ОСНОВЫ ФОТОГРАФИИ

Руководство по стекингу по фокусу для начинающих

Откройте для себя возможности камер системы EOS R, с которыми стекинг по фокусу станет для вас понятнее, благодаря советам от макрофотографа Мэта Дуга.
Полностью обработанный стек из 100 кадров, на котором крупным планом запечатлено перо павлина; снято Мэтом Дугом на камеру Canon EOS R10 с помощью функции брекетинга фокусировки с автоматическим стекингом.

Стекинг по фокусу — это метод съемки, при котором фотограф создает несколько снимков с разными параметрами фокусировки (брекетинг), а затем объединяет так называемый «стек» из снимков в единое изображение, чтобы вся композиция или ее большая часть оказалась в фокусе. Вы можете объединять изображения с помощью ПО для редактирования или использовать инструменты стекинга по фокусу, доступные на некоторых камерах Canon.

При съемке объектов с минимального расстояния обычно используется открытая диафрагма (малое f-число), чтобы использовать все доступное освещение. Однако при этом глубина резкости получается недостаточной для того, чтобы обеспечить фокус на большей части объекта или сцены. Функция стекинга по фокусу позволяет открыть для себя целый мир неизведанной красоты и деталей при макросъемке, однако также поможет и при съемке пейзажей, где оптимальным вариантом будет получение изображений, на которых вся сцена — от переднего до заднего плана — будет в фокусе.

Профессиональный макрофотограф Мэт Дуг имеет за плечами более 10 лет опыта в жанре фотосъемки природы и является экспертом по ручному стекингу по фокусу. Однако инновационные функции беззеркальных камер Canon системы EOS R помогут достичь такого же результата без дополнительной обработки файлов в программах. С помощью встроенных функций брекетинга фокусировки и стекинга по фокусу, доступных на камерах Canon EOS R7 и EOS R10, вы сможете без лишних усилий создавать захватывающие фотографии.

Выбор оптимального оборудования начального уровня для макросъемки очень важен для стекинга по фокусу, однако вам понадобятся и практические методы применения этой техники съемки. В этом руководстве вы узнаете, как Мэт использует стекинг по фокусу для создания потрясающих изображений природы — как вручную, так и с помощью функций камеры. Всего несколько советов по созданию макрофотографий и работе с новыми камерами системы Canon EOS R помогут вам в кратчайшие сроки научиться созданию максимально четких изображений.

Брекетинг фокусировки

Снимок экрана, на котором можно увидеть меню брекетинга фокусировки на камере Canon с включенной функцией брекетинга фокусировки.

Включите функцию брекетинга фокусировки в меню камеры и задайте количество снимков. Шаг фокуса можно увеличить, если объект находится дальше от камеры или при работе с более закрытой диафрагмой. При макросъемке и работе с открытой диафрагмой выберите меньшее значение шага фокуса.

Фотограф Мэт Дуг присел за штативом и фотографирует мост с помощью функции брекетинга фокусировки на камере Canon EOS R7.

«Чтобы обеспечить идеальное наложение снимков, необходимо использовать устойчивый штатив, иначе камера будет менять положение между созданием кадров серии», — советует Мэт. Он рекомендует создавать меньше изображений при съемке пейзажей, чем при макросъемке.

Независимо от способа объединения изображений первый этап процесса — это создание серии снимков с разными параметрами фокусировки, что позволит вам запечатлеть выбранный объект съемки с достаточной глубиной резкости. Эта техника называется брекетингом фокусировки, и практически на всех камерах системы Canon EOS R доступна функция, которая позволит автоматизировать этот процесс — камера будет сама менять положение фокуса между созданием снимков, которые вы впоследствии будете объединять.

«Функция брекетинга работает, начиная с самого ближнего положения фокуса, который вы выберете для объекта, — поясняет Мэт. — Она автоматически меняет дистанцию фокусировки на объективе, делая снимок с шагом, выбранным в меню и фактически сжимая перспективу для сцены».

Изображение моста с фокусом только на первом пролете; снято Мэтом Дугом с помощью функции брекетинга фокусировки на камере Canon EOS R7.

Кадр из серии Мэта, созданной с помощью брекетинга фокусировки; на этом снимке в фокусе находится только якорь на переднем плане. Чтобы убедиться, что значение диафрагмы остается постоянным для каждого кадра серии, используйте режим приоритета диафрагмы (Av) или режим ручной экспозиции. Снято на камеру Canon EOS R7 с объективом Canon RF 24mm F1.8 MACRO IS STM и следующими параметрами: 1/400 сек., f/5.6 и ISO 100. © Мэт Дуг

Объединенное изображение, созданное из серии снимков с разными параметрами фокусировки, на котором в фокусе находится абсолютно вся композиция; снято Мэтом Дугом на камеру Canon EOS R7.

Объединенное изображение, созданное Мэтом из серии снимков с разными параметрами фокусировки, на котором в фокусе находится абсолютно вся композиция. Снято на камеру Canon EOS R7 с объективом Canon RF 24mm F1.8 MACRO IS STM и следующими параметрами: 1/400 сек., f/5.6 и ISO 100. © Мэт Дуг

Убедитесь, что объектив переведен в режим автофокусировки (AF); для объективов без переключателя AF/MF режим автофокусировки активируется в меню камеры. Чтобы объект остался в кадре, лучше использовать широкоугольный объектив и впоследствии обрезать изображение.

Мэт обнаружил, что с меню брекетинга фокусировки очень удобно работать. «После того как вы сделаете несколько серий, вы поймете, что делает каждый из пунктов меню, — говорит он.

Когда будете готовы к съемке, просто нажмите кнопку спуска затвора, чтобы запустить создание фотографий. Счетчик в верхнем углу ЖК-экрана показывает количество оставшихся фотографий.

Фокус-стекинг внутри камеры

Снимок экрана, на котором можно увидеть меню брекетинга фокусировки на камере Canon с включенной функцией брекетинга фокусировки.

Такие камеры, как Canon EOS R7 и EOS R10, располагают функцией стекинга по фокусу в меню брекетинга фокусировки, которая позволяет объединять созданные снимки в общий файл JPEG и сохранять его вместе со всеми отдельными снимками серии.

Снимок экрана, на котором можно увидеть меню брекетинга фокусировки на камере Canon с включенной функцией стекинга по фокусу.

Если включить стекинг по фокусу, вы сможете применить функцию обрезки по глубине для автоматической обрезки изображения.

Камеры Canon EOS R7 и EOS R10 делают процесс еще проще, автоматически объединяя получившуюся серию снимков, что позволяет не выгружать все снимки для последующего объединения на компьютере. «Возможность создания объединенного изображения прямо в камере очень помогает мне, — говорит Мэт. — Отдельные снимки серии сохраняются вместе с итоговым изображением, и результат можно сразу увидеть на экране. Однако поскольку камера также сохраняет и отдельные снимки, их можно обработать самостоятельно или использовать по отдельности».

На камере EOS R7 возможность стекинга по фокусу доступна во всех режимах экспозиции. «Я рекомендую использовать ручной режим (M), поскольку в нем вы полностью управляете камерой и, соответственно, результатом съемки, — говорит Мэт. — Чтобы избежать сотрясения камеры при съемке с рук, необходимо выбрать более короткую выдержку, для чего потребуется выбрать более высокое значение ISO или широкую диафрагму».

Сперва стоит сделать пробный снимок — так вы убедитесь, что результат съемки соответствуют ожиданиям, однако важно и поддерживать статичное положение камеры. «Я почти всегда использую штатив, если работаю со встроенным стекингом, поскольку хочу обеспечить минимальное движение камеры во время съемки серии», — рассказывает Мэт. Однако такой вариант далеко не идеален для съемки живых объектов. «В таких случаях короткая выдержка и высокое значение ISO помогут избежать непредвиденных движений, которые случаются по вине фотографа», — отмечает он. Встроенная стабилизация изображения на камере EOS R7 позволяет Мэту свободнее снимать с рук.

Крупный план тычинки цветка, созданный из 100 снимков с помощью брекетинга фокусировки на камере Canon EOS R10 с автоматическим стекингом. Снято Мэтом Дугом.

Мэт запечатлел эту тычинку цветка с помощью стекинга по фокусу, доступного на камере Canon EOS R10. При макросъемке он рекомендует создавать больше фотографий, чем при съемке пейзажей, — это изображение создано примерно из 100 снимков. Снято на камеру Canon EOS R10 с объективом Canon RF 100mm F2.8L MACRO IS USM и следующими параметрами: 1/80 сек., f/4 и ISO 200. © Мэт Дуг

Полностью обработанный стек из 150 фотографий крошечного кристалла соли, снятых Мэтом Дугом на камеру Canon EOS R7 с объективом Canon RF 100mm F2.8L MACRO IS USM.

Это составное изображение маленького кристалла соли создано из 150 снимков, обработанных камерой EOS R7. «Я экономлю очень много времени, не тратя его на объединение всех снимков в один в программе для обработки изображений, — говорит Мэт. — Сложно представить, сколько времени ушло бы на обработку стека из 150 изображений на моем компьютере». Снято на камеру Canon EOS R7 с объективом Canon RF 100mm F2.8L MACRO IS USM и следующими параметрами: 1/30 сек., f/7.1 и ISO 320. © Мэт Дуг

Количество снимков, необходимых для стекинга, зависит от объекта съемки, однако при работе со встроенной функцией стекинга Мэту удавалось объединять сотни снимков, фотографируя крошечные объекты, такие как маленький кристалл соли. «Для съемки пейзажей обычно используется более закрытая диафрагма, обеспечивающая большую глубину резкости, и в итоге количество снимков получается меньшим, особенно если вы каждый раз захватываете в фокус большую часть сцены», — рассказывает он. Он также отмечает, что в случае макросъемки слишком малая глубина резкости при стекинге может привести к дифракции — оптическому эффекту, который снижает итоговое качество изображений — и потере освещения.

Если у вас нет камеры со встроенной функцией стекинга по фокусу, вы можете объединить изображения в программе, такой как бесплатное ПО Canon Digital Photo Professional (DPP), где для этого доступен специальный инструмент. «В DPP ­­области в фокусе с каждого снимка будут использоваться для создания итогового изображения с увеличенной глубиной резкости», — говорит Мэт.

Digital Photo Professional

Стекинг по фокусу в DPP

Программа Canon DPP доступна для бесплатной загрузки владельцам камер системы EOS R. Узнайте, как использовать ее для создания изображений со стекингом по фокусу.

Ручное усиление контуров фокусировки

Несмотря на то, что в камерах Canon EOS R7 и EOS R10 доступны функции, которые экономят время, Мэт считает, что ручной стекинг по фокусу не теряет своей актуальности. «Традиционный метод стекинга по фокусу — это довольно сложно, однако он дает свободу творчества и доступен каждому, — говорит он. — Кроме того, поскольку некоторые из встроенных функций не работают при освещении вспышкой, у вас будет свобода выбора для освещения».

Если ваша камера Canon не поддерживает брекетинг фокусировки или стекинг по фокусу, вы можете без труда попробовать метод ручного стекинга. «Принцип тот же, однако пользователю нужно вручную сделать все снимки серии, а затем объединить их в итоговое изображение в программе», — поясняет Мэт. Ручная экспозиция и фокусировка являются здесь ключевыми факторами. «Выключите автофокусировку (AF) и вручную сфокусируйтесь на ближайшей точке объекта съемки, — говорит он. — Используйте режим Live View для зумирования на объекте и обеспечения точной фокусировки».

Выбор вариантов освещения

Запечатленный крупным планом камень, на котором растут грибы и мох; фотография создана Мэтом Дугом на камеру Canon EOS R10.

Чтобы продемонстрировать возможности камеры EOS R10 в условиях слабого освещения и работу ее функции стекинга по фокусу, Мэт решил сфотографировать камень. «На камнях часто растут разные живые организмы, такие как грибы, мох и лишайники», — говорит он. Это изображение — лишь один из снимков серии. Снято на камеру Canon EOS R10 с объективом Canon RF 100mm F2.8L MACRO IS USM и следующими параметрами: 1/100 сек., f/5 и ISO 500. © Мэт Дуг

Полностью обработанный стек из нескольких изображений, на которых запечатлен покрытый грибами и мхом камень; снято Мэтом Дугом на камеру Canon EOS R10 с обработкой стека камерой.

Для создания этой яркой макрофотографии Мэт использовал дневной свет. «Это результат полной обработки стека камерой EOS R10», — говорит он. Снято на камеру Canon EOS R10 с объективом Canon RF 100mm F2.8L MACRO IS USM и следующими параметрами: 1/100 сек., f/5 и ISO 500. © Мэт Дуг

Освещение играет очень важную роль вне зависимости от выбранного метода стекинга по фокусу. Недостаточное освещение потребует слишком длительной выдержки, и движение в кадре получится размытым, однако если света будет слишком много, результат получится слишком контрастным. Мэт говорит, что «дневной свет прекрасно подходит для передачи текстуры и цветовой гаммы объекта, которые иногда могут теряться при съемке с дополнительными источниками света».

Мэт использует дополнительное освещение, если дневного света недостаточно для съемки. «Светодиодные лампы — это удобный и легкий вариант, который можно без труда разместить в любой точке возле объекта для создания более динамичных изображений», — говорит он.

Мэт обычно использует стандартные параметры для стекинга, однако регулирует диафрагму в зависимости от размеров объекта, количества снимков в серии и увеличения. «Со вспышкой я обычно выбираю ISO около 320 и выдержку примерно 1/160 секунды», — отмечает он.

Меню брекетинга фокусировки Canon позволяет избежать лишних экспериментов с параметрами, а инновационная функция стекинга по фокусу на Canon EOS R10 и EOS R7 упрощает процесс, позволяя не тратить время на постобработку и сосредоточиться на творческих параметрах, таких как композиция и экспозиция. Ручная фокусировка остается достойным вариантом для тех, кто хочет использовать все возможности управления.

Мэт считает, что вне зависимости от метода стекинг по фокусу позволит запечатлеть даже самый банальный объект необычным образом. «Стекинг по фокусу преобразует ординарное в неординарное», — говорит он. Простые в использовании инструменты стекинга по фокусу от Canon позволят вам создавать потрясающие изображения с четкостью по всей сцене — как при макросъемке, так и при создании пейзажей.


Авторы: Лорен Скотт и Андреа Болл

Вам также могут быть интересны...

Похожие статьи