Когда наступает ночь: фотосъемка дикой природы в ночное время

Вам не придется далеко ездить, чтобы сделать яркие кадры диких животных в ночное время — узнайте больше о создании выразительных изображений при слабом освещении неподалеку от дома с лучшими советами от Марка Альбиака, обладателя премии «Молодой фотограф-натуралист года» 2014.
Силуэты двух рогатых козлов, один из которых встал на дыбы, на фоне ярко-синего предзакатного неба.

Фотосъемка дикой природы в ночное время — это превосходная возможность запечатлеть неожиданное поведение животных, которое обычно не проявляется при свете дня — при этом вовсе не обязательно ездить в экспедиции в джунгли Амазонки или в африканский заповедник Серенгети. Более того, фотографируя неподалеку от дома, вы также сможете создавать невероятные изображения — это позволяет работать в таком жанре любому, у кого есть время, оборудование и достаточно терпения.

В этой статье Марк Альбиак, амбассадор Canon и обладатель премии «Молодой фотограф-натуралист года» 2014, делится лучшими советами по фотосъемке дикой природы при слабом освещении.

1. Не нужно далеко ездить — результат зависит от усилий

Ночной кадр лисы, смотрящей в сторону скалистой пещеры.

Бывает трудно найти диких животных для съемки, и некоторые фотографы используют специальные ароматы для их привлечения. Специалист по съемке дикой природы Марк Альбиак предпочитает терпеливо ждать, однако у него есть совет для всех, кто хочет попробовать такой подход. «К примеру, для привлечения лис или других млекопитающих можно использовать в том числе рыбное масло», — говорит он. Снято на камеру Canon EOS-1D X Mark III с объективом Canon EF 8-15mm f/4L Fisheye USM и следующими параметрами: 15 мм, 1/30 сек., f/7.1 и ISO 1600. © Марк Альбиак

Марк считает, что фотографируя неподалеку от дома, вы сможете полностью погрузиться в процесс. Не секрет, что лучшие фотографии в этом жанре создают профессионалы, которые проводят по несколько месяцев на локации, поэтому просто рассматривайте свое место жительства как такую локацию. Относитесь к этому со всей серьезностью, и результаты не заставят себя ждать.

Марк говорит, что важнее всего извлечь максимум из территории, на которой вы работаете. «Вероятно, фотографируя этих животных, вы будете лучше понимать ситуацию, и у вас будет больше времени на раздумья, чем при съемке слонов в Африке в рамках недельной экспедиции».

По словам Марка, наиболее увлеченные этим жанром могут изучить повадки местных диких животных, например отследить, где обитают те или иные виды и какие маршруты через город и окружающие территории они прокладывают. «Исследование животных, которых вы планируете фотографировать, не менее важно, чем умение работать с оборудованием», — говорит он.

Марк отмечает, что в ночной фотосъемке его прежде всего привлекла активность в это время млекопитающих, которые нравились ему еще с подросткового возраста. «Я начал снимать дикую природу в возрасте семи лет. Но лишь с 14 или 15 лет я начал фотографировать дикую природу ночью. Меня очень интересуют млекопитающие — их нужно фотографировать именно в ночное время, потому что ночью они наиболее активны и покидают свои убежища».

2. Локация и освещение как ключевые факторы съемки

Барсук стоит на бревне над поверхностью пруда; его морда отражается в темной воде.

За многие годы работы с дикой природой Марк довелось встречать животных в совершенно разных местах. «С наступлением ночи дикие животные появляются везде, особенно в городах, где они ищут, чем бы поживиться», — говорит он. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark III (в продаже доступно новое поколение: Canon EOS 5D Mark IV) с объективом Canon EF 16-35mm f/2.8L III USM и следующими параметрами: 28 мм, 1/160 сек., f/4 и ISO 1600. © Марк Альбиак

Силуэт дикого кабана рядом со скамейкой, на которой сидят люди, на фоне городской панорамы и заходящего солнца.

Чтобы успешно заниматься ночной фотосъемкой, необходимо хорошо понимать принципы работы камеры. «При слабом освещении важно умело управляться с настройками, в частности регулировать ISO и значение диафрагмы», — говорит Марк. Снято на камеру Canon EOS R5 с объективом Canon RF 70-200mm F2.8L IS USM и следующими параметрами: 168 мм, 1/25 сек., f/2.8 и ISO 6400. © Марк Альбиак

Марк часто общается с другими известными фотографами, получая новые идеи и выстраивая концепции проектов. «Я вдохновляюсь конкурсами и наградами, изучая профили всех участников, особенно для премии "Фотограф-натуралист года" в Лондоне, Англия», — говорит он.

Следующий шаг — это найти лучшее место для съемки. Используйте свои сведения о местности, чтобы определить места, где с большей вероятностью можно найти животных, и регулярно посещайте их. «Приходите туда каждый день, поскольку в первый раз на месте может и не оказаться признаков, говорящих о том, что недавно здесь побывало животное, — рассказывает Марк. — Однако если приходить туда три дня подряд, можно что-нибудь заметить».

После того как найдете локацию, придет время подумать об освещении. «Если вы хотите подсветить только животное, стоит выбрать выдержку около 1/100 сек., — говорит Марк. — Однако если вы хотите запечатлеть не только животное, но и его окружение, то стоит обратиться к более длительной выдержке».

Эксперименты с длительной выдержкой можно проводить и в других ситуациях. Если вы живете в городе, где много автомобилей, или у вас под рукой есть фонарик, у вас уже появилась отличная возможность поэкспериментировать со световыми полосами.

«При работе с естественным освещением либо фонарем с постоянным светом необходимо использовать более длительную выдержку, поскольку это позволит вам снимать с максимально открытой диафрагмой, не жертвуя качеством, — говорит Марк. — Если вы работаете с искусственным светом, установите на камере выдержку около 1/100 сек. Не стоит выбирать выдержку короче 1/250 сек., поскольку это максимальная скорость для синхронизации со вспышкой».

Такой объектив, как Canon RF 50mm F1.8 STM, обеспечит широкую диафрагму для идеальных результатов съемки в подобных ситуациях.

Марк в том числе любит использовать рассеиватель, особенно когда работает в режиме макросъемки. «Когда я фотографирую лягушек, жаб или саламандр, бывает так, что их кожа покрыта влагой, — рассказывает он. — Это может создавать неорганичные отражения, поэтому лучше брать с собой рассеиватель и делать свет более мягким.

Большие рассеиватели эффективнее маленьких, однако в ситуациях макросъемки небольших животных слишком большой рассеиватель и не нужен».

Если у вас нет рассеивателя, вы можете заменить его другим объектом или изготовить рассеиватель из бумаги в домашних условиях. «Я купил рассеиватель в Интернете много лет назад, однако когда его не было у меня под рукой, я использовал то полотно, которое кладется под лобовое стекло автомобиля, чтобы салон не так сильно нагревался летом. Важно сделать свет от вспышки мягче, поэтому нужно найти предмет, который рассеивает свет», — говорит Марк.

3. Начните со съемки небольших животных

Летучая мышь летит через дверной проем заброшенного дома; на фоне можно увидеть большой камин.

Ночные представители дикой природы могут встретиться вам совершенно неожиданно — особенно в старых районах — поэтому будьте готовы к встрече. «Всегда берите с собой камеру», — советует Марк. Снято на камеру Canon EOS-1D X Mark III с объективом Canon EF 8-15mm f/4L Fisheye USM и следующими параметрами: 15 мм, 1/5 сек., f/9 и ISO 800. © Марк Альбиак

Марк говорит, что фотографировать животных меньшего размера легче, чем больших млекопитающих. «На мой взгляд, это отличный вариант для тех, кто только начинает свой путь в фотосъемке дикой природы, поскольку для этого нужен лишь макрообъектив, камера и одна вспышка», — говорит он.

Этот вариант для незаметной съемки не только понравится фотографу, но и не напугает животное. Для работы в таких ситуациях Марк использует вспышку, камеру Canon EOS R6, объектив Canon EF 100mm f/2.8 Macro USM и адаптер крепления EF-EOS R.

«Когда я занимаюсь макрофотографией, я работаю с минимальным количеством оборудования, — говорит он. — Я хочу как можно меньше времени отвлекать животных — им это помогает оставаться спокойными, а мне позволяет делать естественные снимки».

А тем, кто действительно хочет открыть для себя новые творческие горизонты, Марк рекомендует фотографировать небольших созданий с помощью широкоугольного объектива. Он рекомендует объектив Canon EF 16-35mm F2.8 III USM за широкую диафрагму, которая позволяет работать с ним при слабом освещении, однако вы также можете рассмотреть вариант с объективом Canon RF 35mm F1.8 MACRO IS STM. Благодаря легкому корпусу, широкой диафрагме f/1.8 и макроувеличению 1:2 он станет идеальным инструментом для фотосъемки крупным планом.

«Необходимо помнить обо всех объектах, которые находятся в кадре, — рассказывает Марк. — Это станет для вас настоящим вызовом, однако попробуйте запечатлеть и среду обитания животного».

Стоит помнить, что для широкоугольной съемки требуется больше света. «Если подсветить только лягушку, как это делается при макросъемке, остальные объекты в кадре останутся темными, — говорит Марк. — Вам нужно подсветить больше участков кадра, например дерево, или снимать с длительной выдержкой, чтобы использовать больше естественного света».

Когда привыкнете к съемке небольших и малоподвижных созданий, можно переходить к более крупным ночным животным. «В первую очередь, стоит узнать, где они обитают — это определит места, где может появиться животное. Как осветить сцену, чтобы запечатлеть его в движении? И что, как вам кажется, будет делать животное?, — говорит Марк. — После того как получите представление о возможном поведении животного, вам нужно подготовиться, подобрать оборудование и настроить его — это все, что от вас зависит».

4. Подберите камеру и настройте ее

Силуэт скалистой местности с рогатым животным в дальней правой части кадра.

Прибыв на место съемки заранее, вы получите дополнительное время на подготовку, однако будьте готовы к тому, что вам придется подстраивать параметры по мере того, как будет меняться освещение. «Если вы отправитесь в поход около 5 часов вечера, вам придется постоянно менять настройки по мере захода солнца, — говорит Марк. — Поэтому проявите терпение к себе и своей камере!» Снято на камеру Canon EOS R6 с объективом Canon EF 70-200mm f/4L USM, адаптером крепления EF-EOS R и следующими параметрами: 200 мм, 1/3200 сек., f/4 и ISO 800. © Марк Альбиак

Марк считает чрезвычайно важным выбор правильной камеры, а модель Canon EOS R6 является превосходным и универсальным вариантом для съемки в любых условиях слабого освещения. Благодаря революционной системе автофокусировки с обнаружением глаз EOS R6 распознает и отслеживает объекты с более высокой точностью, что позволяет фотографировать даже подвижные объекты, например птицу в полете, и получать максимально четкие изображения. Встроенный стабилизатор изображения (IBIS) также во многом устраняет потребность использовать штатив, что позволяет Марку работать с более незаметной и оптимизированной конфигурацией.

«Благодаря IBIS камера EOS R6 идеально подходит для съемки дикой природы в ночное время, поскольку предлагает возможности съемки при слабом освещении и длительной выдержке, — говорит он. — Например, если вы отправитесь в поход и будете снимать по мере восхождения, то заметите, насколько сильно сбившееся дыхание влияет на положение камеры. Если вы не можете обеспечить ее стабильное положение и снимаете в темноте с чрезвычайно длительной выдержкой, IBIS очень поможет вам».

Помимо стабильности Марк отмечает, что EOS R6 также позволяет снимать с высокими значениями ISO и получать изображения без цифрового шума, что делает ее идеальным вариантом для съемки. «Это невероятно — я снимаю с ISO от 6400 и всегда получаю отличные изображения! Если того требует ситуация, я даже могу снимать со значениями до 8000», — отмечает он.

Но какие объективы лучше всего подходят для фотосъемки дикой природы? Такие объективы, как Canon RF 50mm F1.2L USM, которые отлично работают в условиях слабого освещения, прекрасно подходят для съемки природы с помощью Canon EOS R6.

Съемка дикой природы позволяет открыть для себя совершенно новые модели поведения животных, а также создать яркие и интересные изображения. Воспользуйтесь советами Марка, чтобы узнать, каких животных вы можете запечатлеть в вашем регионе.



Автор: Джек Фиттс

Вам также могут быть интересны...

  • EOS R6

    Что и как бы вы ни снимали, EOS R6 позволит вам раскрыть свой творческий потенциал по-новому.
  • RF 70-200mm F2.8L IS USM

    Одна из моделей в новой тройке зум-объективов, RF 70-200mm F2.8L IS USM станет идеальным решением для тех, кто создает новостные сюжеты и фотографирует спорт либо приключения в поездках.
  • RF 35mm F1.8 MACRO IS STM

    Светосильный макрообъектив 35 мм с диафрагмой f/1.8, широкоугольной перспективой, малой дистанцией фокусировки и гибридным режимом стабилизации Hybrid IS.
  • RF 800mm F11 IS STM

    Компактный, легкий и производительный супертелеобъектив, предназначенный специально для любителей фотографировать дикую природу издалека.
  • RF 100-400mm F5.6-8 IS USM

    Универсальный, компактный и легкий зум-объектив RF 100–400 мм со стабилизацией изображения, эквивалентной 5,5 ступени экспозиции, который предназначен для комфортной съемки дикой природы и динамичных сюжетов.
  • EF 8-15mm f/4L Fisheye USM

    Зум-объектив «рыбий глаз» серии L позволяет делать полнокадровые или круглые изображения с широким углом обзора.

Похожие статьи

Из лауреатов в профессионалы

Два победителя премии Young Wildlife Photographer of the Year рассказывают, как сложился их путь после столь ранней победы.

Съемка птиц с помощью объектива RF 200-800mm F6.3-9 IS USM

Профессиональный фотограф и любитель скооперировались, чтобы вместе испытать возможности объектива RF 200-800mm F6.3-9 IS USM в полевых условиях.

Советы по съемке дикой природы

Советы и технические приемы, которые помогут создавать более качественные фотографии дикой природы и максимально эффективно использовать доступные камеры и объективы Canon.

Откройте для себя мир насекомых

Откройте для себя секреты, которые хранят эти крошечные создания, с помощью советов от Пьера Анке.