Честный разговор: Кристиан Циглер и Марк Альбиак

В продолжение нашей новой серии два профессиональных фотографа-натуралиста — эксперт с огромным стажем и восходящая звезда — беседуют о фотоловушках, защите дикой природы и о том, как важно разговаривать друг с другом.
Дрозд Грея с красной ягодой в клюве сидит на ветке пальмы, усыпанной плодами.

На снимке, сделанном тропическим экологом и фотографом-натуралистом Кристианом Циглером, изображен дрозд Грея, поедающий плод пальмы в лесу в центральной части Панамы. Снято на камеру Canon EOS-1D X Mark II (в продаже доступно новое поколение: Canon EOS-1D X Mark III) с объективом Canon EF 300mm f/2.8L IS II USM, а также экстендером Canon 1.4x III и следующими параметрами: 420 мм, 1/320 сек., f/4 и ISO 1250. © Кристиан Циглер

Фотограф-натуралист и амбассадор Canon Кристиан Циглер, квалифицированный тропический эколог, более 25 лет работает в дождевых лесах. Четырехкратный лауреат премии World Press Photo и член-учредитель Международной лиги фотографов-борцов за защиту дикой природы говорит: «Мою работу наполняет смыслом именно охрана природы: не красивая картинка, а послание, которое помогает защитить вид или территорию».

Во второй части серии под названием «Честный разговор», где авторитетные фотографы беседуют с восходящими звездами фотоиндустрии, Кристиан беседует с амбассадором Canon Марком Альбиаком. Помимо того, что Марк был победителем конкурса Young Wildlife Photographer of the Year в 2014 году, он также изучает биологию в университете и разделяет интерес к охране природы. Они беседуют, находясь у себя дома: Марк — в Барселоне, а Кристиан — в южной Германии, недалеко от Боденского озера, куда он недавно переехал после 15 лет жизни в Панаме.

Черно-белый портрет фотографа-натуралиста Кристиана Циглера.

Фотограф-натуралист Кристиан Циглер работал над проектами Национального географического общества в Панаме, Перу и Бутане, является постоянным автором журнала National Geographic и проводит выставки по всему миру.

Фотограф-натуралист Марк Альбиак с камерой Canon с длиннофокусным объективом в руках.

Титулованный фотограф-натуралист и студент Марк Альбиак, 1999 года рождения, начал фотографировать, когда ему было всего пять лет. Он хотел бы узнать, как добиться успеха в области фотографии в поддержку защиты дикой природы.

Марк: Можно узнать, как и когда вы начали заниматься фотографией?

Кристиан: Поздно! Мне было 20 лет. Я пошел на курсы рисования и понял, что у меня нет таланта. Тогда я переключился на фотографию, подумав, что здесь я, возможно, добьюсь большего успеха. Я купил старую фотокамеру. И отправился в Таиланд на год. Тогда мало кто фотографировал тропические леса, и я хотел поделиться впечатлениями с друзьями. С этого момента я всерьез задумался о том, как создавать действительно хорошие фотографии. Я вернулся домой и начал изучать биологию, а потом все документировал, чтобы показать, чем я занимаюсь. Сначала это носило сугубо научный характер. С тех пор прошло 27 лет. Я такой старый!

Марк: Вы обычно фотографируете недалеко от дома?

Кристиан: В последнее время — да, потому что теперь я работаю с Институтом поведения животных имени Макса Планка в Констанце. Там проводятся потрясающие исследования, поэтому я оставался здесь и по возможности сопровождал ученых. Но обычно я занимаюсь международными поездками Института. Через три недели я лечу в Конго, чтобы запечатлеть всю экосистему бассейна реки Конго.

Марк: Ничего себе. Сколько времени вы проведете в Конго?

Кристиан: Всего месяц, но в ближайшие три года мне предстоит съездить туда как минимум шесть раз. Необходимо срочно задокументировать все, что происходит в этой местности, поскольку сейчас есть договоренность с жителями деревень о том, что там не ведется охота. Это большая территория, 120 квадратных километров, и на мой взгляд бассейн реки Конго уникален. Это такой райский уголок в Африке: там нет охоты и сохраняется нормальная популяция обезьян, свиней и бонобо. Мне предстоит задокументировать всю экосистему, от растений и насекомых до млекопитающих, и выяснить, каким был бассейн Конго 200 лет назад.

Специалист в белых перчатках очищает датчик изображения камеры Canon.

Есть ли у вас оборудование Canon?

