Финансирование документальных фильмов: лучшие советы от режиссеров

Получатели гранта Canon для видеографов в категории «Короткометражное документальное кино» прошлых лет Микаэль Зумштейн, Камиль Миллеран и Ирен Баке делятся своим опытом.
Четыре пожилые женщины с косметическими масками на лицах сидят в ряд перед желто-красной стеной — кадр из короткометражного документального фильма режиссера Ирен Баке.

Короткометражный фильм Ирен Баке, снятый с использованием гранта Canon для видеографов, повествует о 14 бывших работницах секс-индустрии, проживающих в Casa Xochiquetzal в Мехико. В этой сцене на лица некоторых женщин наложены маски, так как они проводят косметические процедуры. «Когда они были вместе, они разговаривали между собой, и характер съемки был скорее наблюдательным», — говорит Ирен. © Ирен Баке

Очень немногие приходят в документальное кино, чтобы стать богатыми или знаменитыми. Создатель документального фильма ставит перед собой цель разобраться в важной истории и поделиться ею с миром. Аудитория документального кино растет, и документальные сериалы занимают свое место на стриминговых платформах, где по количеству просмотров соперничают с крупнейшими киноблокбастерами. Однако достичь такой планки в одночасье невозможно.

Участие в гранте Canon для видеографов в категории «Короткометражное документальное кино», запущенном в 2020 году, позволяет начинающим фотожурналистам и видеографам со всего мира получить дополнительные преимущества на старте карьеры: денежный грант и возможность аренды оборудования Canon для съемки короткометражного фильма на социальную, экономическую, политическую или культурную тему. В этой статье Микаэль Зумштейн, Камиль Миллеран и Ирен Баке, три предыдущих получателя гранта, поделятся своим опытом финансирования и реализации проектов.

В полутемном дворе мужчина, одетый во все черное, держит награду, стоя с двумя мужчинами и женщиной, которые улыбаются на камеру. Это Жан-Франсуа Леруа, Клер-Анн Девильяр, Микаэль Зумштейн и Люка Менже.

Став первым получателем гранта Canon для видеографов, Микаэль Зумштейн (на фото в черной рубашке с наградой) увидел премьеру своего документального фильма на фестивале Visa pour l'Image в сентябре 2022 года. Здесь он изображен с (слева направо) Жаном-Франсуа Леруа, генеральным директором Visa pour l'Image, Клер-Анн Девильяр из Canon France и Люкой Менже, членом жюри конкурса на грант для видеографов и заместителем шеф-редактора Franceinfo. © Себастьян Риотто

Каким был ваш опыт съемки документального кино, и как вы обеспечили финансирование этой работы?

Ирен: «Перед тем, как уйти во фриланс в 2019 году, я шесть лет проработала над документальными сюжетами в The Guardian. Если вы работаете в газете, перед вами ставят определенный круг тем, которые требуется осветить, а я хотела найти свой собственный стиль и создавать более объемные работы, которые позволили бы мне больше времени проводить с героями сюжетов».

Камиль: «Один из моих документальных фильмов, Derwisha («Дервиш»), я снял в соавторстве с Лейлой Бератто. В фильме рассказывается история двухэтажного дома без крыши в 30 км от Алжира, в котором проживает около 30 человек, в основном выходцы из Камеруна и Кот-д'Ивуара, направляющиеся в Европу. Мы самостоятельно финансировали проект в течение трех лет, после чего объединились с французской киностудией Lumento Films для монтажа, цветокоррекции и постобработки материалов. Обычно мне удается финансировать поиск новых сюжетов за счет заказов на фотографии от изданий. Затем я составляю письмо о намерениях и с ним иду на встречу с продюсерами. Кроме того, получение стипендий, связанных с фотографией, позволяет мне переключаться на документальные кинопроекты».

Микаэль: «Обычно я снимаю документальные фильмы для телеканалов, таких как France Télévisions и ARTE. Я всегда работаю с продюсером, который распоряжается бюджетом, и именно он отвечает за поиск телеканала для финансирования проекта. Обычно продюсер планирует все еще до начала съемок: расходы, командировочные, зарплаты. У независимого видеографа, в отличие от компании, нет возможности платить зарплату или налоги. Бюджеты на телевидении выше, чем в фотожурналистике, поэтому и на кону стоит больше. Канал не захочет рисковать и сотрудничать с независимым режиссером. Если в процессе съемок что-то идет не так и может повлечь за собой денежные потери, этим занимается продюсер. Я всегда работал с одним и тем же продюсером, которая, так уж получилось, стала моей женой, и с ее коллегами. Продюсер — это не просто человек, который решает финансовые вопросы, это ваш напарник, на которого можно положиться».

На что режиссеры тратят бюджеты фильмов?

Ирен: «Перелеты и проживание, а также привлечение звукорежиссера и монтажера. Свой текущий проект я собираюсь монтировать самостоятельно, но немного средств все-таки придется потратить на цветокоррекцию и обработку звука».

Микаэль: «В случае с моим последним проектом, средства из бюджета пошли на проезд и проживание во время двух поездок — первая длилась шесть дней, вторая — две с половиной недели. Работа в Африке может затянуться, так как приходится выполнять множество административных задач. Часть средств также пошла на оплату работы проводника и монтажера».

Камиль: «Мы тратили время на поиск сюжета, аренду микрофонов, работу сценариста документальных фильмов. Кроме того, я описал последовательность кадров для 52-минутной версии фильма. Времени на написание сценария было очень мало. Но готовый сценарий открыл перед нами новые возможности — вы смогли обратиться в производственную компанию телевизионного канала ARTE и компанию 416 Production.

Двое людей наклонились к камере Canon и смотрят на ее задний экран.

Что изучать: фотографию или кинопроизводство?

Программа Canon Future Focus помогает студентам, изучающим фотографию и кинопроизводство, стать участниками профессионального сообщества.
В небольшой комнате молодой человек в черной рубашке открывает синий шкафчик — кадр из короткометражного документального фильма Камиля Миллерана The Invisibles («Невидимки»), снятого с использованием гранта Canon для видеографов.

Фильм Камиля Миллерана The Invisibles («Невидимки») проливает свет на жизнь нелегальных работников, которые, несмотря на свой статус, тем не менее играют важную роль в экономике Франции. Макан (на фото) работает на кухне шикарного пивного ресторана на Елисейских полях в Париже. «На этом снимке Макан запечатлен в раздевалке ресторана, где он работает, в конце смены, — говорит Камиль. — Уже 3:00». © Камиль Миллеран

Две женщины, одна с камерой, другая с микрофоном, снимают мужчину в маленькой спальне, раскладывающего одежду из шкафа на низкой кровати.

Обладательнице гранта Canon для видеографов Ирен Баке руководит съемкой сцены для своего документального фильма вместе со звукорежиссером Кариной Вийасеньор. Ее выбор пал на камеру Canon EOS C70, которую она высоко оценила за компактность и качество съемки материалов кинематографического уровня. © Паула Вилелья

Что побудило вас подать заявку на грант Canon для видеографов? Как вы почувствовали себя, когда выиграли?

Ирен (победительница 2022 года): «Только в 2021 году я узнала, что существуют гранты на съемку документального кино и что я могу подать на них заявку. По сравнению с другими, грант Canon для видеографов можно потратить на съемку довольно широкого спектра работ, и я решила подать заявку с историей, которую я хотела снять в Мексике. Ощущения от победы были потрясающими. С тех пор мне удалось получить немалое количество грантов для финансирования своих документальных фильмов. Обычно речь идет не о слишком крупной сумме денег, поэтому я стараюсь вложить все средства в то, чтобы найти хорошую команду для создания фильма, а основной доход я получаю от режиссирования рекламных роликов. Я бы посоветовала молодым режиссерам стараться всегда иметь какую-то работу на стороне, чтобы сопоставлять доходы и расходы, и искать гранты в Интернете».

Камиль (победитель 2021 года): «Я не мог поверить своим ушам. Я был так удивлен, что победил. Перед подачей заявки на грант мы искали сюжеты и финансировали это из своего кармана. Грант все изменил».

Микаэль (победитель 2020 года): «Это было фантастически. Весь процесс подачи заявки прошел очень гладко. Это сильно отличается от того, когда ты пытаешься получить одобрение телеканала на съемку документального фильма, что может занять много времени. Это был первый грант на съемку документального кино, который я получил. На протяжении 20 лет работы фотожурналистом я делал снимки на Canon, и мне было интересно познакомиться с видеооборудованием Canon».

Расскажите нам о ваших фильмах, снятых с использованием гранта Canon для видеографов, и о том, как вы их снимали.

Камиль: «Мой фильм посвящен истории Макана Бараджи, малийца из Парижа, который трудится на двух работах — мойщиком посуды и курьером. Мы следили за ним на протяжении года, в течение которого он получил официальные документы и нашел свою семью, которую не видел четыре года».

Ирен: «Мы наблюдали за жизнью обитателей Casa Xochiquetzal [дома престарелых для работников секс-индустрии] в Мехико. Я получила доступ к съемкам там благодаря посреднику еще до того, как выиграла грант, но на тот момент я не была знакома ни с одной из женщин. Раньше я снимала все самостоятельно, а потом, когда стала фрилансером, начала сотрудничать с операторами-постановщиками с крупноформатными камерами. Но поскольку тема фильма очень деликатная и мои отношения с женщинами стали частью истории, я снова вернулась к съемке без помощников, хотя и сотрудничала со звукорежиссером и монтажером. Я брала интервью у пожилых женщин в их комнатах и наблюдала за их жизнью».

Микаэль: «Мне хотелось узнать, как китайские предприятия работают в Западной Африке. Я хотел сделать репортаж о молодом населении Сенегала, бывшей французской колонии, которое больше не чувствует связи с Францией и ищет работу в Китае. Я решил, что наиболее наглядно это можно показать, понаблюдав за сенегальскими студентами, изучающими китайский язык в Институте Конфуция в Дакаре. Я нанял проводника Абдуллая, который стал моим помощником, переводчиком и водителем. Однажды я был очень болен и лежал на полу, а он выполнял мои указания. Он сыграл очень важную роль!»

Пожилая женщина в синем топе и шарфе держит кусок ткани в боковой части кадра — фрагмент из короткометражного документального фильма режиссера Ирен Баке.

«Женщины, живущие в Casa Xochiquetzal, 20 лет боролись за то, чтобы у них было место, где они могли бы жить на пенсии, когда они уже не смогут работать», — говорит Ирен, которая отправилась на съемки с готовой идеей фильма, но в итоге решила просто «плыть по течению». На самом деле у финальной версии картины есть и комедийная сторона, о которой Ирен и не догадывалась. «Я думала, что он будет более драматичным. Но многие женщины гордятся своей жизнью. Думаю, если у них были травмы, они залечили их с помощью юмора. Они всегда подшучивают друг над другом». © Ирен Баке

Человек смотрит футбол на телефоне — кадр из короткометражного документального фильма Камиля Миллерана The Invisibles («Невидимки»).

Живя во Франции, Камиль стал известным фотожурналистом и работал в таких газетах, как Le Monde. Работа над созданием фото- и видеоматериалов привела его в Алжир, Кот-д'Ивуар и Камерун. На этом снимке Макан — главный герой документального фильма Камиля — смотрит футбольный матч на своем телефоне во время перерыва на работе. © Камиль Миллеран

Насколько сильно достижение желаемых результатов зависит от выбора оборудования?

Ирен: «Мне очень понравилась камера Canon EOS C70: несмотря на небольшой размер, это полноценная кинокамера с объективом Canon CN-E24mm T1.5 L F. Для меня было важно показать, как женщины живут и обустраивают свои комнаты, и широкоугольный фикс-объектив идеально подошел для перемещения в небольшом пространстве».

Камиль: «Во время съемки мы использовали камеру Canon EOS C70 и два объектива: Canon RF 24-70mm F2.8L IS USM и RF 70-200mm F2.8L IS USM. Мы отдали предпочтение камере EOS C70 из-за наличия стереоразъема, а объективы 24-70mm и 70-200mm выбрали, поскольку они идеально дополняют друг друга. Первый позволяет снимать общие планы и кадры со среднего расстояния, а второй — улавливать жесты и мимику Макана во время работы на кухне».

Какие советы вы можете дать по поводу составления бюджета для документального кино?

Камиль: «Чтобы рассчитать бюджет и наладить управление всеми составляющими кинопроизводства, целесообразно работать с продюсерской компанией. Вы не можете контролировать все в одиночку. Вы должны сосредоточиться на вашей истории».

Микаэль: «Во время съемок короткометражного документального фильма у вас будет не так много времени, поэтому вам нужно хорошо подготовиться. Отправьтесь на поиски персонажей для фильма. Убедитесь, что вы учли все в своем бюджете. Выберите оборудование. Вы должны быть уверены в камере и микрофоне: вы не можете позволить себе потерять целый день, если окажется, что они не работают.

Мужчина стоит на холме с камерой Canon, установленной на штатив. Вдалеке за ним можно увидеть большой город.

Требования для участия в кинофестивалях: как пройти отбор на такой фестиваль?

Видеограф Марсель Меттельзифен делится опытом подготовки к фестивалям, где ему доводилось участвовать с номинированным на «Оскар» короткометражным документальным фильмом «Ватани. Моя родина».
Автомобили едут по Елисейским полям ночью — кадр из короткометражного документального фильма Камиля Миллерана The Invisibles («Невидимки»).

Рабочее место Макана находится рядом с Триумфальной аркой в Париже. 52-минутная версия документального фильма будет показана на франко-немецком телеканале ARTE летом 2023 года. «Я не знаю, что будет дальше, но точно знаю, что я очень хочу продолжать рассказывать истории из реальной жизни, снимая фильмы», — подводит итоги Камиль. © Камиль Миллеран

Есть ли у вас какой-нибудь совет для видеографов с ограниченным бюджетом?

Ирен: «Вы можете воспользоваться простыми решениями, например поработать с доступным освещением. Подумайте о том, как будут расположены люди в комнате. Разместите их рядом с окном, откройте или закройте шторы и двери, включите лампу на прикроватном столике или используйте другой доступный источник света. В сочетании с цветокоррекцией это поможет усилить эффект кинематографичности».


Для получения дополнительной информации о гранте Canon для видеографов в категории «Короткометражное документальное кино» ознакомьтесь с нашей статьей Грант Canon для видеографов.

Rachel Segal Hamilton

Похожие статьи

Чудесное рождение: работа над личным проектом

Джулио ди Стурко рассказывает о своем новом проекте — трогательном документальном фильме, отснятом на Canon EOS C70 и демонстрирующем захватывающий мир неонатального ухода.

Бюджетная съемка с помощью Canon EOS C70

Видеограф Симеон Куорри объясняет, как самая маленькая камера из линейки Cinema EOS позволяет видеографам создавать материалы лучшего качества с меньшими затратами.

«Все, что дышит»: съемка документального фильма по заказу Sundance с помощью оборудования Canon

Оператор-постановщик Бен Бернхард рассказывает о том, как ему удалось по-особому запечатлеть загрязнение и социальные проблемы в Дели с помощью камеры Canon EOS C500 Mark II.

Сравнение возможностей видеосъемки: EOS C70, EOS R5 C и EOS R5

Три компактные и при этом функциональные камеры для создателей видео. Но чем отличается их функциональность в части видеосъемки, и какая из моделей лучше подойдет для тебя?

Подпишитесь на рассылку

Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro