Адаптация и эволюция для достижения цели: обзор Программы обучения студентов Canon

Что делает Программу обучения бесценной возможностью? Пятеро участников делятся опытом.
Участники Программы обучения студентов Canon сидят за столом вместе с сотрудниками журнала Stern в их офисе в Гамбурге, Германия.

«Фотожурналистика — это очень конкурентная среда, — говорит Симон Вольфарт, один из пяти финалистов Программы обучения студентов Canon, отобранный из 100 человек для участия в Hamburg Portfolio Review, в рамках которого фотографы в том числе посетили офис журнала Stern. — Такая возможность получить отзыв о моем портфолио от профессионалов и других студентов со всего мира стала для меня источником мотивации». Слева направо: Катажина Шлесинска (CSDP), Катарина Ниу (отдел фотографии, Stern), Орсоля Греневольд (фоторедактор, Stern), Симон Вольфарт (CSDP), Рахель Зангдер (фоторедактор, Stern Crime). © Алена Кардаш / Stern

Каждый студент, изучающий фотожурналистику, наверняка слышал известную цитату Роберта Капы: «Если ваши фотографии недостаточно хороши — значит, вы были недостаточно близко». С этим можно поспорить, однако эта фраза напоминает нам, что фотография во многом создается лично и с присутствием фотографа на месте съемок. И в частности для большинства фотожурналистов очень важно запечатлеть происходящие события именно по мере их развития.

Программа обучения студентов Canon (CSDP) предлагает талантливым молодым фотографам со всего мира возможность начать новый виток в своей карьере благодаря освоению новых навыков, налаживанию профессиональных контактов и участию в портфолио-ревью в рамках общения с некоторыми из наиболее известных представителей мира фотографии. И впервые за два года программа 2022 года была проведена очно, а не в виртуальном формате. Она стала более насыщенной и полезной, чем когда-либо раньше.

«В этом году мы предложили участникам полностью переработанную программу событий и обновленный формат, где избранные студенты принимают участие в Hamburg Portfolio Review и получают денежные гранты в размере 2000 евро и оборудование Canon общей стоимостью 9000 евро», — рассказывает менеджер по маркетингу профессиональной продукции Canon Шивон Гаффан.

Все 100 студентов, которые приняли участие в программе 2022 года, смогли посетить сеансы онлайн-наставничества — получить отзыв и рекомендации по подготовке портфолио от профессионала. Затем 30 студентов получили приглашение на престижный мастер-класс на каталонской ферме в Жироне, Испания, где все мероприятие было посвящено исключительно этой программе от Canon. В течение четырех дней студенты принимали участие в различных практических занятиях, групповых портфолио-ревью, обсуждениях и презентациях, которые проводили для них профессиональные фотографы и известные редакторы. В последний день студентам была предоставлена возможность посетить фестиваль фотожурналистики Visa pour l'Image в Перпиньяне, Франция.

Двое людей наклонились к камере Canon и смотрят на ее задний экран.

Что изучать: фотографию или кинопроизводство?

Программа Canon Future Focus помогает студентам, изучающим фотографию и кинопроизводство, стать участниками профессионального сообщества.

Пятеро студентов, которые продемонстрировали наибольший потенциал на групповых портфолио-ревью, затем были отобраны для участия в событии Hamburg Portfolio Review. Этот этап также включал четыре индивидуальных портфолио-ревью и возможность посетить церемонию открытия, открытые обсуждения и вечеринку в честь окончания — это стало для них прекрасной возможностью познакомиться с отраслевыми экспертами и наладить профессиональные контакты. Они также посетили новостные редакции изданий Der Spiegel, Die Zeit, Geo и Stern.

«Я думала, что это будет еще один мастер-класс, однако это событие изменило мою жизнь и помогло мне сделать большой шаг в сторону профессиональной карьеры фотографа», — говорит Александра Коркоде, которая родилась в Румынии, а сейчас учится в Королевской академии искусств в Гааге; она стала одной из пяти счастливчиков, отобранных для поездки в Гамбург.

Ее коллегами по финалу стали: американец с вьетнамскими корнями Крис Чинь, который заканчивает изучение визуальной журналистики в университете Ateneo de Manila в Филиппинах; египетский фотожурналист Мохамед Махди, который учится в Институте медиатехнологий и журналистики в Дании (DMJX); Кася Шлесинска из Кракова, которая изучает фотографию в Институте творческой фотографии в Опаве, Чехия; и Симон Вольфарт, фотограф-самоучка и выпускник Института журналистики в Тулузе, Франция.

Финалисты Программы обучения студентов Canon стоят вместе с сотрудниками Die Zeit и Canon Europe рядом с офисом в Helmut Schmidt Haus в Гамбурге, Германия.

«В офисах Der Spiegel, Die Zeit (на фото), Geo и Stern нам удалось пообщаться с несколькими фоторедакторами и узнать больше о том, как происходит ежедневный рабочий процесс в новостных редакциях, — говорит участник программы Крис Чинь. — Раньше мне не доводилось работать с немецкими СМИ, поэтому для меня это стало прекрасной возможностью встретиться с редакторами и узнать, какие изображения они стремятся получить» © Алена Кардаш / Stern

Монохромная фотография, созданная Мохамедом Махди; на фото запечатлен ребенок, который держит в руках рентгеновский снимок поврежденных легких перед занавешенным окном.

«Очень здорово победить, однако каждый этап программы уже был для меня настоящим призом, — говорит Мохамед Махди о Программе обучения студентов Canon. На этом изображении из проекта Мохамеда Moon Dust (Лунная пыль), рассказывающем о промышленных выбросах в жилом районе Вади аль-Камар (Лунная долина) в Египте, 11-летняя Амал держит в руках рентгеновский снимок своих поврежденных легких. © Мохамед Махди

Индивидуальные сеансы наставничества

«Вы можете быть сколь угодно талантливым фотографом, но не иметь успеха в индустрии, если вы не налаживаете связи», — говорит Крис, для которого целью участия в CSDP во многом было установление профессиональных контактов. Для Каси программа дала возможность получить обратную связь и стать лучше. «Всегда здорово получить ценный отзыв и критику своих работ от профессионалов», — говорит она.

В рамках первого этапа программы студенты смогли принять участие в индивидуальных сеансах наставничества по видеосвязи. По словам Криса, сеансы общения с амбассадором Canon и обладателем Пулитцеровской премии Мухаммедом Мухейсеном оказались чрезвычайно полезны. «С ним я понял, что мой голос услышан — он действительно попытался разобраться, в чем заключается история моих проектов, — говорит он. — Перед тем как поделиться своими мыслями, он сперва спрашивал, что думаю я, чем завоевал мое доверие и спровоцировал на открытый диалог». Мохамед, в свою очередь, по достоинству оценил общение со своим наставником — Томасом Борбергом из Politiken — в рамках которого эксперт посмотрел весь архив работ фотографа.

Кася раньше уже демонстрировала свои работы некоторым фотографам, однако получила ценный отзыв от своей наставницы — консультанта по фотографии Летиции Ганайе из агентства Maps. «Моя наставница помогла мне отобрать лучшие фотографии и сосредоточиться на одном проекте, — говорит она. — Думаю, что это позволило мне лучше подготовиться к последующим портфолио-ревью и увереннее демонстрировать свои работы».

По словам Александры, ее наставница — редактор Габриэлла Фонсека Джонсон — стала для нее идеальным ментором, что помогло ей получить ценные навыки в создании текстовых описаний и построении нарратива. «Она вывела мои работы на новый уровень. Вместе мы целиком проработали проект и сделали его более профессиональным». Симон уже имел опыт работы над краткосрочными проектами, в том числе с Agence France-Presse (AFP). Его наставник, амбассадор Canon Марко Лонгари, за время совместных сеансов помог ему пошагово разобраться с созданием более долгосрочных проектов.

Фотография, сделанная участником Программы обучения студентов Canon Симоном Вольфартом; на фото изображен человек, который в облачную погоду стоит посреди поля в платье с рюшами.

