Чем портретный фотограф отличается от документального? Может показаться, что разница очевидна, однако границы между этими жанрами зачастую оказываются довольно размытыми. Съемка документальных сюжетов регулярно связана со съемкой людей, а цель многих портретных фотографов — запечатлеть историю человека.
Чтобы исследовать точки соприкосновения этих жанров, мы пригласили амбассадора Canon и фотожурналиста Илви Ньокиктьен, а также трех фотографов из мира документальной и портретной съемки: Лору эль-Тантави — документального фотографа и амбассадора Canon, живущую в Лондоне и Каире; амбассадора Canon Хелен Бартлетт — семейного фотографа, чьи изображения характеризуются документальным визуальным стилем; и Джеймса Масселуайта — студийного портретного фотографа из Великобритании.
Все они регулярно работают на стыке обоих жанров, поэтому смогут на собственном опыте обсудить их сходства и различия. Будучи владельцами камер серии EOS R, они также смогут пояснить, как именно технологии Canon помогают им работать в своем жанре.
Здесь мы собрали ряд вопросов, которые обсудили эти документальные и портретные фотографы.
Открытое обсуждение: эклектика документальной и портретной съемки
Более подробное обсуждение — в этом выпуске подкаста Canon Shutter Stories:
Илви: У меня есть вопрос для всех вас. В чем заключаются сходства и различия документальной и портретной фотографии?
Лора: Можно сказать, в наших работах есть много общего. Подход к работе довольно сильно отличается, однако все мы реализуем одну из задач документальной съемки.
Я считаю себя человеком, который рассказывает о людях и их историях, однако оба жанра затрагивают истории людей. Я направляю людей, но не упускаю и спонтанные моменты, когда они смотрят на объект, что их заинтересовал, а не туда, куда указал фотограф. Такие портреты наиболее близки к документальной съемке. Думаю, что портретную съемку отличает большая степень контроля над ситуацией, в то время как документальная съемка подразумевает наблюдение, а не управление.
Джеймс: Думаю, что портретная съемка — это форма документирования, а документирование — это иной взгляд на портрет. Если ко мне в студию приходит семья, и я прошу их улыбаться на камеру, то я что-то делаю не так. Нужно создать обстановку, в которой эти люди будут реагировать естественным образом — именно тогда портреты получаются более документальными, что делает их более привлекательными.
Однако основой документальной фотографии является история. Именно история управляет камерой, фотографом и всеми аспектами процесса.
Хелен: Чисто документальная фотография характеризуется рядом строгих правил, касающихся того, каким образом можно или нельзя взаимодействовать с происходящим. Однако в документальной семейной фотографии таких правил нет. Я стараюсь делать все органично, однако если на заднем плане снимка будет находиться отвлекающий внимание человек, я уберу его из кадра без каких-либо последствий. Если взять сугубо документальную съемку, такой подход искажал бы естественное положение вещей.
С учетом ваших потребностей. Создано для вас.
Иными словами, для меня портретная фотография отличается от документальной большей степенью взаимодействия. Однако я, конечно же, не ограничиваю себя рамками лишь одного из жанров и не беспокоюсь о том, что каждая из фотографий может принадлежать к одному или другому из них.
Илви: Я также думаю, что клиентам, в частности семьям, где меньше знают о фотографии, важнее увидеть, как их семья выглядит на снимках. Им будет все равно, документальная это фотография или портрет.
Хелен: Именно.
Илви: Ищете ли вы вдохновение в других жанрах фотографии? Я, как фотожурналист, зачастую черпаю идеи у портретистов.
Лора: Это правда, однако последние несколько лет я занимаюсь персональными проектами и не так часто смотрю на работы других фотографов. Думаю, это мой способ сохранить особый стиль и подпитывать его, не заимствуя черты из работ других профессионалов. Однако отчасти это потому, что у меня, как и у многих других фотографов, наступил период, когда весь контент кажется избитым и банальным. Поэтому мне хотелось найти идеи извне — из фильмов, музыки, театра и повседневной жизни.
Джеймс: Хочу дополнить Лору — я тоже регулярно ищу вдохновение в других сферах, помимо фотографии. Когда приезжаю в Лондон, всегда хожу в Национальную галерею на Трафальгарской площади. Можно посетить зал интересующей вас эры и посмотреть на огромные, полные деталей и историй полотна, на создание которых ушло невероятно много сил.
Хелен: Мне очень нравится пейзажная фотография, и я люблю использовать окружение, создавая портреты. Сейчас основное вдохновение я черпаю из фотографий спорта. Профессионалы из этого жанра невероятным образом формируют творческие идеи, даже не имея возможности контролировать происходящее, и мне очень интересно понять, как перенести эти задумки в мой жанр фотографии.
Илви: Давайте поговорим о системе Canon EOS R. Мне интересно узнать, какими камерами вы сейчас пользуетесь.
Хелен: Я сейчас снимаю на две EOS R5. В стандартной конфигурации я использую с ними Canon RF 35mm F1.8 MACRO IS STM и RF 50mm F1.2L USM, а также либо RF 85mm F1.2L USM DS, либо RF 100mm F2.8L MACRO IS USM. Если мне нужно снимать с более широким углом либо работать незаметно, с одной камерой и одним объективом, я беру с собой RF 24-70mm F2.8L IS USM. Еще у меня есть объектив RF 100-500mm F4.5-7.1L IS USM для съемки на больших расстояниях.
Джеймс: Сейчас я снимаю на EOS R6. У меня есть адаптер, который позволяет работать со старыми объективами. Однако примерно 8 месяцев назад я заменил большую часть из них на модели RF. Мой основной объектив —это Canon RF 24-105mm F4L IS USM. Я беру его с собой на все съемки, и с ним максимально удобно работать. Он значительно преобразил процесс как студийной съемки, так и работы на локации.
Лора: Я пользуюсь EOS R5. Как и у Джеймса, мой главный объектив — это Canon RF 24-105mm F4L IS USM. Можно сказать, что я постоянно пользуюсь именно им.
Илви: Я тоже снимаю на EOS R5 и пользуюсь адаптером крепления EF-EOS R с кольцом управления, чтобы снимать на Canon EF 35mm f/1.4L II USM, EF 50mm f/1.2L USM и EF 24-70mm f/2.8L II USM. Мне нравится, что адаптеры позволяют пользоваться уже имеющимися объективами. Они не теряют в качестве, а кольцо управления на адаптере очень помогает в работе. Все работает так, как должно.
Илви рассказывает о системе EOS R больше в этом видео:
Илви: Почему вы все решили перейти на систему EOS R, и имел ли этот переход большое значение?
Лора: До этого я снимала на Canon EOS 5D Mark III, поэтому для меня этот переход стал основополагающим. EOS R5 значительно компактнее и легче. Мне очень нравится, потому что я как раз начала работать с видео, и EOS R5 в этом плане кажется куда более органичной и удобной в настройке. Я обнаружила, что сейчас я гораздо меньше думаю о том, как найти момент для настройки камеры во время съемки, поскольку весь процесс стал гораздо более органичным.
Хелен: Когда EOS R5 только появилась в продаже, я пару недель пробовала ее в деле. Мне очень понравилось. Это невероятно интуитивная камера, которая позволяет фотографам изобретать, творить и экспериментировать. Для меня электронный видоискатель полностью изменил правила игры, ведь я работаю исключительно в монохромном формате. Теперь для видоискателя можно выбрать монохромную сцену, и я сразу же могу отслеживать, как меняется тональность и освещение — это помогло мне работать смелее и заранее знать, как будет выглядеть изображение.
Джеймс: Я опробовал EOS R6, и, как уже сказали остальные, она оказалась очень интуитивной. Я помню, как впервые снимал на нее в студии. На съемки пришла семья с карликовым шнауцером, и я смог по достоинству оценить автофокусировку, особенно с объективами RF. Она невероятно быстрая и точная. Я никогда не видел ничего подобного. Можно выбрать, как будет работать распознавание лиц — на обнаружение людей или животных. Когда я хотел, чтобы собака оставалась в фокусе, то всегда добивался нужного результата.
Илви: А для документальной съемки, очевидно, очень полезной оказалась функция бесшумной работы затвора.
Илви: И последний вопрос. Если бы вам пришлось поменяться работами на один день, с кем бы вы поменялись и чему, как вы считаете, смогли бы научиться?
Лора: Я бы поменялась с Хелен, потому что мне нравятся семейные фотографии, которые она публикует. У меня всегда возникают проблемы со съемкой моей семьи. Родные регулярно сомневаются в моей профпригодности, потому что мои фотографии с их участием получаются худшими — все потому, что они всегда напряжены и не могут оставаться собой. Поэтому я хотела бы запечатлеть свою семью и показать им кадры, на которых они выглядят естественно и наслаждаются жизнью.
Хелен: Мне нравится, как Лора в своих работах демонстрирует жизнь людей и их место в нашем мире, не забывая и о более широком социальном контексте. Мне нравится визуальная связь между людьми на ее фотографиях, ее техники съемки и абстрактный подход к работе. Однако мне также нравятся и долгосрочные проекты Илви, потому что я никогда не занималась подобными вещами. Конечно же, и у Джеймса я многому могла бы научиться. В первую очередь, я не умею пользоваться вспышкой, и это могло бы стать хорошей отправной точкой.
Джеймс: Довольно трудно определиться с выбором. У Хелен можно научиться созданию семейных фотографий, которые нравятся абсолютно всем, потому что я также стараюсь сосредоточиться на проектах семейной фотосъемки. Лору отличает смелость и умение рассказывать о социальных и политических проблемах. Я все еще не знаю, какое именно место в этом мире занимаю, и мне не хватит смелости продемонстрировать другим свою позицию. Именно этому я бы хотел научиться у них.
Илви: Это прекрасно. Мне и самой было бы сложно сделать выбор. Однако меньше всего я знаю о том, как работать со вспышкой и освещением. Поэтому я бы поменялась местами с Джеймсом, чтобы попробовать все это. Смотрю на ваши изображения и даже не могу представить, как именно вы их создаете.
Джеймс: Я тоже.
Эти четыре профессионала — настоящие эксперты в своих жанрах фотографии, однако обсуждая свое ремесло, они понимают, насколько велики различия в их работе, а также как правильный выбор оборудования помогает в реализации творческих замыслов и создании желаемых материалов.
Похожие статьи
Фотосъемка рестлеров с объективами L-серии
Джеймс Масселуайт рассказывает о том, как объективы Canon L-серии помогли ему создать четкие фотографии с насыщенными цветами в рамках проекта «Портрет рестлера».
Лора эль-Тантави о закрепившемся значении площади Тахрир
Лора эль-Тантави беседует со Скоттом Андерсоном перед публикацией новой версии своей книги 2015 года «В тени пирамид» (Shadow of the Pyramids).
Создание естественных семейных фотографий в стиле Хелен Бартлетт
Амбассадор Canon Хелен Бартлетт рассказывает о том, как она создает памятные черно-белые семейные фотографии в совершенно обычных местах, а также о полезных функциях EOS R.
Честный разговор: съемка вдали от эпицентра событий
Опытный журналист Паоло Пеллегрин и восходящая звезда Ксения Кулешова обсуждают варианты презентации сюжета, технологические инновации и значение сообщества.