Творческая искра — это источник жизненной силы в работе фотографа. Скорее всего, если вы чувствуете, что создаете нечто принципиально новое, то привлекаете больше заказчиков и реализуете проекты, которые вам нравятся и приносят свои плоды. Но что происходит, когда вами овладевает творческое выгорание?
Этому эффекту сложно дать определение, однако выгорание может приобретать форму физического недомогания, апатии и творческого изнеможения в отношении работы. Это полное отсутствие идей и боязнь негативных последствий — на полное восстановление после такого состояния может уйти довольно много времени. Люди, работающие в любой творческой индустрии, могут на себе ощутить эффект выгорания или уже знают, насколько трудно в таком состоянии продолжать работу в студии или на локации, когда зависишь от стабильного источника дохода.
Все больше фотографов сталкиваются с дополнительными источниками стресса — требованиями к регулярному созданию нового контента, работой на протяжении всего дня, столкновением с реалиями жизни в неблагоприятных условиях съемки, поддержанием бизнеса на плаву в индустрии с высокой конкуренцией, а также общением с требовательными клиентами. Кроме того, теперь к этому добавляются и ожидания к контенту, который вы выгружаете в социальных сетях. Может показаться, что поддержание рабочего творческого ритма — это слишком сложно, и в первую очередь необходимо всегда сохранять в себе любовь к выбранному ремеслу.
Профессиональные фотографы с многолетним опытом также подвержены творческому выгоранию, и мы попросили двух амбассадоров Canon поделиться своими историями. Ванда Мартин, венгерский портретный и фэшн-фотограф из Лондона, работает с клиентами уровня Dior, Atlantic Records и Burberry. Шведский фотограф-натуралист Йонас Классон увлеченно снимает птиц, и его удостоенные наград изображения можно увидеть на выставках по всему миру.
В этой статье они обсуждают признаки творческого застоя, а также дают советы по восстановлению и рекомендации по профилактике этого явления.
Борьба с творческим выгоранием: советы по поиску вдохновения
Определите явные признаки выгорания
Классический симптом выгорания, на который следует обратить внимание, — это повторяемость фотографий и творческая стагнация. Ванда тоже обнаружила, что начала повторяться, — непреднамеренно стала делать практически одинаковые фотографии для разных заказчиков — что стало для нее сигналом о выгорании после периода интенсивной работы.
«Я перестала искать разнообразие в сюжетах, позах, ракурсах и освещении; и это было не в той степени, когда можно просто заявить, что это ваш фирменный стиль или визуальная эстетика, — отмечает она. — Между наличием особого стиля и скучным, повторяющимся результатом лежит очень тонкая грань».
Йонас, в свою очередь, столкнулся с выгоранием, когда внезапно приобрел известность после выхода своей второй книги и фотографии с бородатой неясытью Night Hunter, которая принесла ему победу в категории «Природа — Животные» конкурса Siena International Photo Awards 2020.
«Я очень сильно устал и не мог заниматься творчеством; это можно сравнить с обмороком, — говорит он. — Я просто не был готов к такому обильному вниманию, ведь когда я запустил в продажу вторую книгу, я находился в центре творческого пути — создавал книги, организовывал выставки, проводил лекции — и все казалось мне занимательным и комфортным. А затем я внезапно вынужден был познать совершенно иные масштабы».
«Я побывал на 10 разных телешоу в Швеции, давал интервью по всему миру и получал запросы на проведение выставок и лекций в разных уголках планеты. Я не ожидал такого эффекта; меня продолжали спрашивать: "Что у вас в дальнейших планах?", и я не знал, что ответить. Я решил не пытаться превзойти то изображение, поскольку когда происходит такое, важно не менять свою стратегию и оставаться на том пути, что выбрал изначально».
Redline Challenge
Повторный поиск творческого пути после выгорания
Йонас справился с давлением и восстановился, погрузившись в спокойствие природы — среды, которая и была причиной его любви к фотографии.
«Чтобы справиться с этим, я стал чаще выбираться на природу и искать внутренний баланс, стараясь прислушаться к собственным мыслям, — говорит он. — Мне просто потребовалось некоторое время, чтобы осмыслить произошедшее и текущее положение дел — именно так я вновь вышел на правильный путь. Я не прикасался к камере в течение шести месяцев. Просто не мог. Это было слишком, я сразу чувствовал паническую атаку. Я навоображал себе целый замок ожиданий, которым должен был соответствовать».
«После шести месяцев, что я провел в размышлениях на природе, я понял, что не буду ничего менять, и просто буду делать то же самое, что делал на протяжении последних 10 лет. Мое решение — выключить компьютер, оставить камеру дома и отправиться на природу».
Снова начните фотографировать для себя
Самоизоляция во время Covid-19 внезапно стала для Ванды возможностью вернуться к личному проекту, который вернул ей творческую искру. «Творчество на самоизоляции помогло мне понять, что раньше я слишком сильно фокусировалась на коммерческих заказах, что в итоге и стало причиной повторяемости снимков, — говорит она. — На тот момент я работала профессиональным фотографом уже 14 лет, и во время самоизоляции смогла вернуться к истокам и поработать над личным концептуальным проектом под названием Songs of Innocence and Experience. Я была сама по себе и обнаружила в своем распоряжении много свободного времени».
Тот проект Ванды — это пронизывающий время коллаж из автопортретов, который она сама описывает как «отражение постмодернистской любви», — именно он помог ей проанализировать и ярко выразить свое мнение о любви в формате необычной арт-терапии. По ее словам, как только вы возьмете камеру, чтобы поснимать для себя без какого-либо давления, то начнете экспериментировать с техническими приемами, которые раньше могли не замечать.
«Я смогла попробовать ряд новых приемов съемки — для некоторых из них даже требовались подручные средства — и поэкспериментировать без какой-либо ответственности перед клиентом. Я творила исключительно ради того, чтобы творить, — говорит Ванда. — Иронично, что именно во время самоизоляции это дало мне ощущение свободы, и фотография вновь стала для меня способом уйти от реальности. Я чувствовала настоящую свободу — совсем как когда в 17 лет впервые влюбилась в фотографию».
Минимализм в фотографии
Не бойтесь выгорания
Оба фотографа считают, что для поддержания свежего визуального стиля необходимо находить время на хобби. Йонас обнаружил, что рыбалка позволяет ему выкинуть из головы фотографию и в следующий раз вернуться к камере с новыми идеями.
«Отправляясь рыбачить на лодке на весь день, начинаешь думать о самых разных вещах, а не только о создании фотографий и работе. Разум словно освобождается от всего лишнего, и в голове появляется место для идей, — говорит он. — Мне оказалось полезно выделять на себя время и ездить в такие места — именно тогда лучшие идеи и приходят в голову. Найдите себе увлечение, выполните творческую перезагрузку и просто найдите внутренний баланс без лишних мыслей в голове».
Ванда согласна с ним, однако она предпочитает выбираться в город и встречаться с другими людьми. «Я считаю, что очень полезно бывает на несколько часов, дней или даже на пару недель отложить работу в сторону, чтобы сходить на концерт, посмотреть пару фильмов или постановок, посетить выставку или отправиться в путешествие, а также побольше общаться с людьми, — говорит она. — Это совсем не связано с работой, однако это позволяет найти новые источники вдохновения, и такой подход можно считать как подзарядкой, так и поиском новых идей».
«Я думаю, что выгорание может произойти, если вы теряете свою любовь к тому, что раньше нравилось вам больше всего. Когда фотография перестает быть вашим хобби и превращается в работу, наступает самый сложный период — то есть момент, когда она становится источником дохода, и вам приходится работать над заказами без творческой составляющей, чтобы оплатить счета. Думаю, что важнее всего снимать проекты для себя, чтобы оставаться счастливыми и полными ярких идей».
Related articles
Советы и размышления от экспертов
Знаменитые фотографы, работающие в различных жанрах, делятся своими советами и мыслями о том, что для них значит фотография.
Плюсы и минусы социальных сетей
Эвели Дуйс и Жером Генс обсуждают, как и для чего они используют социальные сети, а также плюсы и минусы присутствия в Интернете для фотографов.
Работа фрилансером или штатная должность? Фотожурналистика и способы заработка
Известный фотожурналист Брент Стиртон делится советами по развитию карьеры в сфере фотожурналистики с высокой конкуренцией.
Фотосъемка природы с новой перспективы
Фотографы Клемент Кирагу, Дафна Тал и Мишель д'Ультремон рассказывают об отчетливых стилях в насыщенном жанре фотосъемки природного мира.