Групповое портфолио-ревью в рамках мастер-класса в Жироне стало, по словам Симона, отличной возможностью поработать над навыками демонстрации своих работ. «Нужно было показать свои работы и рассказать о выбранных кадрах, например подборе композиции или приемах редактирования фотографий. Было непросто, однако это отличный способ получить честные отзывы от коллег», — говорит он. Трансгендерная модель Принс Нгарамбе позирует на камеру на этом фото из проекта Симона The Prince Of Catwalk (Принц подиума). © Симон Вольфарт

Фотография, которую сделала участница Программы обучения студентов Canon Кася Шлесинска; на фото изображена курица, расправившая крылья и стоящая в жилом помещении.

Фотография из проекта Каси Шлесински Fantastic Animals And How To Pet Them (Фантастические животные и как за ними ухаживать) о взаимоотношениях людей и мира природы. «На всех этапах программы атмосфера была очень доброжелательной, — вспоминает Кася. — Люди казались добродушными, делились советами и впечатлениями о работах друг друга. В Гамбурге было очень интересно продемонстрировать свои работы редакторам из газет, агентств и организаций, чтобы послушать разнообразные мнения». © Кася Шлесинска

Вдохновляющие очные мастер-классы

Привыкшие за пандемию к видеосвязи участники быстро наладили взаимодействие с наставниками за время онлайн-сеансов. Крис говорит, что такое виртуальное общение «помогло нам выбирать из огромного количества наставников со всего мира», не думая о затратах на поездки и подаче заявлений на получение визы.

Однако возможность вместе с коллегами посетить очный мастер-класс в Жироне стал для них настоящим открытием. Участники посетили мастер-класс по освещению с амбассадором Canon Паоло Верцоне из Agence VU, получили ценную информацию от отраслевых экспертов, включая дизайнера Бонни Брайант, амбассадора Canon Марко Лонгари (AFP), Фионы Шилдс (The Guardian), Димитрия Бека (Polka), Томаса Борберга (Politiken) и Линдокуле Собеква (Magnum Photos), а также легендарного фотографа Джеймса Нахтвея из TIME Magazine.

Несмотря на то, что групповые портфолио-ревью показались Касе довольно сложными, ей было интересно получить столь ценный опыт, который определенно пригодится в ее будущей карьере. «Такие стрессовые ситуации учат навыку презентации ваших работ аудитории», — говорит она. По словам Александры, на фестивале Visa им также довелось понаблюдать за интересными обсуждениями, показами и турами. «Меня очень впечатлило, что профессионалы и отраслевые эксперты находились там прямо передо мной, и казалось, что мои возможности безграничны».

На фестивале Visa Крис понял, что необходимо досконально знать, кто составляет вашу аудиторию. «Я научился не приносить печатные фото на встречу с редактором онлайн-агентства. Такие агентства ценят скорость, а также умение работать с метаданными и быстро отправлять новости. Демонстрируя портфолио редактору такого агентства, нужно показать, что вы легки на подъем, умеете грамотно составлять композиции и знаете, на что способно ваше оборудование. Это в том числе означает, что вы умеете быстро редактировать файлы, когда это необходимо, и ведете учет альбомов в Adobe Lightroom. Печатные фотографии не помогут вам продемонстрировать это, — отмечает он. — Каждый редактор по-своему видит работы фотографов. И просто потому, что кому-то из них ваши работы не пришлись по душе, вовсе не значит, что они ужасны — возможно, они просто не соответствуют их потребностям».

Фотография человека в капюшоне, стоящего с граблями в руках посреди тумана; фото сделано участницей Программы обучения студентов Canon Александрой Коркоде.

«Сеансы работы с наставником помогли мне понять,что проект нужно адаптировать согласно ситуации, в которой он будет демонстрироваться, — говорит Александра Коркоде. — Его нельзя показывать редактору или куратору в том же виде, в котором вы демонстрируете его преподавателям или коллегам». Работы Александры посвящены темам иммиграции, одиночества, смерти и забвения традиций, а также физического разложения и останкам человеческой цивилизации. На этом изображении из проекта I Was Made To Die But I'm Here To Stay With You (Я была создана, чтобы умереть, но я здесь и останусь с тобой) Сюзана, жертва насилия возрастом свыше 90 лет, пытается ухаживать за садом с помощью грабель. © Александра Коркоде

Фотография, сделанная участником Программы обучения студентов Canon Крисом Чинем — на фото запечатлен свисающий со стальной ограды человек в костюме единорога и с перекинутым через плечо мегафоном.

Фотография из проекта Криса под названием Black Snake Killers (Убийцы черных змей), который повествует о людях народности Анишинаабе, которые сражаются против постройки нефтепровода Line 3. Крис надеется, что программа откроет для него больше возможностей. «Я уже некоторое время работаю в качестве независимого фотографа и надеюсь, что контакт с большим числом редакторов и возможность продемонстрировать мои работы в новых местах поможет получать больше заказов». © Крис Чинь

Гамбург: ревью и взгляд в будущее

Пройти отбор для участия в Hamburg Portfolio Review — это уже большое достижение, однако этот опыт принес участникам и дополнительные преимущества. «Было очень здорово увидеть, как мои работы стали частью проекции на церемонии открытия, — говорит Крис. — Это момент гордости не только для меня как фотографа, но также и для всех, кто доверил мне съемку своих историй. Мне довелось увидеть фотографии защитников своей земли на тематическом мероприятии в Европе, и я надеюсь, что буду чаще видеть подобное в будущем».

Александра тоже была рада тому, что ее работы стали частью демонстрации, однако решила прокомментировать появление новых друзей среди своих коллег. «Мы словно настоящая семья», — говорит она.

Теперь, после завершения CSDP, студенты вернулись к своему обучению и ищут возможности для карьерного роста. Мохамед планирует организовать в Каире выставку своих документальных фотографий на тему социальной справедливости. Крис работает во Вьетнаме над новым проектом, используя финансовую и организационную поддержку. «Раньше я никогда бы не смог позволить себе приобрести Canon EOS R5, — говорит он. — Но я уже давно пользуюсь оборудованием Canon и давно присматриваюсь к этой камере! И грант, и предоставление оборудования Canon стало для меня невероятной возможностью».

Женщина лежит на диване с вытянутыми над головой руками и спущенной на подбородок маской. В углу серой комнаты в горшке стоит небольшое дерево с ярко-оранжевыми цветами.

Мишель Спатари: из студентов в профессиональные фотографы

Фотожурналист Мишель Спатари рассказывает о Программе обучения студентов Canon и о том, как она дала толчок его карьере.

Участники проекта призывают других студентов подать заявку на участие в 2023 году. «Отправьте проект, в реализацию которого верите, — советует Крис. — Ваши работы отражают вашу сущность. Когда люди увидят их, они должны понять, что вы за фотограф. Не пытайтесь скопировать стиль другого фотографа, чтобы "выбиться в люди" — никто не поведется на такую уловку».

Александра предлагает тем, кто планирует подать заявку, сосредоточиться на процессе. «Постарайтесь не держать в голове цель, а сосредоточиться на пути к этой цели, — говорит она. — Тогда и произойдет магия!»

Отраслевые эксперты рассказывают о трудностях, которые ожидают студентов-фотографов, в подкасте Shutter Stories:

Rachel Segal Hamilton

Похожие статьи

Проблемы, с которыми сталкиваются молодые фотожурналисты

Узнайте больше об основных трудностях, с которыми сталкиваются современные фотожурналисты, — от генеративного ИИ до психического здоровья — благодаря аналитическим данным, полученным в рамках Программы обучения студентов Canon.

Сочетая работу и учебу: Эмиркан Чорут

Студент, фотограф в агентстве и амбассадор Canon делится советами по организации карьеры фотожурналиста во время учебы в университете.

Учимся оттачивать свой стиль фотографии

Признанный документальный фотограф и недавняя выпускница Бебе Бланко Агтерберг рассказывает о поиске своего профессионального стиля.

Из студентов в амбассадоры Canon

Документальный фотограф Ксения Кулешова рассказывает о своей карьере и делится советами с теми, кто планирует добиться успеха в фотожурналистике.

Подпишитесь на рассылку

Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro