Крис Фэллоуз о преимуществах и рисках съемки акул

Когда амбассадор Canon стал впервые снимать акул, то сделал удивительное открытие в области их поведения. Он рассказывает, как это помогло ему добиться успеха.
Черно-белый снимок огромной белой акулы, выпрыгивающей из океана.

Акулы поразили амбассадора Canon Криса Фэллоуза, когда он переехал вместе с родителями в Кейп-Таун (Южная Африка) в возрасте 13 лет. На данный момент он опубликовал 10 научных докладов о поведении акул. Снимок, получивший название «Повелитель шторма», снят на камеру Canon EOS-1D X Mark III с объективом Canon EF 70-200mm f/2.8L IS USM (в продаже доступно новое поколение: Canon EF 70-200mm f/2.8L IS III USM) и следующими параметрами: 95 мм, 1/1600 сек., f/4.5 и ISO 400. © Крис Фэллоуз

Мало кто из фотографов так испытывал фототехнику на прочность, как амбассадор Canon Крис Фэллоуз. «Моя техника перенесла многое: ее топтали слоны, кусали большие белые акулы, почти каждый день она была покрыта слоем морской воды и работала при -50 °C в Арктике и +50 °C в Замбези, выжила во время метелей и вьюг в Южной Георгии и пылевых бурь в парке Этоша в Намибии. Если ей по плечу такое, думаю она подойдет почти любому», — говорит он.

Крис снимает дикую природу в разнообразных сложных локациях, но именно снимки больших белых акул принесли ему широкую известность. Работая на стыке науки и искусства, южно-африканский эксперт по акулам создает потрясающие монохромные фотографии дикой природы, а также собирает новые данные о поведении хищников — все это с помощью техники Canon.
Крис рассказывает о революционном открытии, которое сыграло важную роль в его карьере фотографа, легендарном снимке «Воздушные челюсти» и объясняет, почему стоит выбрать камеру Canon EOS R5.

Более подробное обсуждение — в этом выпуске подкаста Canon Shutter Stories:

Черно-белый снимок акулы, выпрыгивающей из воды на несколько метров, на фоне грозового неба.

«Почти всегда, делая фотографии диких животных, пытаюсь снимать на уровне их глаз, — говорит Крис. — В море я снимаю со специальной лодки, которая выглядит как гигантская доска для серфинга. Для меня животные как минимум равны человеку, поэтому я лучше буду смотреть на них снизу вверх, а не наоборот, как во время съемки, так и в жизни. Снимок сделан на камеру Canon EOS-1D Mark II (доступно новое поколение: Canon EOS-1D X Mark III) с объективом Canon EF 28-300mm f/3.5-5.6L IS USM со следующими параметрами: 35 мм, 1/250 сек., f/3.5 и ISO 400. © Крис Фэллоуз

Как в 1996 году вы поняли, что охотясь на добычу, акулы выпрыгивают из воды?

«Работая над сериалом BBC Wildlife "Большие белые акулы" с Дэвидом Аттенборо я увидел, как акула выпрыгнула на доску для серфинга, которую исследователь вытаскивал на берег. Это навело меня на мысль, что нужно попробовать использовать приманку в форме тюленя. Теперь мы знаем, что это работает. Мы стали наблюдать и заметили: охотясь, акулы выпрыгивают из воды, чтобы поймать тюленей.

Реакция была бурной, об этом писали все издания от The New York Times до The Sydney Morning Herald. Ни одно другое животное не привлекает столько внимания СМИ, как большая белая акула. А большая акула, парящая в воздухе, стала просто сенсацией. Я надеялся, что благодаря этому дети полюбят акул, и, став взрослыми, будут их защищать. Поразительно, но все акулы, а их более 500 видов, занимают свою нишу. Каждая акула достигает мастерства в своем деле и обладает потрясающей индивидуальностью».

Есть ли у вас оборудование Canon?

Есть ли у вас оборудование Canon?

Зарегистрируйте свое оборудование и получите доступ к бесплатным консультациям экспертов, обслуживанию оборудования, интересным мероприятиям и специальным предложениям — участвуйте в программе Canon Professional Services.
Черно-белый снимок большой акулы, плавающей у поверхности океана. План снизу.

Крису и его жене Монике удалось собрать крупнейшую базу данных о плотоядном поведении акул. Когда на кону стоит хороший снимок, Крис не беспокоится о технической стороне вопроса, полностью полагаясь на надежность оборудования Canon, и может сосредоточиться на уникальной индивидуальности акул. «Под водой я использую камеру Canon EOS 5D Mark IV с объективом Canon EF 8-15mm f/4L Fisheye USM в защитном боксе с двумя стробоскопами», — говорит Крис. Снято с использованием следующих параметров: 15 мм, 1/200 сек., f/10 и ISO 500. © Крис Фэллоуз

Наверняка, фотографируя акул, вы оказывались в необычных ситуациях. Что было самым трудным?

«Одной из самых сложных задач было добиться широкого угла при съемке крупного плана белой акулы, выпрыгивающей над поверхностью океана под малым углом. У меня было специальное тяговое приспособление, на которое я ставил камеру, при этом она располагалась менее чем на 30 см над поверхностью, а передняя линза объектива была подвержена воздействию воды. Затем камера буксировалась в место, расположенное менее чем в трех метрах от предполагаемого прыжка акулы».

«Каждый день был волнительным. Только представьте, очень дорогое оборудование почти в воде, акула массой в тонну прыгает так близко, что может окатить камеру сотнями литров воды, ставки были высоки. Я должен был отправить сигнал с портативного пульта ДУ на другой ресивер, связанный с триггером камеры, который контролировал срабатывание затвора. Реакция должна была быть молниеносной, ведь прыжок длится менее секунды. Две недели, затаив дыхание, я держал в руках этот крошечный триггер, пытаясь поймать момент длительностью долю секунды. Мы пробовали снимать в ветреные и пасмурные дни, чтобы сделать снимок драматичнее. Приходилось подолгу сидеть на берегу в ожидании нужных погодных условий. Я был готов рисковать оборудованием только ради выдающегося снимка».

«В один из дней все сошлось, и неожиданно трехметровая акула высоко выпрыгнула в воздух, а я смог сделать снимок в кульминационной точке прыжка. Это был именно тот снимок, который мне был нужен. Он демонстрирует силу этих потрясающих хищников во всей красе. Серьезный риск, серьезная награда».

Черно-белый снимок в анфас большой белой акулы, выпрыгивающей из океана с открытой пастью, в которой видны несколько рядов острых зубов.

Крис сделал свой первый снимок выпрыгивающей из воды акулы в 1996 году. В настоящее время работа Криса была использована более чем в 500 публикациях. Этот снимок с метким названием «Воздушные челюсти» один из самых знаменитых. Снято на камеру Canon EOS-1V (в продаже доступно новое поколение: Canon EOS-1D X Mark III) с объективом Canon EF 70-200mm f/2.8L USM и следующими параметрами: 160 мм, 1/1250 сек., f/5.6. © Крис Фэллоуз

Ваша фотография «Воздушные челюсти» 2001 года с акулой, выпрыгивающей воды, стала легендарной. Какое влияние она оказала на вашу карьеру?

«Этот снимок печатали на обложках газет и журналов по всему миру. Внезапно National Geographic, канал Discovery, BBC и многие другие захотели получить мои снимки акул. С этого снимка началась моя карьера профессионального фотографа и ведущего документальных передач. Этим я занимаюсь до сих пор».

«Тогда моей задачей было передать невероятную ошеломительную мощь акул с помощью впечатляющего снимка. По мере приобретения опыта, я стал делать художественные фотографии, которые передают характер легендарного вида. Я снимаю много крупных планов и стараюсь, чтобы в кадр попала окружающая среда. Когда я понял, в каком состоянии находится дикая природа, то захотел не просто запечатлеть момент, а рассказать историю со смыслом».

Редкий панголин идет по земле, вытянув хвост.

Брент Стиртон: фотографии в поддержку сохранения видов

Удостоенный множества наград фотожурналист рассказывает о своей мотивации к созданию историй о дикой природе, о своем оборудовании и важности освещения истории в мельчайших подробностях.
Черно-белый снимок акулы, плывущей у поверхности океана, пронизанной лучами солнца. План снизу.

«Большинство людей не знает, что акулы обладают ярко выраженной индивидуальностью, — говорит Крис. — Каждый вид, подобно людям, может отличаться особой культурой и способом поведения в той или иной локации». Снимок сделан на камеру Canon EOS 5D Mark IV с объективом Canon EF 8-15mm f/4L Fisheye USM и следующими параметрами: 15 мм, 1/125 сек., f/8 и ISO 200. © Крис Фэллоуз

Вы сняли «Воздушные челюсти» на камеру Canon EOS-1V. Какую камеру вы используете сейчас?

«Мне нравится Canon EOS R5. Благодаря возможности выбора точек фокусировки на всем экране я могу управлять композицией снимка более эффективно и творчески. Добавьте к этому прекрасный автофокус, умопомрачительную частоту кадров, и вы получите камеру, идеальную для съемки быстродвижущихся объектов, таких как парящие акулы. Я, как фотохудожник, который создает крупноформатные фотографии ограниченной серии, люблю большие файлы, которые позволяют печатать снимки размером более двух метров».

«Когда я использую камеру в боксе на суше, то снимаю с пультом ДУ, так я могу обнаружить героя съемки или даже поймать его взгляд, и это повышает шансы на успех».

«Кроме того камера Canon EOS R5 работает очень тихо. Находясь рядом со львом или слоном вне машины, когда в качестве защиты есть только мой опыт, тихая работа затвора становится важным фактором, который позволяет создать атмосферу, которая не испугает животное».

Черно-белый снимок слона, направляющегося в сторону камеры. Широкий ракурс, сделан с уровня земли.

Черно-белые фотографии Криса отражают его художественный подход к съемке дикой природы. «Черно-белая фотография — для меня это классика и эстетика, — говорит он. — Я хочу, чтобы люди покупали мои работы во-первых, потому что они им нравятся и не оставляют равнодушными и во-вторых несут особый смысл». Снимок сделан с помощью камеры Canon EOS 5D Mark IV и объектива Canon EF 11-24mm f/4L USM со следующими параметрами: 19 мм, 1/800 сек., f/8 и ISO 500. © Крис Фэллоуз

Ваши черно-белые фотографии ценятся за атмосферу, драматизм и эмоциональность. Как вы создаете такие эпичные снимки?

«Я тщательно выбираю героев, погоду и фон для съемки. То, что вы видите на моих снимках, а именно львы с черной гривой, великолепные представители вида или большие клыки у слонов — не совпадение. Я в поиске лучших представителей каждого вида».

«На моих снимках не случайны облака или чистый фон без деревьев и других объектов. Я стараюсь, чтобы детали создавали особую эстетику и дополняли моих героев, а не отвлекали от них внимание. Я ищу чистые, открытые пейзажи с суровыми условиями: растрескавшейся землей или пылью, а затем добавляю хмурое небо для атмосферного снимка».

«Я стараюсь не снимать нападающих, рычащих или бегущих зверей. Мне нравится делать естественные снимки, такие, словно меня нет рядом».

Крупный план сидящей львицы. Снимок выполнен в низком ключе.

Фотография для Криса тесно связана с темой охраны природы. Десять процентов дохода, полученного от продажи художественных фотографий из ограниченной серии, таких как снимок этой львицы, поступает в группы охраны природы, в том числе в WildAid, Bushlife Conservancy, фонд защиты слонов Замбези и идет на финансирование проектов доктора Нила Хаммершлага в университете Майами, посвященных исследованию акул. Остальные 90% идут на покупки земли в южной Африке для восстановления окружающей среды и дикой природы. «Впечатляющий, прекрасный или эмоциональный снимок не оставляет зрителя равнодушным, и, я надеюсь, способствует осознанию ценности изображенных на нем героев», — говорит Крис. Снято на камеру Canon EOS-1D Mark IV (в продаже доступно новое поколение: Canon EOS-1D X Mark III) с объективом Canon EF 600mm f/4L IS USM и следующими параметрами: 1/160 сек., f/4 и ISO 500. © Крис Фэллоуз

Какой совет вы можете дать начинающим фотографам дикой природы, которые хотят, чтобы их работы производили похожее эпичное впечатление?

«Нужно хорошо узнать героев съемки, проводить с ними время, завоевать их расположение и проявлять уважение. Наблюдая за животными, вы начинаете понимать их, и то, в каких ситуациях они ведут себя так или иначе. Например, когда я хочу сделать снимок охоты хищника, я наблюдаю за добычей и сижу там, где хищник по моему мнению будет пробегать или проплывать в погоне за ней. Если вы не сделаете этого, то будете скорее участником гонки, а не наблюдателем на финишной прямой. Кроме того вы можете помешать самой охоте».

«Затем изучите их окружение. Вам нужны насыщенные краски? Если так, снимайте рано утром весной или летом, когда цвета максимально яркие. Я сам так начинал. Вы сможете сделать множество замечательных снимков. Сейчас меня интересуют самые суровые условия, я хочу передать настроение и показать, как сложно выжить в таких местах. Тщательно изучите особенности климата в разное время года, определитесь, чего вы хотите добиться и планируйте поездки в соответствии с погодой».

«Мы с женой предпочитаем ездить в места, где мало людей. Поэтому нам приходиться жить в спартанских условиях, спать в палатках и довольствоваться малым. Другая сторона медали — мы можем проводить много времени с героями съемки, давая им возможность привыкнуть к нам, часто снимая с близкого расстояния. Животные подобны константе, когда появляется переменная, ты меняешь границы и начинаешь все заново. Чем меньше переменных, тем лучше. Не жалейте времени на наблюдения. Наблюдайте внимательно, а не просто смотрите через объектив».

Rachel Segal Hamilton

Оборудование Криса Фэллоуза

Оборудование, которое профессионалы используют для создания фотографий

Chris Fallows' kitbag containing Canon cameras, lenses and accessories.

Фотокамеры

Canon EOS R5

Что и как бы вы ни снимали, EOS R5 позволит вам раскрыть свой творческий потенциал совершенно по-новому. Крис говорит: «Это невероятная новинка в моем парке техники. Мне нравится больше всего то, что точки фокусировки можно перемещать в любое время, а это имеет большое значение при съемке дикой природы, позволяя фотографу экспериментировать с композицией. Я оценил тихий затвор; он позволяет снимать безопасно и не привлекать к себе внимание, находясь поблизости от объекта съемки».

Canon EOS 5D Mark IV

Продуманная конструкция и широкие функциональные возможности камеры EOS 5D Mark IV подойдут для любых условий съемки. «Мне нравится универсальность, — говорит Крис. — Эта камера дает возможность получить невероятный размер файла, подходящий для печати художественных снимков, также ее можно использовать в качестве экшн-камеры. Еще хочу отметить прекрасную работу автофокуса и малый вес камеры. Для подводной съемки подходит тот же аквабокс, что и для камеры Canon EOS 5D Mark III. Новый бокс стоит дороже камеры, поэтому это большой бонус!»

Объективы

Canon RF 15-35mm F2.8L IS USM

Запечатлейте больше даже при слабом освещении с этим светосильным сверхширокоугольным зум-объективом RF с диафрагмой f/2.8, диапазоном фокусных расстояний 15–35 мм и стабилизацией изображения с эффектом 5 ступеней экспозиции. Объектив идеален для съемок, где новые ракурсы могут изменить представление об объекте. Крис говорит: «Мне нравится четкость картинки, как с открытой, так и с прикрытой диафрагмой».

Canon RF 70-200mm F2.8L IS USM

Аналог любимого объектива Криса с байонетом RF представляет новый уровень производительности: два мотора Nano USM для быстрой и непрерывной фокусировки, стабилизатор изображения с эффектом, эквивалентным 5 ступеням экспозиции, улучшенные оптические элементы для непревзойденной четкости и кольцо управления объективом для дополнительного контроля над параметрами ISO, диафрагмой и выдержкой.

Canon EF 70-200mm f/2.8L IS III USM

Этот высокопроизводительный зум-телеобъектив f/2.8 в компактном корпусе обеспечивает исключительное качество изображения. «По-настоящему универсальный, мой любимый объектив. Я люблю находиться рядом с объектом съемки, создавая чувство близости, и этот объектив отлично для этого подходит. Большой объектив не подходит для съемки на воде, поэтому эта модель всегда была моим бессменным спутником в океане. Я использовал ее для съемки 90% своих лучших фотографий», — говорит Крис.

Объективы

Canon EF 100-400mm f/4.5-5.6 L IS II USM

Компактный, высокопроизводительный зум-объектив с диапазоном фокусных расстояний 100–400 мм идеально подходит для съемки спортивных событий, движущихся объектов и дикой природы. «Из всех длиннофокусных объективов этот я использую чаще всего из-за его универсальности, — говорит Крис. — Я часто фотографирую приближающихся хищников с земли, этот объектив позволяет мне заснять их в движении. Отличный диапазон фокусных расстояний».

Canon EF 600mm f/4L IS III USM

Преемник любимого объектива Криса — невероятно легкий объектив 600 мм с диафрагмой f/4, который идеально подходит для профессиональной съемки дикой природы, спортивных мероприятий и новостных сюжетов. Крис говорит: «В молодости я снимал с помощью этого большого объектива из окна машины, сегодня этим никого не удивишь, у каждого есть большой объектив! У этого объектива прекрасное боке. Оно отделяет героя съемки от фона и создает приятное размытие».

Canon EF 11-24mm f/4L USM

Полный диапазон сверхширокоугольных фокусных расстояний в одном зум-объективе высокого качества. «Мне нравится универсальный широкий фокус и удивительная резкость», — говорит Крис.

Похожие статьи

Погружение в морские пучины: фридайвинг в океане

Фотограф Франк Сегин рассказывает историю невероятных фотографий, на которых фридайвер Гийом Нери плавает в окружении китов.

Лучшие камеры и объективы для фотосъемки дикой природы

Специалисты по съемке дикой природы Маркус Варесвуо, Марина Кано и Дани Коннор рассказывают о любимом оборудовании для создания потрясающих изображений мира природы.

Самые экстремальные съемки дикой природы

Пять ведущих фотографов дикой природы рассказывают о своих самых сложных съемках и о том, как им удалось создать желаемые изображения.

Преимущества черно-белого формата

Свадебный фотограф Андре Тейшейра и фотограф дикой природы Клемент Кирагу делятся мыслями на счет целесообразности съемки в монохромном формате.

Подпишитесь на рассылку

Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro