Когда документальному фотографу Бебе Бланко Агтерберг было 12 лет, ее мать, родившаяся в Испании во времена диктатуры генерала Франсиско Франко, но впоследствии попавшая в приемную семью и выросшая в Нидерландах, выступила на голландском телешоу, которое помогает людям найти их биологические семьи. Мать Бебе до этого не могла говорить о своем прошлом, просто потому что до воссоединения с родственниками, она не знала, что именно с ней произошло и почему.
Опыт матери оказал сильное влияние на Бебе. Нехватка чего-либо, которая компенсируется информацией, и процесс восстановления впоследствии станут постоянно повторяющимися темами в работах Бебе, и, возможно, наиболее ярко они проявились в проекте A Mal Tiempo, Buena Cara (Хорошая мина при плохой игре). Документальный черно-белый проект посвящен переходному периоду в истории Испании, наступившему после смерти Франко в 1975 году, и освещает тему того, как «забывание» использовалось в качестве политического инструмента во время перехода страны к демократическому курсу.
Бебе Бланко Агтерберг: формирование стиля фотографии
Поиск особого стиля
Путь Бебе от студентки до документального фотографа оказался непростым. Два года она изучала прикладную фотографию и связи с общественностью в Нидерландах, прежде чем поняла, что хотела бы сосредоточиться на создании историй, и тогда она перевелась в Королевскую академию искусств в Гааге. «Мне пришлось менять все, чему я успела научиться, — объясняет она. — Внимание в меньшей степени уделялось итоговому изображению, важнее были процесс создания снимков и то, что требуется, чтобы рассказать собственную историю».
Во время учебы она начала оттачивать свой стиль, особенно во время выездной экскурсии в Сербию, когда получила задание создать проект всего за одну неделю. «У нас было достаточно времени, чтобы провести исследование, но съемку для него нам пришлось выполнить всего за четыре дня. Это было очень серьезное задание», — делится она.
В результате получился проект Herocity (Город-герой), посвященный тому, как течет жизнь в сербском городе Нови-Сад спустя 43 года после того, как Федеративная Республика Югославия в 1975 году присвоила ему звание города-героя. «Я сомневалась, стоит ли придерживаться репортажного стиля в работе над проектом, или можно немного обойти правила, — признается Бебе. — Мне было немного страшно поступить таким образом — казалось, что обязательно нужно придерживаться существующих рамок стиля. Основной темой стала атрофия, а город использовался в качестве метафоры. Это был первый раз, когда я отошла от более классического документального подхода».
Есть ли у вас оборудование Canon?
Участие Бебе в программе обучения студентов Canon также внесло неоценимый вклад в достижение ею нового уровня фотографии. «Было очень интересно познакомиться с другими студентами из разных школ — я встретила очень много людей из Бельгии, с которыми я все еще поддерживаю контакт, — рассказывает она. — Мы обсуждали работу, но также говорили и о том, как подходить к определенным темам, и о различных стратегиях, которые можно использовать. Программа также включает в себя участие профессионалов, поэтому участники знакомятся с кураторами. Это очень помогло мне, поскольку дало первый толчок к выходу в профессиональную среду».
Борьба за власть: политика, СМИ и люди
Бебе всегда поражали взаимоотношения между политиками, СМИ и людьми — то, как три противоположные силы подпитывают друг друга, но при этом постоянно борются за власть. На создание самостоятельных проектов ее часто вдохновляет что-то, присутствующее в СМИ, что становится своеобразным триггером.
«Мне очень интересно, что правда означает в современном мире, но я не верю в то, что факты — это единственный способ добраться до истины, — говорит она. — Я думаю, что в устных историях также сокрыта большая сила, и я раскрываюсь во время разговоров».
«Меня интересуют те системы, которые представляют как чистую правду, — добавляет она. — Я не ученый, а творец, поэтому я использую фотографии в качестве исследовательского инструмента. И часто я сотрудничаю с учеными и писателями. После проведенного исследования мне необходимо визуальное его воплощение, и тут в игру вступает моя камера».
Бебе создает все свои проекты с помощью Canon EOS 5D Mark III (в продаже доступно новое поколение: Canon EOS 5D Mark IV), однако она использует разные объективы. «Я использую объективы Canon EF 50mm f/1.4 USM, Canon EF 35mm F1.4L USM [в продаже доступно новое поколение: Canon EF 35mm f/1.4L II USM], а также всегда беру с собой зум-объектив Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM и репортажную вспышку Canon Speedlite 430EX III-RT».
По словам Бебе, легкий вес оборудования имеет решающее значение для быстрой и эффективной работы. «Это оборудование изготовлено из очень прочных материалов, а я не самый аккуратный человек, поэтому для меня это тоже немаловажно, — признается она. — Этот комплект также позволяет работать при различных условиях освещения и в плохую погоду. Я часто работаю ночью, поэтому это очень удобно».
Сочетая работу и учебу: Эмиркан Чорут
Эксперименты с искусственным светом
Искусственное освещение — одна из ярких отличительных черт фотографий Бебе, которая усиливает кинематографическое качество ее работ. Этот прием она использовала при работе над проектом Actors Rule the World (Актеры правят миром), посвященном советскому телефильму «Семнадцать мгновений весны», который был снят с целью превознести работу агентов КГБ и привлечь новобранцев.
Однако у Бебе ушло достаточно много времени на то, чтобы полюбить искусственное освещение. «Когда я была помладше, я ненавидела вспышки. Мне казалось, что изображения всегда получаются резкими и выцветшими», — рассказывает она. Со временем она начала экспериментировать с ночной фотосъемкой, для которой купила свою первую вспышку. Но настоящая одержимость искусственным освещением появилась только тогда, когда отец показал ей фотокнигу со своими работами.
«Это был совершенно другой способ работы с камерой, — отмечает она. — Мне очень понравились его фотографии и захотелось создать такую же атмосферу в своих работах. Изучая свет и внимательно рассматривая кадры, используемые в фильмах и в телеэфирах, я смогла стать лучше».
Выход за рамки
Несмотря на признание, которое она уже успела получить, — в 2021 году голландская ассоциация фотографов DuPho присудила ей награду в конкурсе студенческих документальных проектов Student SO Documentary — по словам Бебе, ее уникальный стиль не всегда был ее преимуществом. «Мои проекты очень узконаправленные и часто политические, поэтому иногда меня очень тяжело назвать тем, кто выполняет работы на заказ. Благодаря моему характерному стилю многие люди, которые обращаются ко мне, хотят работать над долгосрочными проектами. И не только в сфере фотографии, но и в других. Им действительно интересно работать с материалами, которые находятся на стыке документального и художественного жанров».
Бебе пришлось приложить усилия, чтобы не переживать о том, к какому жанру относят ее работы. «Мне по-прежнему тяжело определить, в какие рамки вписываются мои работы, и я пытаюсь перестать думать об этом, потому что для меня это не самое важное, — говорит она. — Сейчас я работаю над проектом, в котором будут не только фотографии, но и звук, и видео. В нем будут представлены смешанные материалы. Также он будет представлен публике скорее как серия экспериментов, а не как полностью завершенный проект».
Бебе рекомендует другим студентам-фотографам, которые хотят пойти по ее стопам, оттачивать собственный стиль, но не ограничиваться им. «Экспериментируйте во время учебы, но не стоит считать, что ваша текущая деятельность — это единственное, чем вы будете заниматься и после, — объясняет она. — Иметь собственный стиль — это отличная идея, но он также должен подходить под тот проект, над которым вы работаете. Вам нужно взглянуть на вашу историю и понять, подходит ли стиль, в котором вы сейчас работаете, для нее, или нужно его немного изменить? Некоторые аспекты будут неизменными, но не обязательно всегда им следовать».