Удостоенные наград видеографы: почему они выбирают Canon

Узнайте, почему камеры и объективы Canon оказались настолько популярны среди номинантов и обладателей премий «Оскар» и победителей кинофестиваля Sundance в 2023 году.
Стоп-кадр из фильма Going to Mars: The Nikki Giovanni Project, отснятого на Canon EOS C300 Mark II, на котором Никки запечатлена в профиль в солнцезащитных очках.

Стоп-кадр из фильма Going to Mars: The Nikki Giovanni Project, который рассказывает о жизни и наследии американской поэтессы и активистки. Оператор-постановщик Грег Харриотт снимал этот документальный фильм, удостоенный награды на кинофестивале Sundance 2023, на камеру Canon EOS C300 Mark II, поскольку ему понравился ее малый вес и широкий динамический диапазон. © Грег Харриотт

«Когда я выбираю камеру, мне важно увидеть баланс между высочайшим качеством изображения и минимальным воздействием на сцену, которую я пытаюсь запечатлеть — говорит оператор-постановщик Грег Харриотт, фильм которого под названием Going to Mars: The Nikki Giovanni Project, отснятый с помощью оборудования Canon, был удостоен награды на кинофестивале Sundance 2023. — Все хотят, чтобы камера позволяла свободно заниматься постобработкой и управлять съемкой, однако создатели документальных фильмов просто не могут таскать с собой громоздкую камеру, предлагающую сразу все прочие преимущества».

Грег выбрал для съемки камеру Canon EOS C300 Mark II (в продаже доступно новое поколение: Canon EOS C300 Mark III). Она стала его основной камерой на протяжении пяти лет, ушедших на производство Going to Mars — документального фильма об известной американской поэтессе Никки Джованни, который был удостоен награды «Гран-при: документальный фильм (США)» на кинофестивале Sundance 2023. Камера EOS C300 Mark II также стала основным выбором оператора-постановщика Тайлера Грейма, который в течение четырех лет работал над фильмом Bad Press, принесшим ему награду в категории «Специальный приз жюри: документальный фильм (США)» на кинофестивале Sundance 2023.

Целый ряд различных устройств Canon — от камер Cinema EOS до моделей системы EOS R и объективов Canon — использовался в создании многих документальных фильмов, которые в 2023 году стали номинантами и даже были удостоены наград на кинофестивалях. Камера Canon EOS C500 Mark II использовалась многими режиссерами, включая Бена Бернхарда, который использовал ее на съемках фильма «Все, что дышит», в то время как Евгения Арбугаева снимала фильм «Выход» на камеру Canon EOS R5 и объективы Canon RF.

Стоп-кадр из документального фильма Bad Press, снятого на Canon EOS C300 Mark II — на изображении мальчик на оживленной улице держит в руках плакат с надписью FREE PRESS (Свободу прессе).

Оператор-постановщик Тайлер Грэйм использовал камеру Canon EOS C300 Mark II для съемки удостоенного наград фильма Bad Press. Этот документальный фильм посвящен репортеру, который борется с цензурой СМИ, введенной правительством индейского народа маскоги, проживающего в штате Оклахома, США. © Тайлер Грэйм

Фильмы-номинанты премии «Оскар» 2023 года, отснятые на оборудование Canon

  • «Ивалу» (номинант на «Оскар» 2023 года, категория «Лучший короткометражный игровой фильм») снят с помощью двух камер Canon EOS C500 Mark II.
  • «Все, что дышит» (номинант на «Оскар» 2023 года, категория «Лучший документальный фильм»; номинант BAFTA 2023 в категории «Лучший документальный фильм»; «Золотой глаз» на Каннском кинофестивале 2022; победитель Sundance 2022 — «Гран-при: документальный фильм (программа «Мировое кино»)») снят Беном Бернхардом на камеру Canon EOS C500 Mark II.
  • «Иа» (номинант на «Оскар» 2023 года, категория «Лучший фильм на иностранном языке»; специальный приз жюри на Каннском кинофестивале 2022) снят оператором-постановщиком Михалом Дымеком с помощью винтажных объективов Canon K35.
  • «Выход» (номинант на «Оскар» 2023 года, категория «Лучший короткометражный документальный фильм») снят Евгенией и Максимом Арбугаевыми на камеру Canon EOS R5 с помощью объективов Canon RF.
Но почему столь многие операторы-постановщики выбирают именно оборудование Canon? В этой статье Грег, Тайлер, Бен и Евгения расскажут о том, почему камеры и объективы Canon стали для них наиболее практичным выбором.

1. Гибкий форм-фактор

Чтобы сделать фильм более реалистичным и органичным, создатели Going to Mars и Bad Press включили в него ряд сцен в стиле «синема верите», которые создавались в течение многих лет и требовали от оператора умения снимать в любое время и в любом месте. Универсальная модульная конструкция камеры Canon EOS C300 Mark II, которая была унаследована камерой EOS C300 Mark III, стала для Грега и Тайлера основой успешной длительной работы в разных условиях съемки.

В фильме Going to Mars кадры «синема верите» переплетаются с досье, повествующем о наиболее значимых моментах в истории чернокожих американцев, выступлениями Никки на поэтических вечерах, а также ее размышлениях о пространстве и времени. «Мы регулярно приходили к Никки и просто следовали за ней по несколько часов, — вспоминает Грег. — Мы пытались запечатлеть настоящие моменты реальной жизни. Думаю, что сцены "синема верите" являются одними из наиболее сложных в документальной съемке, поскольку для их создания требуется час или даже больше непрерывной записи, и на протяжении этого времени камера оказывается в совершенно разных местах. Приходится постоянно адаптироваться к текущим условиям съемки.

EOS C300 Mark II упростила этот процесс, поскольку она очень легкая, однако для съемки в таком стиле важно подобрать объектив подходящей высоты. Ощущение перспективы позволяет передать нужные эмоции. Я 185 см ростом, и для съемки подобных сцен с участием Никки мне нужно было держать камеру на уровне груди. С помощью боковой ручки я смог обхватить ее рукой, словно мяч в регби, и мне было удобно снимать с рук даже в течение длительного времени. Ее конструкция идеально подходит для съемки в таком стиле».

Для фильма «Все, что дышит» Бен искал универсальную камеру с компактным форм-фактором, поэтому выбрал Canon EOS C500 Mark II, которую ранее приобрел для производства по заказу Netflix. «Это чрезвычайно универсальная камера, которая позволяет адаптироваться и работать более спонтанно, — говорит он. — EOS C500 Mark II можно подготовить к съемкам фильма, выбрав крепление PL, а при необходимости снять с нее все модули для работы с более легкой, ручной конфигурацией».

Мужчина с камерой Canon EOS C300 Mark II, установленной на штатив, снимает человека, который стоит рядом с печатной машиной и читает газету.

Во время съемок фильма Bad Press Тайлеру довелось поработать в разных локациях, включая это помещение с печатной машиной. Большую часть фильма он отснял с рук, однако для некоторых сцен пользовался штативом. «Я хотел сохранить единообразный стиль видео, — говорит он. — Я переключался между съемкой с рук и со штативом, только если у меня была возможность получить из этого органичный переход». © Конрад Бейлхарц

Кадр из документального фильма «Выход» Евгении Арбугаевой, снятого на Canon EOS R5; на снимке мужчина стоит в дверном проеме хижины в окружении тюленей.

В условиях ограниченного пространства, в частности в хижине из фильма «Выход», Евгения оценила пользу от компактности Canon EOS R5 и широкоугольных объективов RF. © Евгения и Максим Арбугаевы

2. Широкий динамический диапазон

Тайлеру, который во время работы над Bad Press снимал как в залитых светом пейзажах Оклахомы, так и в тускло освещенных городских мэриях и общинных центрах, требовалась камера, которая справилась бы с разными уровнями контрастности и смогла передать весь диапазон тонов. Камера Canon EOS C300 Mark II обеспечивает исключительное качество изображения и до 15 ступеней динамического диапазона.

«Мы решили использовать режим Canon Log с пространством Cinema, — говорит он. — Я хотел, чтобы цвета на видео получились максимально красочными. Меня поразило то, как много деталей можно сохранить в светлых и темных участках кадра».

Бен говорит, что гамма-кривая Canon Log 2 на Canon EOS C500 Mark II «просто прекрасна». Она обеспечивает 15+ ступеней динамического диапазона и станет достойной основой для цветокоррекции. «Я сделал отдельную таблицу LUT и загрузил ее в камеру, чтобы режиссер [Шаунак Сен] мог всегда следить за тем, как будет выглядеть конечное изображение, применяя предпросмотр LUT», — отмечает он.

Широкий динамический диапазон камеры EOS C300 Mark II также стал для Грега одним из критериев выбора этой камеры для документальной съемки. Частью задумки режиссера Going to Mars стал визуальный стиль с чрезвычайно крупными планами, кадрами со съемкой через отражения и прочими экспериментальных композициями. Грег обнаружил, что EOS C300 Mark II всегда сохраняет детали в светлых участках сцены, и даже если он будет снимать с немного несбалансированной экспозицией, то всегда сможет исправить ее на этапе постобработки.

Теперь Грег использует Canon EOS C300 Mark III с инновационным датчиком изображения DGO Super-35 и еще более широким динамическим диапазоном (16+ ступеней) для максимальной детализации в светлых участках без появления полос. «Честно говоря, мне хотелось бы, чтобы EOS C300 Mark III уже была в продаже, когда я снимал Going to Mars, — говорит он. — В Mark III Canon предлагают принципиально более качественную передачу оттенков кожи. Мне нравится, как эта камера воссоздает цвета».

Специалист в белых перчатках очищает датчик изображения камеры Canon.

Есть ли у вас оборудование Canon?

Зарегистрируйте свое оборудование и получите доступ к бесплатным консультациям экспертов, обслуживанию оборудования, интересным мероприятиям и специальным предложениям — участвуйте в программе Canon Professional Services.

3. Встроенные нейтральные фильтры

Камера Canon EOS C300 Mark II располагает двумя дисками управления нейтральными фильтрами — на ней доступны нейтральные фильтры мощностью 2, 4, 6, 8 и 10 ступеней. Таким образом она сужает спектр воспринимаемого света, не меняя его цветовые тона, что позволяет получать естественные оттенки кожи и насыщенные цвета. Для Тайлера такая функция стала ключевой в выборе камеры для кинопроизводства. «Мне нравится схема цветопередачи Canon. Она стала одним из основных критериев в пользу выбора этой камеры», — говорит он. Грег согласен с тем, что встроенные нейтральные фильтры попросту необходимы для подобных проектов.

Бен схожим образом отзывается о модели Canon EOS C500 Mark II: «Даже без модулей она поддерживает встроенные нейтральные фильтры, запись на две карты памяти и гамма-кривую Canon Log 2 — все это очень полезно при создании документальных сюжетов».

Слово declined на листе белой бумаги, запечатленное с помощью объектива Canon MP-E 65mm f/2.8 1-5x Macro Photo — на снимке можно увидеть текстуру бумаги и чернил.

Объектив Canon MP-E 65mm f/2.8 1-5x Macro Photo, который предлагает увеличение вплоть до 5-кратного, стал единственным, позволившим Тайлеру запечатлеть уникальную текстуру газетной бумаги и чернил при съемке крупным планом. © Тайлер Грэйм

Мужчина с длинной седой бородой сидит посреди заваленного вещами офиса в окружении оборудования для видеосъемки, включая камеру Canon EOS C300 Mark II. Второй человек сидит на стуле за кадром, обратившись к нему лицом.

Одной из особенностей Canon EOS C300 Mark II, которую Тайлер по достоинству оценил во время съемки, стало сочетание съемного 4-дюймового монитора 1,23 МП и съемной панели управления. Даже работая в тесных помещениях, он всегда мог следить за происходящим в кадре. © Конрад Бейлхарц

4. Широкий выбор объективов

Еще одним преимуществом использования камер Canon Cinema EOS и моделей системы EOS R в сфере кинопроизводства является широкий выбор объективов для разных потребностей съемки.

Для Тайлера одной из основных трудностей при съемке Bad Press стал тот факт, что фильм рассказывает о политике, то есть объекты съемки зачастую будут находиться в неинтересных помещениях с тусклым освещением. «Потолочные светильники были не особо яркими, и мне было непросто добиться визуальной привлекательности материалов, — говорит он. — В итоге я решил, что наши персонажи будут достаточно яркими, чтобы не задумываться об этом. В этих помещениях я часто снимал крупным планом, и это был мой осознанный выбор».

Тайлер смог достичь желаемого эффекта благодаря большому разнообразию доступных объективов. В мэриях, где проводились съемки заседаний администрации, он снимал с объективом Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM, чтобы запечатлеть выступающего.

Грег оказался в схожей ситуации, снимая Going to Mars. Он следовал за Никки на протяжении всего дня и столкнулся с разными неожиданными моментами, однако зум-объектив Canon EF L-серии позволил ему создавать нужные кадры, даже когда он был ограничен в выборе позиции.

«Когда Никки выступала со сцены перед аудиторией я снимал на зум-объективы Canon L-серии, — говорит Грег. Он снимал с минимально возможного расстояния, используя модель EF 24-70mm f/2.8L II USM, однако также использовал камеру с объективом Canon EF 70-200mm f/2.8L IS III USM для съемки поэтессы крупным планом.

Тайлер также столкнулся с еще одной проблемой. Большую часть фильма Bad Press нарратив строится на основе печатных слов, снятых крупным планом, и он хотел запечатлеть их с минимального расстояния, чтобы передать уникальную текстуру бумаги и чернил. Изначально Тайлер применял для некоторых сцен объектив Canon EF 100mm f/2.8 Macro USM, однако в итоге 1-кратного увеличения оказалось недостаточно, и он переключился на модель Canon MP-E 65mm f/2.8 1-5x Macro Photo, позволяющую снимать даже самые крошечные объекты.

На съемках фильма «Выход» Евгения Арбугаева и ее брат Максим использовали новые, более светосильные объективы Canon RF, включая модели Canon RF 50mm F1.2L USM, Canon RF 70-200mm F2.8L IS USM и любимый объектив Евгении — Canon RF 24-70MM F2.8L IS USM. «В небольших пространствах, например внутри хижины, мне требовался широкий угол обзора, и я работала с фокусным расстоянием 24 мм, — говорит она. — В то же время фокусное расстояние 70 мм стало прекрасным вариантом для портретов и съемки тюленей, поскольку мы находились совсем рядом с ними — открываешь дверь хижины, а они лежат прямо возле нее».

Мужчина стоит на холме с камерой Canon, установленной на штатив. Вдалеке за ним можно увидеть большой город.

Требования для участия в кинофестивалях: как пройти отбор на такой фестиваль?

Видеограф Марсель Меттельзифен делится опытом подготовки к фестивалям, где ему доводилось участвовать с номинированным на «Оскар» короткометражным документальным фильмом «Ватани. Моя родина».
Стоп-кадр из фильма Going to Mars: The Nikki Giovanni Project, на котором Никки в солнцезащитных очках, а верхнюю и нижнюю часть ее лица закрывает тень.

Работать с Canon EOS C300 Mark II Грегу понравилось больше, чем с другими камерами. «Я снимал почти четыре года, и у меня накопилось чрезвычайно много видеоматериалов», — говорит он. © Грег Харриотт

Женщина стоит возле кафедры в книжном магазине и читает книгу. Мужчина в передней части кадра снимает ее на камеру Canon EOS C300 Mark II, установленную на штатив.

Грег снимает Никки Джованни во время одного из ее поэтических вечеров. Поскольку на таких мероприятиях он не мог свободно выбирать позицию для съемки, он снимал издалека, используя камеру Canon EOS C300 Mark II с объективом Canon EF 70-200mm f/2.8L III USM, чтобы получить необходимые кадры крупным планом. © Аяна Эномото-Херст

5. Преимущества рабочего процесса

XF-AVC — это формат файла, который был разработан Canon специально для записи видеоматериалов 4K DCI и 4K UHD и доступен на камерах Cinema EOS, таких как EOS C300 Mark II и EOS C500 Mark II. С ним видеографы могут создавать материалы высокого качества в формате со сжатием, позволяющим сохранять высокую детализацию и качество изображения при небольшом размере файлов. Для Грега и Тайлера, которые работали над своими картинами по несколько лет, это приобрело особую значимость в рабочем процессе.

«Думаю, что кодек XF-AVC абсолютно необходим, если вы работаете над документальными фильмами или с небольшой съемочной группой, — говорит Тайлер. — За четыре года я отснял очень много видео. Здорово, что я смог снимать в 4K, но при этом не брать с собой сотни карт памяти».

Для Грега ситуация оказалась схожей. Он снимал в XF-AVC и поэтому мог брать с собой всего несколько карт памяти, даже если отправлялся работать на целый день. «Кодек Canon сжимает видео, но сохраняет уровень детализации, что очень полезно тем, кто создает кинематографичные материалы, но работает над более практичными проектами», — говорит он.

Тем временем для Бена действительно бесценной, в частности при съемке птиц в полете, оказалась функция предварительной трехсекундной записи на EOS C500 Mark II (она также доступна на EOS C300 Mark III и EOS R6 Mark II). «Без предварительной записи вы быстро останетесь без свободных карт памяти, если будете непрерывно снимать в поисках интересных моментов», — говорит он.

Тот факт, что фильмы, снятые с использованием оборудования Canon, удостаиваются наград — это не новость (мы уже рассказывали о победителях и номинантах «Оскара» и фильмах с Sundance, где использовалось оборудование Canon, в 2020 году). Но с ростом числа функций, которые обеспечивают высокое качество материалов 4K, адаптивный рабочий процесс и профессиональный результат, у операторов-постановщиков появляется все больше причин снимать новые успешные проекты с помощью камер и объективов Canon.

Jeff Meyer & Sarah Bakkland

Статьи по теме

История создания фильма «Выход»

Евгения Арбугаева рассказывает о создании номинированного на «Оскар» короткометражного документального фильма, о выборе оборудования, а также о своей любви к фото- и видеосъемке.

«Все, что дышит»: съемка документального фильма по заказу Sundance с помощью оборудования Canon

Оператор-постановщик Бен Бернхард рассказывает о том, как ему удалось по-особому запечатлеть загрязнение и социальные проблемы в Дели с помощью камеры Canon EOS C500 Mark II.

Коллаборация с Lammas Park

Узнайте больше о том, как режиссеры компании Lammas Park Джейд Анг Джекман и Самона Оланипекун реализовали свои проекты и создали короткометражные фильмы с помощью оборудования Canon.

Одобрено Netflix: кинокамеры Canon Cinema EOS

От EOS R5 C до EOS C500 Mark II — узнайте, как камеры линейки Cinema EOS отвечают стандартам качества для Netflix Originals.

Подпишитесь на рассылку

Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro