Большинство камер Canon EOS предлагают два способа выбора композиции изображений: с помощью видоискателя или ЖК-экрана на задней панели камеры. Выбор зависит от объекта и условий съемки, а также от личных предпочтений. Но есть ли преимущества у каждого из этих способов съемки? И в чем разница между ними? Все ли видоискатели одинаковы?
Видоискатель и ЖК-экран
Оптический и электронный видоискатель: в чем разница?
Ключевое различие между цифровой зеркальной и беззеркальной камерой заключается в наличии у камер первого типа системы зеркал. Эта система отражает проходящий через объектив свет в сторону оптического видоискателя посредством пентапризмы или пентазеркала — это обеспечивает правильную ориентацию сцены при ее отслеживании через окуляр камеры. Это означает, что в оптическом видоискателе вы видите то же, что и объектив, поскольку свет был отражен, но не видоизменялся.
В беззеркальной камере электронный видоискатель использует информацию с датчика изображения и отображает сцену на маленьком ЖК- или OLED-экране. Это значит, что электронный видоискатель отображает информацию, выводимую датчиком изображения, которая может в некоторой или значительной степени отличаться от того, что «видит» объектив.
Электронный и оптический видоискатель: какой из них лучше?
Некоторым фотографам нравится естественный обзор, который обеспечивает оптический видоискатель, преимущество электронного видоискателя заключается в возможности просматривать эффекты экспозиции, баланса белого и стиля изображения. Если применить монохромный стиль изображения, картинка в видоискателе станет черно-белой, в то время как в оптическом видоискателе она осталась бы цветной. Это значит, что изображение в электронном видоискателе позволяет оценивать качество подобранных настроек и получать уверенность в результате еще до создания фотографии. Это особенно полезно, к примеру, если вы снимаете с контровым светом и применяете компенсацию экспозиции.
В некотором смысле электронный видоискатель особенно полезен менее опытным фотографам, поскольку позволяет увидеть результат выбранной конфигурации камеры еще на стадии съемки, а не после создания фотографии. Для многих такой процесс съемки становится более интуитивным.
Еще одно преимущество электронного видоискателя — это компенсация в условиях нехватки света, позволяющая всегда хорошо видеть объект съемки. И наоборот, оптический видоискатель отображает объект согласно уровню окружающего освещения, то есть в темноте вам будет трудно увидеть объекты сцены и сфокусироваться на них.
С другой стороны, поскольку изображение в электронном видоискателе обрабатывается перед отображением, все они подвержены некоторой задержке. Хотя новейшие беззеркальные камеры, такие как EOS R5, оснащены электронными видоискателями с частотой обновления 120 кадров/сек., и задержка составляет всего несколько миллисекунд, она все равно остается значимым недостатком при съемке быстрого движения, где каждое мгновение на счету. Технологии продолжают развиваться, и задержка будет становиться все короче и короче, однако оптический видоискатель работает со скоростью света, что означает полное отсутствие задержки. Поэтому многие фотографы, занимающиеся съемкой спорта, дикой природы или других быстрых объектов, предпочитают работать с цифровой зеркальной камерой.
Более того, при работе с электронным видоискателем фотограф смотрит на небольшой экран, и даже с высокой частотой обновления он вряд ли сравнится с оптическим видоискателем в удобстве длительного использования. Это означает, что при съемке дикой природы или спорта, где необходимо в течение длительного времени неотрывно смотреть в видоискатель в ожидании нужного момента, оптический видоискатель станет более удобным решением.
Режим Live View
Беззеркальные камеры используют для отображения кадра в видоискателе ту же технологию, что применяется для ЖК-экрана на задней панели камеры. В случае с цифровой зеркальной камерой это не так, однако режим Live View позволяет отслеживать сцену с помощью заднего экрана. При переключении цифровой зеркальной камеры в режим Live View зеркало поднимается, открывая затвор. Теперь свет может попадать на датчик изображения CMOS, где формируется изображение, которое затем отображается на заднем ЖК-экране.
Когда цифровая зеркальная камера работает в режиме Live View с активированной функцией симуляции экспозиции, пользователь сможет увидеть не только сцену как ее «видит» датчик изображения, но и точную имитацию изображения, каким оно будет выглядеть после нажатия кнопки спуска затвора. В таком формате режим Live View предлагает ту же функциональность, что и беззеркальные камеры.
Видоискатель цифровой зеркальной камеры — это не только технологии отображения, которые отличаются от Live View, но и доступ к специальным датчикам автофокусировки, экспозамера и баланса белого, доступным на камере. При переключении в режим Live View цифровая зеркальная камера собирает эти данные с помощью датчика изображения, совсем как беззеркальная камера.
Технология Dual Pixel CMOS AF была впервые представлена в 2013 году с выходом камеры EOS 70D, и с тех пор она используется в цифровых зеркальных камерах Canon. Это обеспечивает автофокусировку с определением фаз на датчике изображения, то есть современные цифровые зеркальные камеры Canon одинаково быстро фокусируются и в режиме видоискателя, и в режиме Live View. Беззеркальные камеры Canon EOS M и EOS R также располагают технологией Dual Pixel CMOS AF, однако она используется как при работе с видоискателем, так и при отображении кадра на заднем ЖК-экране камеры.
Видоискатель и ЖК-экран
Если вы работаете с цифровой зеркальной или беззеркальной камерой, бывают моменты, когда удобнее переключиться на видоискатель или ЖК-экран камеры. К примеру, удерживать камеру в статичном положении проще, работая с видоискателем, поскольку вы прижимаете ее к лицу. Также с помощью видоискателя проще отслеживать подвижные объекты, чем если вы держите камеру на вытянутой руке.
Однако при съемке пейзажей, натюрмортов, макро или архитектуры, когда камера установлена на штатив, удобство ЖК-экрана сложно переоценить. Если вы хотите запечатлеть что-то сверху или под необычным углом, то сможете без труда выбрать композицию кадра с помощью экрана с регулируемым углом наклона, используя его вместо видоискателя.
С ЖК-экраном также полезно работать при ручной фокусировке, поскольку в режиме Live View изображение можно увеличить до 5 или 10 раз. Это позволяет рассмотреть нужный участок изображения во всех деталях и без труда сделать необходимые корректировки положения фокуса.
На камере EOS 90D в режиме Live View и на беззеркальных камерах, таких как EOS R5, EOS R6, EOS R, EOS RP, EOS M6 Mark II и EOS M50 Mark II также можно активировать ручное усиление контуров фокусировки — эти визуальные ориентиры помогут понять, какой участок изображения находится в фокусе. Теоретически области с резкой фокусировкой также отличаются наибольшей контрастностью, поэтому система анализирует контрастность изображения и выделяет обнаруженные области выбранным ярким цветом. По мере изменения фокусировки вы заметите, что выделенные области также будут изменяться.
Однако помните, что работа с задним экраном камеры в течение длительного времени негативно скажется на ее сроке работы от аккумулятора. Использовать режим Live View на цифровой зеркальной камере также не рекомендуется при серийной съемке, поскольку в этом режиме скорость непрерывной съемки обычно ниже. И наоборот, при экспонировании в течение нескольких секунд или минут оптический видоискатель станет проблемой — рассеянный свет может попасть в видоискатель и нарушить ход экспонирования. Чтобы избежать этого, на ремне цифровой зеркальной камеры доступна крышка окуляра.
Камеры EOS с электронным видоискателем оснащены датчиком расстояния, который автоматически переключит камеру в режим видоискателя, если поднести ее к лицу (его можно отключить).
Персонализация интерфейса
В видоискателе камер EOS отображается важная информация, например точка фокусировки и параметры экспозиции. На беззеркальных камерах, а также цифровых зеркальных камерах в режиме Live View иногда можно просматривать и другую информацию, например данные о балансе белого, стиле изображения и режиме замера (оценочный, точечный, центровзвешенный или частичный).
На беззеркальных камерах, а также цифровых зеркальных камерах в режиме Live View нажмите кнопку <INFO>, чтобы просмотреть доступные для отображения функции: только изображение, изображение и базовая информация, изображение и вся информация либо изображение с актуальной гистограммой. Количество отображаемой информации можно настроить в соответствии с вашими предпочтениями с помощью параметров Отображение информации о съемке и Опции отображения для кнопки Info в меню настроек камеры.
Актуальная гистограмма позволяет оценить яркость сцены и влияние на нее параметров экспозиции — единственным другим способом получить такие данные является анализ изображения уже после съемки. График меняется по мере изменения настроек экспозиции, чтобы вы могли избежать потери деталей из-за засветки или недодержки.
Также на экран Live View можно вывести электронный уровень, если цифровая зеркальная или беззеркальная камера располагают этой функцией. В некоторых случаях отобразить уровень можно и в видоискателе цифровой зеркальной камеры.
Также в меню настроек камеры можно активировать отображение сетки. В режиме Live View, а также в видоискателе (на некоторых цифровых зеркальных камерах) доступны варианты 3x3, 6x4 или 3x3 + диагональная. Это полезная визуальная функция, которая помогает располагать объекты в кадре, не «заваливать» горизонт и создавать композиции согласно принципу, известному как правило третей.
Кнопка предварительного просмотра глубины резкости, которая доступна на передней панели некоторых цифровых зеркальных камерах EOS рядом с креплением объектива, полезна для проверки того, какие участки кадра находятся в фокусе при текущих настройках фокусировки и диафрагмы. Ее даже можно использовать вместе с функциями увеличения, чтобы понимать, какие именно участки кадра окажутся в фокусе.
Яркость электронного видоискателя и ЖК-экрана
Камеры EOS могут автоматически подстраивать яркость электронного видоискателя и заднего ЖК-экрана согласно условиям окружающей среды. В наиболее ярких или темных условиях съемки оптимальным будет ручной выбор комфортного уровня яркости в меню настроек. На солнце обычно удобнее работать с видоискателем — даже если вы можете различить объекты на ЖК-экране, вам будет трудно оценивать точность фокусировки, экспозицию и композицию.
В иных случаях для более длительной работы от аккумулятора на совместимых камерах, например моделях системы EOS R, можно снизить яркость ЖК-экрана и уменьшить значение частоты обновления. Однако при настройке яркости ЖК-экрана или электронного видоискателя помните, что это не влияет на яркость создаваемых изображений. Мы рекомендуем использовать гистограмму для точной оценки качества экспозиции.
Диоптрийная регулировка
Все камеры EOS — как цифровые зеркальные камеры с оптическим видоискателем, так и беззеркальные камеры с электронным видоискателем — оснащены встроенной системой диоптрийной регулировки, которая позволяет настраивать видоискатель в соответствии с вашим зрением. Эту настройку стоит выполнить сразу же при настройке новой камеры. Эта процедура необходима для того, чтобы вы четко видели в видоискателе и изображение, и всю отображаемую информацию. Если выбрать неверное значение диоптрий, при ручной фокусировке изображение вряд ли получится четким. При автофокусировке камера, возможно, обеспечит нужную резкость объекта, однако в видоискателе оно, как и отображаемая информация, будет выглядеть размытым.
Маленький диск регулировки диоптрий легко упустить из виду. Он находится возле видоискателя, однако на разных камерах его положение будет разным — он может находиться под окуляром или сбоку от него.
На цифровых зеркальных камерах EOS-1D и EOS 5D для доступа к диску регулировки нужно снять резиновый наглазник. Удобнее всего сделать это, если сжать наглазник с обеих сторон между двумя пальцами, после чего аккуратно стянуть его вверх. Наглазник удерживается с помощью двух небольших фиксаторов. Если снять его не удается, требуется больше усилий — возьмитесь ниже перед тем, как тянуть наглазник вверх. Иногда для снятия наглазника с видоискателя можно взяться за его основание указательным пальцем и потянуть вверх.
Внимательно рассмотрите диск регулировки диоптрий и вы увидите, что у него по центру есть метка, которая совмещается с линией на корпусе камеры. В этом положении выбрана настройка по умолчанию -1 дптр. Выше и ниже находятся индикаторы плюса и минуса, а для выбора доступны значения в диапазоне приблизительно от +1 до -3 дптр.
Настройка параметра диоптрий
Canon рекомендует настраивать значение диоптрий, используя ваши обычные очки. Однако если вы предпочитаете использовать камеру без них, процедура остается той же.
Снимите с камеры объектив и направьте камеру на яркий источник рассеянного света, например на окно в пасмурный день. Отсутствие объектива поможет сосредоточиться на максимально четком отображении элементов в видоискателе.
На электронном видоискателе беззеркальной камеры будет отображаться стандартная информация, а на цифровой зеркальной камере вы увидите данные видоискателя и экран фокусировки — поверхность, на которую зеркало камеры проецирует изображение, которое вы создаете.
Перемещайте диск регулировки, пока отображаемая информация (и метки на экране в случае цифровой зеркальной камеры) не станет максимально четкой. Глаз обладает впечатляющей способностью подстраиваться под объекты, которые находятся не совсем в фокусе, поэтому лучше всего повторить процедуру несколько раз, чтобы обеспечить необходимый результат.
После диоптрийной регулировки повторно установите объектив (и наглазник, если применимо) и проверьте, что при фокусировке камеры изображение в видоискателе выглядит максимально четким.
Похожие статьи
Все об автофокусировке (AF)
Узнайте о системах автофокусировки (AF) Canon, принципах их работы и доступных параметрах автофокусировки.
Глубина резкости
Глубина резкости, то есть область видимой четкости изображения, является одним из основных инструментов для творчества в фотографии. Здесь вы получите всю необходимую информацию.
Компенсация экспозиции
Компенсация экспозиции оптимизирует работу камеры при съемке очень светлых или темных сцен. Узнайте, как с ее помощью добиться лучшей экспозиции.
Использование гистограмм камеры
Узнайте, как читать гистограммы яркости и RGB камеры и использовать их для настройки экспозиции.
Вам также могут быть интересны...
-
EOS M50 Mark II
Создавайте контент превосходного качества для своей аудитории и реализуйте свой творческий потенциал посредством фотографий, видео и прямых трансляций -
EOS M6 Mark II
Портативная и мощная беззеркальная камера с разрешением 32,5 мегапикселя и скоростью серийной съемки до 14 кадров/сек. -
EOS 90D
Полнофункциональная цифровая зеркальная камера, которая позволит вам стать ближе к объектам съемки и быстрее создавать превосходные изображения разрешением 32,5 мегапикселя. -
EOS 850D
Новый уровень управления творческими возможностями: создавайте фотографии с высокой детализацией и потрясающие видео в формате 4K с помощью легкой цифровой зеркальной камеры с возможностями подключения, которая вдохновляет и впечатляет возможностями. -
EOS RP
Компактная, легкая и простая в использовании полнокадровая беззеркальная камера, созданная для путешествий и повседневной съемки. -
EOS R6
Что и как бы вы ни снимали, EOS R6 позволит вам раскрыть свой творческий потенциал по-новому.