложением средств. В наши дни зум-объективы предлагают достойное качество, и я, к примеру, могу полноценно работать с одной камерой и парой объективов — Canon RF 24-70mm F2.8L IS USM и Canon RF 24-105mm F4L IS USM. Когда приобретете надежное оборудование, то стоит направить деньги на финансирование своих проектов».
Увлеченность и прагматичность
Брент хочет, чтобы начинающие фотожурналисты четко поняли, какие подводные камни их ждут, однако признает, что это по-настоящему увлекательная работа. «В нашей профессии полно романтики, однако если хотите прокормить себя этим ремеслом, вам придется хотя бы немного разбираться в том, как работает бизнес, — говорит он. — Это полноценная работа, и многие забывают об этом, а ведь каждому в этой среде нужен не только талант, но и бизнес-план, целеустремленность и дисциплина».
«Очень немногие в этой среде становятся действительно богатыми или успешными — награда зависит от того, насколько вы увлечены делом и заинтересованы в проблемах, которые решили освещать. Это далеко не самая простая работа. Однако если у вас получится, то вы сможете наслаждаться увлекательной жизнью фотожурналиста или заниматься фотографией в других жанрах».
Похожие статьи
Лучшие камеры и объективы для фотожурналистики
С нетерпением ждете своего первого задания в качестве фотожурналиста? Наши эксперты рассказывают о лучшем оборудовании для начинающих документальных фотографов.
Создание фотопортфолио, которое приведет вас к успеху
Четыре отраслевых эксперта делятся советами по подготовке идеального фотопортфолио — от построения истории до демонстрации своих работ.
Как искать заказы: советы отраслевых экспертов
Фотографам непросто находить оплачиваемую работу, однако эти семь советов от экспертов помогут вам эффективно общаться с редакторами и получать достойные заказы.
Сочетая работу и учебу: Эмиркан Чорут
Студент, фотограф в агентстве и амбассадор Canon делится советами по организации карьеры фотожурналиста во время учебы в университете.