Амбассадор Canon Евгения Арбугаева достигла успехов в работе фотографом. Ее документальные сюжеты, предметом которых обычно становится жизнь изолированных сообществ в отдалении от цивилизации, принесла ей ряд наград, включая звание National Geographic Storytelling Fellowship и премию Infinity Award от Международного центра фотографии в Нью-Йорке.
Однако для одного особенного проекта Евгения решила, что фотографии не смогут раскрыть всей истории. Вместо этого она вместе с братом, оператором Максимом Арбугаевым, создала свой первый фильм — 25-минутный документальный фильм под названием «Выход». Эта медитативная картина повествует о мире природы, демонстрируя влияние климатических изменений в Северном Ледовитом океане на местную популяцию тюленей.
«Выход» был номинирован на «Оскар» 2023 в категории «Лучший короткометражный документальный фильм» и получил положительные отзывы от Американского института киноискусства и Международной ассоциации документалистов (IDA) — это превосходный старт для Евгении, лишь начинающей карьеру видеографа.
Съемки сильно меняющихся пейзажей на камеру EOS R5
Развитие идеи
Изначально концепция фильма появилась у Евгении, когда она работала над другим проектом — снимала чукчей, коренной народ, проживающий на побережье Чукотского моря в Заполярье. Отправившись вместе с ними на охоту, она оказалась на пустынном пляже, где стояла одинокая деревянная хижина.
«Темный песок выглядел так, словно совсем недавно горел, и вокруг лежало много костей, — рассказывает она. — Охотники сказали, что каждый год тысячи тюленей устраивают лежбище на этом пляже, и приезжает один ученый для их исследования. Это показалось мне очень интересным».
В следующем, 2019 году она вернулась туда с братом, встретила морского биолога Максима Чакилева и поснимала тюленей.
Евгению восхищают люди, которые работают в уединении вдалеке от цивилизации, например хранители маяков и метеорологи, однако на этот раз история не ограничилась лишь этим. Тюлени прибывают сюда в рамках ежегодной миграции и раньше отдыхали на прибрежных льдинах. Однако теперь из-за глобального потепления в это время года море не замерзает, и они вынуждены лежать на пляже.
В итоге количество тюленей на побережье значительно выросло — до 100 000 животных прибывают сюда, занимая все свободное пространство. Их очень легко спугнуть, в результате чего образуется давка, в результате которой многие тюлени погибают.
«Это очень захватывающая, но вместе с тем страшная история, — говорит Евгения. — Всего одна локация позволяет увидеть эффект глобального потепления на популяцию тюленей».
В 2020 году Евгения и Максим решили создать фильм и обратились к Максиму Чакилеву, который был рад поработать вместе с ними. Он начал полевые исследования в августе, и все трое жили в хижине на протяжении трех месяцев.
Есть ли у вас оборудование Canon?
Съемки на локации с EOS R5
Евгения решила отснять материалы для фильма на камеру Canon EOS R5. «Я абсолютный новичок в том, что касается кинопроизводства, поэтому не стала усложнять себе жизнь и работать с незнакомой мне камерой, — говорит она. — Мне очень нравится легкая и компактная EOS R5, с которой я могла двигаться значительно увереннее».
«Обычно я использую автофокусировку при создании фотографий, поэтому работа с кольцом фокусировки стала для меня новым опытом. Функция усиления контуров фокусировки [подсветка контуров областей сцены в фокусе нужным цветом] на камере оказалась для меня очень полезной».
Фильм «Выход» содержит множество совершенно разных сцен, и Евгения с Максимом выбрали для работы несколько объективов Canon, включая модели Canon RF 50mm F1.2L USM и Canon RF 70-200mm F2.8L IS USM. Однако для Евгении основным объективом для фотосъемки является Canon RF 24-70mm F2.8L IS USM — она также решила применить его при съемке видео.
«В небольших пространствах, например внутри хижины, мне требовался широкий угол обзора, и я работала с фокусным расстоянием 24 мм, — говорит она. — В то же время фокусное расстояние 70 мм стало прекрасным вариантом для портретов и съемки тюленей, поскольку мы находились совсем рядом с ними — открываешь дверь хижины, а они лежат прямо возле нее».
Трудности при съемке
Помимо очевидных сложностей, связанных с жизнью в одинокой хижине на протяжении трех месяцев, одной из прочих трудностей стала зарядка аккумуляторов. «Мы пользовались генератором, который достаточно сильно шумел и источал неприятный запах, поэтому мы оказались ограничены в возможностях зарядки аккумуляторов, — говорит Евгения. — Надо было тщательно выбирать сюжеты для съемки и не увлекаться съемкой всего подряд».
Сами тюлени, которые достигают 3,6 метра в длину и весят до 1700 кг, также вносили трудности в процесс съемки. «Они могут показаться агрессивными, однако они очень уязвимы, поскольку находятся вне своего естественного ареала, — рассказывает она. — Эти животные очень пугливы и боятся необычных запахов или звуков, например тех что издает генератор. Если напугать их, они паникуют и образуют огромную давку. Поэтому мы были максимально аккуратны, чтобы не потревожить их».
Это означало, что Евгения и Максим зачастую не могли вставать в полный рост, поскольку тюлени боятся необычных высоких объектов из-за плохого зрения. «Нам надо было очень осторожно снимать с крыши хижины, аккуратно забираясь туда, и не вставать в полный рост, — продолжает она. — А на пляже, находясь близко к тюленям, нужно было буквально ползти».
Редактирование материалов
По окончании съемок Евгения и Максим вернулись домой с примерно 60 часами видеоматериалов, большая часть которых была снята в режимах 4K DCI RAW и Canon Log. Они решили снимать в 4K и отказаться от более высокого разрешения из-за ограниченного количества накопителей, а также чтобы реже задействовать генератор для питания оборудования при выгрузке файлов.
Новые сложности возникли и тогда, когда материалы потребовалось превратить в 25-минутный итоговый фильм. Евгения занялась этой задачей вместе с редактором Джошуа Чедвиком. «Мы выбрали простую структуру линейного повествования и динамичное развитие истории с начала и до конца, — говорит Евгения. — Таким образом повествование получилось органичным и не слишком трудной для восприятия, а контраст между простой структурой и сложной темой этой истории помог должным образом рассказать ее».
Звуковая дорожка также стала крайне важным элементом фильма. В фильме нет музыки, и диалоги ограничены записями наблюдений Максима Чакилева. Вместо этого фильм наполнен рокотом волн, шумом ветра, а также голосами тюленей и морских птиц. Звуковая дорожка итогового фильма записывалась с помощью разных устройств звукозаписи.
«Мы знали, что звук будет очень важен, и на этапе постобработки хорошо поработали над ним вместе с Анастасией Душиной, нашим звуковым дизайнером, — рассказывает Евгения. — Было здорово увидеть, насколько преображается видеоряд, когда он подчеркнут звуковым сопровождением».
Стоит ли фотографам осваивать навыки работы с видео?
Переход от фото к видео
Хотя работать с видео было непросто, Евгении понравилось осваивать новые навыки. «Было здорово открыть для себя новый язык визуальных историй, — говорит она. — Я заметила, как мой мыслительный процесс полностью изменился, когда я занималась режиссурой и использовала движение и звук. Я больше думала о структуре повествования и объектах, которые нам необходимо было запечатлеть».
Но скучает ли Евгения по фотографии? «Мне не хватало фрагментированной структуры фотоисторий; для фильма нужно удерживать внимание зрителя на протяжении всей картины и тщательно использовать время, которое зрители уделяют вашей работе, — говорит она. — Основным отличием является многослойность кино, например тот факт, что в историях используется звук. Однако даже так этот проект заставил меня полюбить фотографию еще больше».
«Даже тот факт, что мы создали такой фильм, вовсе не значит, что я стану видеографом. И фотография, и видео прекрасны по своему, поэтому думаю, что я продолжу работать сразу с обоими форматами».
Посмотрите номинированный на премию «Оскар» фильм Евгении и Максима Арбугаевых «Выход».
Оборудование Евгении Арбугаевой
Оборудование, которое профессионалы используют для кинопроизводства
Камера
Canon EOS R5
Универсальная гибридная камера с широкими возможностями видеозаписи. При съемке с рук в условиях слабого освещения Евгения использовала встроенную стабилизацию EOS R5 по 5 осям, которая предлагает эффект до 8 ступеней экспозиции при установке определенных объективов.
Объективы
Canon RF 24-70mm F2.8L IS USM
Объектив RF 24-70mm F2.8L IS USM располагает высокой светосилой, стабилизацией изображения и мотором Nano USM для бесшумной фокусировки. Он предлагает широкий диапазон фокусных расстояний — от широкоугольных до теледиапазона — что делает его любимым объективом Евгении для фото- и видеосъемки.
Canon RF 70-200mm F2.8L IS USM
Фотографируйте в любом уголке мира с этим компактным зум-телеобъективом с диафрагмой f/2.8: сверхбыстрая автофокусировка, минимальное расстояние фокусировки 0,7 метра и стабилизатор изображения с эффектом, эквивалентным 5 ступеням экспозиции, помогут создавать качественные изображения в любых ситуациях даже при съемке с рук. «Это объектив с невероятной стабилизацией изображения», — говорит Евгения.
Canon RF 50mm F1.2L USM
Этот объектив обеспечивает новый уровень оптического качества при полнокадровой съемке. Исключительные четкость и резкость означают более высокий уровень детализации даже по краям кадра. «Максиму особенно понравилось снимать с объективом RF 50mm F1.2L, поскольку широкая диафрагма помогла в работе при слабом освещении», — говорит Евгения.
Canon EF 100-400mm f/4.5-5.6L IS II USM
Этот универсальный и компактный зум-объектив 100–400 мм обеспечивает стабилизацию изображения, эквивалентную 4 ступеням экспозиции, для превосходной четкости. «Этот объектив был нужен нам для съемки тюленей издалека, а также чтобы показать объемность и масштаб пейзажа», — говорит Евгения.
Экстендер Canon EF 1.4x III
Евгения использовала этот экстендер с объективом EF 100-400mm f/4.5-5.6L IS II USM для съемки тюленей с большого расстояния.
Аксессуары
Адаптер крепления Canon EF-EOS R
Созданный для использования с системой Canon EOS R, этот адаптер позволяет использовать объективы EF и EF-S с камерами EOS R. Евгения использовала его для установки объектива EF 100-400mm f/4.5-5.6L IS II USM на камеру EOS R5.
Похожие статьи
Участие в кинофестивалях: как пройти отбор с собственным документальным фильмом?
Режиссеры зачастую тратят месяцы и даже годы, работая над одним документальным проектом, но как им обеспечить широкий охват аудитории при показе конечного продукта? Амбассадор Canon Марсель Меттельзифен делится опытом подготовки к фестивалям, где ему доводилось участвовать с номинированным на «Оскар» короткометражным фильмом «Ватани. Моя родина».
Как создать короткометражный фильм
Создатель независимого кино Таня Фреймут делится идеями по организации работы над проектами и рассказывает о своем опыте использования камеры Canon EOS C70.
Съемка видео и фотографий: развеиваем 5 мифов
Амбассадор Canon Хавьер Кортес рассказывает, почему работать и с видео, и с фотографиями проще, чем вы думаете, и делится советами для начинающих фотографов.
Лучшие объективы Canon RF для видеосъемки
Какие фикс- и зум-объективы с байонетом RF стоит выбирать видеографам и кинематографистам для кинопроизводства?