Зарегистрируйте свое оборудование и получите доступ к бесплатным консультациям экспертов, обслуживанию оборудования, интересным мероприятиям и специальным предложениям — участвуйте в программе Canon Professional Services.
Пятнистая генета стоит на задних лапах у входа в пещеру.

Марк сфотографировал эту генету — изящного хищника, похожего на кошку, — с помощью фотоловушки, установленной у входа в пещеру, где обитало животное. Снято на камеру Canon EOS-1D X Mark III с объективом Canon EF 8-15mm f/4L Fisheye USM и следующими параметрами: 15 мм, 1/160 сек., f/8 и ISO 800. © Марк Альбиак

Американская куница стоит посреди лесной поляны, объектив «рыбий глаз» создает эффект искривления деревьев вокруг нее.

Марк говорит, что чем больше попыток стоит за заветным кадром, тем больше радость, которую испытываешь, когда он наконец получается. Эта выразительная фотография американской куницы, снятая с помощью объектива «рыбий глаз», — одна из двух, которые Марку удалось сделать после долгого ожидания. Снято на камеру Canon EOS-1D X Mark III с объективом Canon EF 8-15mm f/4L Fisheye USM и следующими параметрами: 15 мм, 1/400 сек., f/7.1 и ISO 1600. © Марк Альбиак

Марк: Мне не терпится увидеть результаты поездки. Какие камеры и объективы вы возьмете с собой?

Кристиан: Это будут камеры Canon EOS R5. Они меньше по размеру! Я пользуюсь ими уже полгода, и качество превосходное. Для меня важно, чтобы камера была бесшумной.

Марк: Да, ведь при съемке с близкого расстояния нельзя шуметь.

Кристиан: Именно! Так как в лесу влажно, я стараюсь реже менять объективы. Я использую Canon RF 100-500mm F4.5-7.1 L IS USM, широкоугольный Canon RF 15-35mm F2.8L IS USM, Canon RF 100mm F2.8L Macro IS USM и Canon RF 24-105mm F4L IS USM для создания кадров с общим планом. Также я использую пять вспышек. Я предпочитаю снимать мелкие объекты со вспышкой. Вы, по-моему, тоже довольно часто пользуетесь вспышкой?

Марк: Это зависит от ситуации. Мне нравится фотографировать змей, лягушек и подобных животных, поэтому я обычно использую вспышку, только если свет отсутствует или я хочу получить какой-то особенный кадр. По возможности, чтобы не терять времени, я фотографирую при естественном освещении.

Кристиан: Понятно. Я часто использую вспышку, но с настройкой компенсации экспозиции «-1» или «-1.2», чтобы она была не такой яркой и просто добавила немного света. Кажется, такие животные, как лягушки, по большей части не реагируют на вспышку?

Марк: Да, не реагируют. Я ездил в Коста-Рику в феврале, и большую часть кадров я снимал ночью.

Кристиан: Я видел эти работы. Очень хорошее кадрирование. Я очень люблю Коста-Рику. Куда именно вы ездили?

Марк: Спасибо. Это было потрясающе. Мы побывали в центральной части Коста-Рики, в лесах, и затем отправились на Корковадо. Я много фотографировал по ночам, используя вспышку, но я был там впервые, и поэтому поиски животных были не слишком успешными. Возможно, стоило использовать фотоловушки.

Кристиан: Я использую фотоловушки 25 лет. В 2004 году я изобрел первую цифровую фотоловушку для National Geographic. Я использую новую систему из камеры Canon EOS 6D Mark II с объективом Canon EF 17-40mm f/4L USM. Это хорошая система, и я опробую ее в Конго, ведь фотоловушки устанавливаются на два-три года. За освещение у меня отвечает изготовленная на заказ фотоловушка с тремя вспышками и коммерческий Wi-Fi-монитор. Все беспроводное и абсолютно герметичное. Надеюсь, эта система выдержит первый год!

Марк: Вы установите эти камеры на три года? Они будут постоянно работать?

Кристиан: Да. У меня есть помощник, который раз в месяц их обслуживает, меняет карту памяти, ну и заряда аккумулятора хватает на пять-шесть недель. Как я понял по Instagram, вы используете фотоловушки.

Марк: Да, но только в ночное время, четыре-пять часов подряд. У меня мало опыта их использования, потому что все мои попытки не увенчались особым успехом.

Кристиан: Это нормально. Мне кажется, 99% снимков оказываются неудачными. С этим все сталкиваются, однако удачные кадры всегда просто потрясающие. Поэтому я их и использую. Мне нужно фотографировать неизвестных существ, и, допустим, в год мне удается сделать всего одну-две фотографии, но если они качественные, то обладают уникальной ценностью, ведь до этого эти животные никогда не попадали в кадр.

Черно-белый снимок семей в большой палатке. На снимке видны дети, которые что-то едят, и развешенное на веревках белье.

Честный разговор: съемка вдали от эпицентра событий

Опытный журналист Паоло Пеллегрин и восходящая звезда Ксения Кулешова обсуждают варианты презентации сюжета, технологические инновации и значение сообщества.
Пчела пьет нектар из большого цветка с розово-желтой сердцевиной и фиолетово-белыми лепестками.

Кристиан обычно использует вспышку при съемке небольших объектов, допустим, этой пчелы на красивом цветке густавии во вторичном лесу в Панаме. «От взаимодействия растений и животных зависит здоровье экосистемы тропических лесов, так как животные отвечают за опыление более 95% видов деревьев и распространяют семена около 90% этих видов», — говорит он. Снято на камеру Canon EOS-1D X Mark III со следующими параметрами: 21 мм, 1/250 сек., f/20 и ISO 3200. © Кристиан Циглер

Радужный тукан сидит на ветке, держа в ярком клюве небольшой плод пальмы.

Радужный тукан, поедающий плоды с пальмы. Туканы играют важную роль в сохранении лесов, так как участвуют в распространении крупных семян растений, способствуя восстановлению заброшенных земель. «Они играют особенно важную роль в молодых лесах», — говорит Кристиан. Снято на камеру Canon EOS-1D X Mark III с объективом Canon EF 600mm f/4L IS III USM, а также экстендером Canon EF 1.4x III и следующими параметрами: 840 мм, 1/800 сек., f/8 и ISO 1600. © Кристиан Циглер

Марк: Четыре года назад я хотел сфотографировать американскую куницу в лесу в 150 км от моего дома. Отец возил меня туда шесть раз, прежде чем мне удалось поймать ее в кадре. Кажется, тогда был декабрь, и я наконец ее увидел — мне удалось сделать всего две фотографии.

Кристиан: Потрясающе. Таков неизбежный компромисс — если вложить в снимок чуть больше усилий, возможно, результат будет лучше.

Марк: У вас были случаи, когда не удавался ни один кадр?

Кристиан: Я полтора года пытался сфотографировать тигра в Бутане, и у меня получилась неплохая фотография, но по-моему она могла быть и лучше — тигр находится слегка не по центру.

Марк: А есть животное, которое вы еще не сфотографировали?

Кристиан: Их много. Рыжие свиньи в бассейне Конго, которые живут стаями по 20–50 животных. Множество мелких зверьков, похожих на ласок, — шести или семи разных размеров. Циветты, ласка, виверры, золотая кошка. В естественной среде обитания этих животных еще никто не сфотографировал. Надеюсь, мне удастся сфотографировать гигантского панголина.

Ямайский фруктоядный листонос висит вниз головой на ветке фигового дерева, держа во рту плод.

Как специалист по тропическим экосистемам, Кристиан много времени посвящает изучению местности перед поездкой. Этот снимок ямайского листоноса (Artibeus jamaicensis) сделан в Панаме в рамках проекта «Вторичные леса в Панаме: история, наполненная надеждой». «Проявляйте терпение и будьте очень внимательны, фотографируя животное или местность», — советует он. Снято на камеру Canon EOS-1D X Mark II с объективом Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM и следующими параметрами: 35 мм, 1/80 сек., f/20 и ISO 2000. © Кристиан Циглер

Марк: На ваши снимки, сделанные фотоловушками, попадали животные, которых вы не ожидали увидеть?

Кристиан: Да. Фазан, который прилетел и танцевал перед ловушкой, предназначенной для рыжей панды. А однажды в самой чаще леса в кадр попала обычная собака! До ближайшей деревни был день пути, так что не знаю, как она там оказалась. В целом, очень много ложных срабатываний — то листья падают, то, допустим, травинка качнулась. Чаще всего в кадрах никого нет. Часто фотоловушка срабатывает из-за мотылька или летучей мыши.

Марк: У меня такое тоже случается. Но когда удается получить заветный кадр, на контрасте со всеми трудностями радость только сильнее. Еще я надеялся побеседовать с вами о защите природы.

Кристиан: Об этом крайне важно говорить. Все, что я делаю, — только ради защиты природы.

Марк: Для вас этот аспект всегда был самым важным?

Кристиан: В самом начале это было не так. Но затем я побывал на Борнео, в Таиланде и Африке, где леса находятся под реальной угрозой. На Мадагаскаре сохранилось только 7% лесов. Сейчас я выбираю проекты, которые освещают вопросы защиты природы, — я посвятил много усилий работе с казуарами, бонобо и хамелеонами, ведь все эти животные находятся под угрозой исчезновения. Я показываю их в естественной среде обитания, которая стремительно уничтожается, и мы должны активнее говорить об этом. Сейчас Борнео на 27% состоит из лесов, но через 20 лет их будет менее 10%. В Африке дела обстоят хуже, а на Мадагаскаре вообще плачевно. Я лечу в Конго именно потому, что это последний район, где пока не ведется охота, но в ближайшие 10 лет это может измениться.

Марк: Как, по вашему мнению, фотография может способствовать охране природы?

Кристиан: Когда мои работы публикуют в GEO или National Geographic, об этой удивительной местности узнают люди. Я объясняю авторам статей, насколько она потрясающая, и что ей угрожает. Оценивая проект, я размышляю, помогает ли он защитить дикую природу. Если нет, я в нем не участвую.

Змея пытается проглотить лягушку, держащуюся за растение; голова лягушки уже целиком во рту змеи.

Марк обычно использует вспышку только ночью или для придания кадру определенной эстетики. Этот невероятный снимок змеи, проглатывающей лягушку, — «дикая природа как она есть», как описывает его Марк, — сделан в первую ночь, которую тот провел в Национальном парке Корковадо, Коста-Рика. Снято на камеру Canon EOS-1D X Mark III с объективом Canon EF 100mm f/2.8 Macro USM и следующими параметрами: 1/250 сек., f/4 и ISO 200. © Марк Альбиак

Марк: Каким образом фотография влияет на мнение людей?

Кристиан: Все зависит от информации, сопровождающей фотографию. Тигр, которого я сфотографировал в Бутане, жив лишь потому, что в этой стране его полностью защитили от браконьеров, но в Бутане осталось всего 80 тигров. Очень важно рассказать, что их очень мало, и стоит им перейти границу с Индией, они попадают в лапы браконьеров. Мы об этом говорим прямым текстом, чтобы поддержать Бутан.

Марк: Мне кажется, действительно известные фотографы могут заниматься защитой дикой природы. Но если ваши работы не печатают в журналах, то это очень сложно.

Кристиан: Этим и хороши конкурсы: ваши работы видит множество людей, они знакомятся с вашими работами и осознают их смысл. Участие в конкурсах также полезно тем, что позволяет познакомиться с другими фотографами, почерпнуть новые идеи, пообщаться и, возможно, поучиться друг у друга, потому что в полевых условиях мы работаем в одиночку. Фотография — это действительно тяжелая работа, и дружба с коллегами, которые могут выслушать, помогает чувствовать, что вы не одиноки.

Марк: Я мечтаю заниматься защитой дикой природы как фотограф.

Кристиан: Думаю, нужно мыслить в долгосрочной перспективе. Я надеюсь, что многие люди так и поступают. Мой совет — нужно быть специалистом, действительно хорошо разбираться в чем-то, в идеале — в нескольких областях. Допустим, быть специалистом по фотоловушкам, по макросъемке или по пейзажной съемке. Чтобы люди о вас помнили.

Emma-Lily Pendleton

Похожие статьи

Брент Стиртон: фотографии в поддержку сохранения видов

Удостоенный множества наград фотожурналист рассказывает о своей мотивации к созданию историй о дикой природе, о своем оборудовании и важности освещения истории в мельчайших подробностях.

Съемка тропических летучих мышей со вспышками Speedlite

Вы когда-нибудь использовали вспышки в тропическом лесу? Кристиан Циглер рассказывает о создании фотографий летучих мышей с высокой детализацией с помощью вспышек Speedlite 430EX III-RT.

Съемка дикой природы с помощью макрообъектива Canon

Биолог и фотограф Кристиан Циглер рассказывает о том, как он фотографирует удивительных обитателей тропических лесов с помощью макрообъектива.

Из лауреатов в профессионалы

Два победителя премии Young Wildlife Photographer of the Year рассказывают, как сложился их путь после столь ранней победы.

Подпишитесь на рассылку

Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro