Фотожурналистика играет важную роль в понимании общественностью тенденций изменчивого современного мира, и именно в этом жанре были созданы некоторые из наиболее известных и запоминающихся изображений в истории фотографии.
Однако добиться успеха в фотоиндустрии может быть непросто. Это насыщенная специалистами сфера, в которой в связи с упадком традиционных СМИ и сокращением издательских бюджетов доступно не так много возможностей финансирования. Очень важно, чтобы новички уже знали о реалиях такой работы и умели не только создавать выдающиеся изображения, но и рекламировать свои профессиональные навыки фотографа.
Также очень важно, чтобы выбранные истории отражали ваши интересы — об этом говорит известный фотожурналист Мадс Ниссен, который провел лекцию в рамках Программы обучения студентов Canon (CSDP) в 2023 году. «Я всегда стараюсь напоминать себе, почему я пришел в эту сферу. Чем я хочу заниматься? Что для меня важно? И каким идеалам я следую?»
Мы попросили Мадса и еще нескольких известных фотографов, которые выступали на CSDP в качестве наставников, поделиться советами и рекомендациями по успешной деятельности в фотожурналистике и построению карьеры.
Карьера в фотожурналистике: профессионалы делятся бизнес-советами
Будьте настойчивы
«Вам нужно быть любопытными, — говорит Франсис Кон, бывший фотожурналист и руководитель отдела фотографии в Agence France-Presse. — Вы хотите рассказать о чем-то (это ваша работа), но любопытство очень важно, и оно помогает узнавать новые вещи. Любопытство и открытость позволяют создавать более качественные истории и лучше понимать себя как фотографа».
Широкие социальные контакты — это отличный способ расширить вашу картину мира и найти новые истории. «Многие молодые фотографы переезжают в города вроде Нью-Йорка и общаются с другими фотографами, что ограничивает их представление о мире, — говорит Лора Мортон, обладательница награды Canon Female Photojournalist Award 2018. — Я начала работать над своим проектом "Технологии дикого Запада", поскольку я общалась с основателями стартапов предыдущих поколений и поняла, что эта история остается за бортом в публикациях, посвященных популярности сферы технологий».
Целеустремленность
Конечно же, нельзя отрицать, что это непростой карьерный путь, и иногда единственный способ добиться успеха — это взять все аспекты под свой контроль.
«Тогда меня в том числе поразило, насколько больше в сфере фотожурналистики мужчин, — говорит Анджела. — Это было довольно трудно. Некоторые из женщин-фотожурналистов объединились в организацию ZAFP, которая стала для нас отдельной платформой для публикаций».
Есть ли у вас оборудование Canon?
Будьте уважительны
Военный корреспондент Ивор Прикетт говорит: «Если вы умеете располагать к себе людей, при этом размеренно подходите к процессу и не давите на них, перед вами откроется много дверей. Я стараюсь очень тактично подходить к съемке людей, поскольку это серьезное дело, и таким образом я создал большую часть своих работ».
Узнайте больше технических нюансов
«Я не был самым технически одаренным в своем классе, — говорит Ивор. — Думаю, я был из тех, кому такие вещи давались достаточно тяжело, но мне твердили, что этому можно научиться. Способности, навыки общения и деловая этика — это те аспекты, над развитием которых не так просто работать. Технические аспекты относительно проще осваивать; это занимает время, но приносит огромную пользу, позволяя быстро принимать решения и добиваться успеха в своей области».
Однако это не значит, что вам необходимо следить за технологическими тенденциями — даже с камерами предыдущих поколений можно создавать прекрасные изображения. «Всегда есть что-то новее и лучше, — говорит Анджела. — Я считаю, что нужно работать с тем, что есть, освоить доступное вам оборудование и создавать с его помощью достойные работы».
Как построить карьеру фотографа
Карьера фотографа может сложиться абсолютно по-разному. Мадс рекомендует в начале профессионального пути пробовать разные жанры и не зацикливаться на одной линии мышления. «Если вы только начинаете, то считайте, что лишь учите основы. Не прекращайте пробовать новое. Занимайтесь тем, что имеет для вас значение».
Отличный способ развиваться быстрее — это работать добровольцем в соответствующих организациях. «Волонтерство может открыть для вас множество новых возможностей, — говорит Анджела. — Я работала волонтером в театре Мадсок в Лилонгве, Малави, и создавала для них видео и фотографии. Там я познакомилась с людьми, которые впоследствии заказывали у меня платные проекты. В то время я смогла установить много полезных контактов».
Илви Ньокиктьен, фотожурналист и амбассадор Canon из Нидерландов, предлагает ценный совет на этот счет. «Каждый день практикуйтесь, — говорит она. — Посещайте фотофестивали. Проходите стажировки. Попробуйте найти наставника. Перед фестивалями пишите редакторам, чтобы получить возможность попасть на портфолио-ревью, или запишитесь на такое мероприятие. Все это способы зацепиться в нашей отрасли. В конце концов, все дело именно в том, чтобы наладить диалог с людьми, которые будут отвечать за публикацию ваших работ».
Рекламируйте свои услуги фотографа
Существует множество способов рекламировать свои работы. Конечно же, одним из них являются социальные сети. «Это очень полезный инструмент, если у вас нет веб-сайта, — отмечает Анжела. — Я также обнаружила, что статус участника в Базе фотожурналистов Африки (APJD), которая создана по инициативе Фонда World Press Photo, очень помогает в продвижении моих работ. Они демонстрируют работы участников в своих профилях, на которых подписаны миллионы человек».
Илви верит, что подача проектов — это основной аспект, если вы хотите, чтобы вас заметили редакторы. «Спросите у других фотографов, как они подходят к этому, и узнайте у редакторов, в каком формате они предпочитают получать истории, — говорит она. — Если вы умеете преподносить новые проекты, то сможете сделать фотографию источником заработка».
Ивор призывает начинающих фотожурналистов сосредоточиться на работе и применять выборочный подход к установлению контактов. «Построение связей — это важный аспект работы независимым фотографом, однако в первую очередь стоит ориентироваться на создание аутентичных проектов достойного качества», — говорит он. «Обращайтесь к людям, с которыми вы действительно хотите работать, и сфокусируйтесь на определенных изданиях и организациях, поскольку для каждого фотографа найдутся журналы и учреждения, сотрудничество с которыми будет более удачным. У каждого из нас есть свой стиль и специализация, так что найдите место, где вам комфортно, и продолжайте работать».
Лора также предлагает разнообразить цели поиска проектов. «Найдите что-нибудь за пределами изданий и редакций, где пригодится ваш набор навыков, и выстраивайте бизнес параллельно в этой среде». Для Лоры таким решением стала съемка на разного рода встречах и конференциях. «Если я работаю с большой корпорацией в течение месяца, то затем могу использовать заработанные деньги, чтобы некоторое время поработать над личными проектами».
Советы об индустрии: как отправлять проекты фоторедакторам
Как выделиться на фоне других фотографов
«Не позволяйте людям указывать вам, что освещать, и аргументировать это популярностью истории, — говорит Лора, — Я начала достигать успеха, когда стала освещать истории, которые не удостаиваются внимания других. Многие считали, что я ненормальная — по сути, я фотографировала людей, сидящих за компьютерами — но именно тогда моя карьера пошла в гору.
«Лучший способ выделиться среди других фотографов — это найти уникальные идеи для фотопроектов. Если вы фотографируете то, что пропускают все остальные, у вас появляется преимущество перед ними».
Выбранный вами объект может находиться как в другой стране, так и буквально в соседнем квартале. «Важно погрузиться в жизнь сообщества и не забывать, что идеи можно найти даже случайно, занимаясь повседневными делами. Желание исследовать мир играет первостепенную роль».
Поиск релевантной информации — это еще один аспект успешного карьерного пути. «Я тщательно исследую все, что относится к выбранной теме проекта, — рассказывает Лора. — Я читаю множество относящихся к делу книг и лишь затем начинаю снимать. Фоновые знания не только помогут вам создавать более качественные фотографии, но и станут «ключом» к историям людей, которых вы хотите фотографировать — они будут признательны за глубокое понимание ситуации».
Одна уникальная история может изменить все
«"Кровь буров" — это история, которую я отсняла в 2010 году в одном из молодежных лагерей в ЮАР, где вела свою деятельность расистская организация, — рассказывает Илви. — Я находилась там вместе с писателем; мы отсняли короткое видео и опубликовали его для участия в категории мультимедиа конкурса World Press Photo. Наше видео выиграло первый приз, что просто невероятно. Кроме того, я получила второй приз в одной из других категорий, опубликовав одну из фотографий о жизни в лагере».
Победа в том конкурсе открыла для Илви множество возможностей, и ее карьера буквально за один день сделала новый виток. «Я работала в небольшой газете в Нидерландах, и тут внезапно мне начали звонить из The New York Times и других международных изданий, — говорит она. — Этот проект был опубликован в Германии, Италии, Дании, Японии, Англии и других странах. Думаю, если бы тогда этого не случилось, я не была бы сейчас амбассадором Canon».
Многие фотографы расскажут вам схожие истории. Это лишь демонстрирует, что невозможно предугадать, где именно может «выстрелить» та или иная работа — поэтому продолжайте работать, рекламируйте свои творения и никогда не сдавайтесь.
Похожие статьи
Создание фотопортфолио, которое приведет вас к успеху
Четыре отраслевых эксперта делятся советами по подготовке идеального фотопортфолио — от построения истории до демонстрации своих работ.
Джеймс Нахтвей о том, почему фотожурналистика необходима для развития демократии
Убежденность, страсть и приверженность: известный фотограф рассказывает о том, что заставляет его и дальше документировать жизнь человечества.
Лучшие камеры и объективы для фотожурналистики
С нетерпением ждете своего первого задания в качестве фотожурналиста? Наши эксперты рассказывают о лучшем оборудовании для начинающих документальных фотографов.
Как грант Canon меняет жизни женщин-фотожурналистов
Шесть женщин, создающих документальные фотосюжеты, рассказывают о том, почему грант Canon для женщин-фотожурналистов стал решающим моментом в их карьере.