Просмотр и использование гистограмм камеры

Узнайте, как читать гистограммы яркости и RGB камеры и использовать их для настройки экспозиции.

Самым полезным инструментом для коррекции настроек экспозиции в камере и в программах для редактирования изображений является гистограмма. Гистограмма — это график тональных значений изображения. От черного цвета, расположенного слева, до белого, расположенного справа. Высота графика в каждой точке показывает относительное количество пикселей изображения определенного тона и их уровень яркости. Чем выше график, тем больше пикселей определенного тона присутствует на изображении.

В настройках камеры можно выбрать отображение либо гистограммы яркости, которая показывает диапазон уровней яркости от черного цвета до белого, либо гистограммы каналов RGB, которая показывает диапазон цветовых тонов для каждого из трех цветовых каналов.

Чем выше поднимается график гистограммы каналов цветности в правой части, тем насыщеннее получится этот цвет на изображении. И наоборот, чем выше левая часть графика, тем приглушеннее получится цвет на фотографии. Для оценки экспозиции изображения лучше использовать график общей яркости, но только если речь не идет о съемке ярких цветных объектов, когда легко можно случайно отсечь один или несколько цветовых каналов даже с правильными настройками общей экспозиции. Вскоре мы остановимся на этом подробнее.

Переэкспонированная фотография африканского буйвола и гистограмма, правая часть которой поднялась к самому краю.

График гистограммы подтверждает, что фотография переэкспонирована: правая часть графика поднимается к краю и резко обрывается, а значит, наиболее яркие пиксели засвечены до белого и отсечены, а оттенки тона потеряны.

Фотография африканского буйвола с правильной экспозицией и гистограммой, график которой максимально приближен к идеальной форме колокольчика.

Фотография той же сцены с правильной экспозицией после наложения отрицательной компенсации экспозиции. Гистограмма изображения максимально приближена к идеальной форме. Ее график сужается к концам в области теней (слева) и области светлых участков (справа), а значит, сильно затененные и ярко освещенные области кадра не будут отсечены.

Доступ к просмотру гистограммы

При просмотре фотографий на камере EOS нажмите кнопку информации несколько раз, чтобы увидеть разные варианты просмотра, пока не найдете гистограмму. Первой отобразится гистограмма яркости. Чтобы увидеть цветовые гистограммы RGB, нажмите кнопку информации еще раз.

Понимание и использование гистограммы яркости

На горизонтальной оси гистограммы яркости расположен спектр тонов от черного (слева) до белого (справа). Чем выше график в любой из точек, тем больше пикселей данного тона содержится в изображении — иными словами, тем большую область изображения занимает этот тон.

График отражает относительное количество пикселей, а не их абсолютное значение. Чем сильнее график отклоняется в правую сторону, тем ярче будет объект или фотография. И наоборот — если график сильнее поднимается в левой части, вы либо снимаете объект в низком ключе, либо изображение получается с недодержкой. Если график не доходит до правого края, значит, в изображении нет чистого белого цвета. Если он не доходит до левого края, значит, в изображении нет пикселей черного цвета.

В идеальных условиях график гистограммы должен иметь форму колокольчика (стандартная кривая) — концы графика должны доходить до нижних значений по краям, а его пик должен быть по центру. Однако на практике его форма, скорее всего, будет отличаться. Например, при обработке пейзажных фотографий чаще появляется два основных пика: один — ближе к правому краю, поскольку в изображении содержится множество пикселей ярких участков неба, а другой — ближе к левому, поскольку там отображаются пиксели самых глубоких теней снимка. По центру графика, вероятнее всего, будут расположены несколько пиков, отображающих пиксели средних тонов — травы и листвы.

Фотография пейзажа с высоким уровнем контрастности и гистограмма, поднимающаяся к самым краям резко обрывается с обеих сторон — в светлых (справа) и темных областях (слева).

Гистограмма этой фотографии с высоким уровнем контрастности показывает, что и светлые, и темные области оказались отсеченными. Детализация ярких облаков и темных участков пейзажа была потеряна. Эту проблему не удастся решить с помощью компенсации экспозиции, поскольку она влияет на общий уровень яркости изображения. С ее помощью можно сместить график гистограммы влево или вправо, но невозможно отрегулировать сразу оба конца кривой.

Фотография пейзажа с правильной экспозицией, на которой сохранено гораздо больше деталей облаков и зелени.

Использование градиентного нейтрального фильтра снизило контрастность между светлыми и темными областями изображения, позволив создать фотографию той же сцены с правильной экспозицией. На графике гистограммы наглядно показано, что засветки ярких участков кадра больше нет, и детализация облаков существенно улучшилась. Темные области все еще немного отсечены, но изображение стало более привлекательным. Это компромисс, на который часто приходится идти при съемке высококонтрастных сцен.

Создание идеального графика в форме колокольчика не является обязательным условием. Важно следить за тем, чтобы пики графика не обрывались в крайних точках гистограммы, поскольку это означает, что либо темные участки (слева), либо светлые (справа) будут отсечены. Отсечение — это необратимая утрата нюансов тона и цветовых переходов изображения. Например, при обработке пейзажных снимков легко теряются оттенки ярких облаков, они отсекаются, а облака становятся абсолютно белыми без переходов. На графике это будет заметно по обрезанному пику гистограммы по правому краю. Это можно исправить, немного уменьшив экспозицию и пересняв изображение так, чтобы пик гистограммы немного сместился влево и был меньше обрезан (в идеале не обрезан вовсе) по правому краю.

В целом при обработке цифровых фотографий больше деталей удается восстановить в темных областях изображения, а не в засвеченных участках. Поэтому общее правило при съемке на цифровую камеру — устанавливать экспозицию, ориентируясь на светлые участки кадра, а затем восстанавливать тени. Выражаясь языком гистограммы, такой подход часто называют «экспонирование по правому краю» — создание максимально яркого изображения без отсечений (хотя бы без излишних отсечений) светлых участков.

Если существенно уменьшить экспозицию кадра, все пики гистограммы сместятся влево гораздо сильнее, а значит и снимок будет намного темнее первой версии. Несмотря на то, что тени можно осветлить уже после создания снимка, восстановить все цвета и детали полностью отсеченных до черного цвета областей невозможно. Таким образом, при съемке высококонтрастных сцен важно определить, детали каких участков кадра важнее сохранить — темных или светлых.

Недоэкспонированная фотография цветка, кажущегося серым, и гистограмма, которая довольно сильно поднимается в левой части графика.

График гистограммы подтверждает, что изображение было недоэкспонировано, — график высоко поднимается в области теней (левая часть графика) и совсем не доходит до конца правой части (светлые участки), а значит, ярких участков изображения нет. Когда график гистограммы не доходит до края, контрастность изображения получается низкой — даже если большинство тонов изображения расположены ближе к области светлых участков, они все равно будут казаться блеклыми.

Фотография красного цветка на ЖК-экране камеры и гистограмма каналов RGB вместе с гистограммой яркости.

Это наглядный пример того, насколько полезными могут быть гистограммы каналов цветности: согласно гистограмме яркости в нижней части экрана общие настройки экспозиции изображения верны, однако гистограмма канала красного показывает, что самые насыщенные оттенки красного фотографии цветка были отсечены.

Использование гистограмм RGB

Гистограммы RGB показывают яркость трех отдельных цветовых каналов, что особенно полезно при съемке сцен с объектом, который преимущественно одного цвета.

Поскольку гистограмма яркости отражает общий для всех трех каналов уровень яркости, на ней может быть незаметно, что яркость одноцветного объекта была отсечена, а значит, некоторые его оттенки были утрачены. При проверке не только гистограммы яркости, но и гистограмм RGB можно с легкостью настроить параметры экспозиции камеры таким образом, чтобы получить наилучший возможный результат.

Однако это не означает, что всегда можно найти идеальное решение: например, при съемке этого красного цветка на желтом фоне недодержка может помочь уменьшить отсечение красного цветового канала, но она также повлияет и на зеленый цвет. В таких случаях одним из лучших решений может стать создание нескольких снимков, брекетинг экспозиции и монтирование изображения на этапе постобработки с помощью объединения нескольких версий снимка с правильной экспозицией разных участков (которые можно создать с помощью гистограмм RGB). Инструмент Compositing в программе Canon Digital Photo Professional (DPP) может в этом помочь, как и аналогичные инструменты в других программах для редактирования изображений.

Мигающие засветы

Если в меню просмотра камеры EOS включена функция выделения переэкспонированных зон, то при просмотре вы заметите, что некоторые области изображений мигают. Мигание указывает на присутствие переэкспонированных пикселей — значит, эти области были отсечены до белого цвета, а их оттенки были утрачены. Быстрый просмотр гистограммы подтвердит это, и вы сможете по необходимости настроить экспозицию нужным образом. Этот экран очень полезен при использовании «экспонирования по правому краю», поскольку он помогает определить, были ли отсечены важные области изображения или были затронуты только небольшие и неважные участки кадра, что является приемлемым компромиссом для получения максимально ярких кадров.

Angela Nicholson

Похожие статьи

Использование заполняющей вспышки

Как встроенная вспышка камеры, так и Speedlite помогают раскрыть детали в тенях и преобразить портретные изображения.

Фиксация и компенсация экспозиции вспышки

Узнайте больше о фиксации экспозиции (FEL) и компенсации экспозиции вспышки (FEC). Прочтите нашу статью Информационного банка и отточите свои навыки фотосъемки со вспышкой.

Редактирование изображений RAW в DPP

Узнайте, как редактировать, улучшать и совершенствовать ваши фотографии RAW в программе Canon DPP.

Компенсация экспозиции

Компенсация экспозиции оптимизирует работу камеры при съемке очень светлых или темных сцен. Узнайте, как с ее помощью добиться лучшей экспозиции.

Вам также могут быть интересны...

  • EOS M6 Mark II

    Портативная и мощная беззеркальная камера с разрешением 32,5 мегапикселя и скоростью серийной съемки до 14 кадров/сек.
  • EOS R6

    Что и как бы вы ни снимали, EOS R6 позволит вам раскрыть свой творческий потенциал по-новому.

Подпишитесь на рассылку

Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro