ОСНОВЫ ФОТОГРАФИИ

Улучшите композицию своих фотографий

Композиция может как улучшить фотографию, так и испортить ее. Мы собрали 10 технических приемов, которые помогут вам создавать изображения с отличной композицией, идеально раскрывающей ваш персональный стиль.
Одинокое дерево отражается в водной глади на фоне ночного неба с оранжевой полосой.

Свобода творчества и выражения эмоций — одна из прекрасных сторон фотографии. Поэтому разговоры о правилах построения фотографической композиции могут показаться чем-то ограничивающим. Однако знание некоторых простых принципов построения композиции в фотографии помогут вам наилучшим образом раскрыть тему и «оживить» сцены, представив их зрителю желаемым образом.

После изучения основ композиции вы начнете инстинктивно применять их и таким образом найдете собственный стиль — возможно, даже станете иногда специально нарушать те или иные принципы.

В этой статье мы расскажем о 10 приемах построения композиции в фотографии, в том числе о том, как каждый из них помогает оптимально и сбалансированно располагать объекты в кадре, а также направлять взгляд зрителя.

1. Правило третей

ЖК-экран на задней панели камеры Canon отображает линии сетки поверх изображения хижины посреди холмистого ландшафта.

Здесь применяется правило третей, поэтому трава, горы и небо занимают ровно трети изображения. Объект снимка — деревянная хижина — также располагается в точке, где пересекаются линии сетки.

Собака бело-рыжеватого окраса навострила уши и пристально смотрит вправо.

Для создания максимально эффектных портретов постарайтесь расположить объект так, чтобы его глаза оказались на границе верхней и центральной третей снимка. Это применимо независимо от положения объекта в кадре по вертикали. Кроме того, это отличный принцип, которому можно следовать вне зависимости от горизонтального положения объекта, однако если разместить его сбоку от центра, снимок будет казаться более динамичным. Снято на камеру Canon EOS R50 с объективом Canon RF 85mm F2 MACRO IS STM и следующими параметрами: 1/800 сек., f/2 и ISO 100.

Расположение объектов в центре кадра иногда может быть оптимальным вариантом — простые объекты, например при портретной съемке, где освещено только лицо, а фон остается темным, интереснее смотрятся именно с объектом по центру. Однако асимметричные композиции могут оказаться более «живыми» и динамичными. Примените правило третей, расположив объект в правой или левой трети кадра, чтобы сделать снимок более интересным и привлекательным.

Многие камеры, включая модели системы Canon EOS R, такие как EOS R50, EOS R10 и EOS R7, поддерживают функцию отображения сетки 3x3 в видоискателе и на заднем ЖК-экране. Полезным приемом построения композиции является выбор для размещения объекта одной из точек, где пересекаются горизонтальная и вертикальная линии.

2. Выравнивание

Электронный уровень на экране камеры Canon используется для выравнивания горизонта при создании этой фотографии пляжа.

Во всех случаях, кроме наклона камеры для создания особого визуального эффекта, стоит сначала убедиться, что вы ровно установили камеру относительно горизонта, а уже затем делать кадр. Это особенно актуально во время съемки на фоне озера или моря, где из-за «заваленного» горизонта вода будто бы «вытекает» из кадра.

Линии сетки также подойдут для отслеживания уровня горизонта. Многие камеры поддерживают отображение на экране электронного уровня, который меняет цвет с красного на зеленый, когда камера установлена прямо относительно земли. Некоторые камеры Canon со встроенной стабилизацией изображения IBIS, например EOS R7, также поддерживают функцию автоматического выравнивания. Если эта функция включена, она автоматически корректирует положение датчика изображения, нивелируя небольшой наклон и обеспечивая ровную линию горизонта на снимках.

Автоматический уровень отлючен

Автоматический уровень включен.

Камеры EOS R50 и EOS R7 также оснащены функцией автоматического уровня в режиме стабилизации видео — она автоматически выравнивает видео, где присутствует наклон.

Конечно, вы также можете физически повернуть камеру для создания более необычных композиций. Такой намеренный наклон камеры часто называют голландским или немецким углом и используют в художественных фильмах для создания эффекта напряжения или дезориентации, поэтому не стоит применять его слишком часто, а также рекомендуется выбирать достаточно большой угол наклона, чтобы он не показался зрителю случайной оплошностью. Если вы сняли один кадр с наклоном влево, попробуйте снять следующий кадр, наклонив камеру вправо. Это позволит передать напряжение и волнение, например когда герой впервые оказывается в новом городе. Это отличный способ разнообразить ваши изображения — они будут отлично смотреться в печатном формате. Вы также можете изменить соотношение сторон в камере, чтобы создать эффект неожиданности, — и это подводит нас к кадрированию и обрезке.

3. Кадрирование

Лесная тропа с деревьями по обе стороны дороги, три человека стоят в лучах солнца на некотором расстоянии.

При съемке на природе, например в лесу, для кадрирования объектов можно использовать деревья. Если сцена слишком темная, не забудьте настроить параметры экспозиции, чтобы добиться баланса между тенями и светлыми участками. Снято на камеру Canon EOS R6 с объективом Canon RF 24-105mm F4-7.1 IS STM и следующими параметрами: 105 мм, 1/80 сек., f/7.1 и ISO 1600.

Живописный горный пейзаж в обрамлении открытых дверей дома на колесах. На переднем плане видны ноги отдыхающего человека.

Любые элементы изображения можно использовать как интересные творческие рамки для выбранных сцен — например, здесь в этой роли выступает задняя дверь этого дома на колесах. Снято на камеру Canon EOS R6 Mark II с объективом Canon RF 15-35mm F2.8L IS USM и следующими параметрами: 18 мм, 1/1600 сек., f/2.8 и ISO 100. © Тедди Мореллек

Во время съемки обращайте внимание на то, как объект располагается внутри кадра. Запечатлеть его в дверном проеме или окне будет хорошим решением, поскольку такие объекты формируют границы и позволяют сосредоточить внимание зрителя на нужной области сцены. Например, можно заключить вид города в рамку дверного проема гостиницы или квартиры. В этом случае окно или дверь лучше открыть, чтобы исключить отражения в стекле.

Кроме того, для создания правильной композиции можно применить обрезку, чтобы убрать лишние элементы сцены. С помощью приложения Canon Camera Connect можно перенести изображения с камеры на телефон для их редактирования. Также можно отредактировать их на компьютере в программе, такой как Canon Digital Photo Professional, или обрезать перед печатью с помощью одного из приложений для печати Canon.

Поэкспериментируйте с различными вариантами обрезки. Например, для пейзажных фотографий можно использовать панорамную обрезку, чтобы создать широкоугольное изображение. Даже печать нескольких фотографий в одну линию может создать эффект панорамы, если они хорошо накладываются друг на друга.

4. Ведущие линии

Тропа с лестницей вниз, идущая сквозь зеленые насаждения в сторону синего моря, которое можно увидеть на заднем плане.

При съемке с высокой точки обзора извилистая тропа направляет взгляд зрителя вниз — с вершины холма, вдоль деревьев и в сторону воды. Снято на камеру Canon EOS R50 с объективом Canon RF-S 18-45mm F4.5-6.3 IS STM и следующими параметрами: 18 мм, 1/125 сек., f/11 и ISO 100.

Женщина в желтом платье стоит в арочном проеме перед длинным и узким бассейном, в котором видно ее отражение.

Ярко раскрашенные и сходящиеся в одну точку края бассейна помогают направить взгляд зрителя на фигуру в желтом платье, которая также обрамлена арками здания, расположенного позади. Снято на камеру Canon EOS R10 с объективом Canon RF-S 18-150mm F3.5-6.3 IS STM и следующими параметрами: 35 мм, 1/2000 сек., f/5.6 и ISO 12 800.

Линии являются эффективным элементом построения композиции, поскольку взгляд человека инстинктивно движется по ним. При съемке на улице вы наверняка найдете множество линий — это могут быть тропинки, реки, стены, живая изгородь, рельсы и разметка на дороге, которые можно вписать в композиции наряду с основными объектами съемки.

Использование физических линий позволяет направлять взгляд зрителя в сторону нужных объектов — это один из наиболее эффективных способов вписать ведущие линии в композицию. Чтобы заснять естественные линии, необходимо расположить камеру в подходящем месте; для этого может потребоваться подняться выше или опуститься ниже, чтобы получить максимальный эффект. Камера, оснащенная ЖК-экраном с полностью регулируемым углом наклона, поможет вам выстраивать композиции при съемке с необычных ракурсов.

Также стоит подумать о направлении, в котором ведут линии, и желаемом визуальном эффекте. Сходящиеся линии помогут вам передать ощущение расстояния и масштаба. Горизонтальные линии имитируют горизонт и могут сделать снимок более спокойным, в то время как вертикальные линии создают напряжение. Диагональные линии, как правило идущие из нижнего левого в правый верхний угол, помогают зрителю окинуть взглядом всю сцену, поскольку такое направление соответствует направлению чтения текста для большинства западных языков. Включите отображение сетки 3x3 с диагональными линиями, чтобы найти такие линии в кадре и помочь зрителю наилучшим образом ознакомиться с изображением.

Ведущие линии проще искать при съемке на улице — как на природе, так и в районах застройки — поэтому они являются одним из лучших вариантов для городских панорам и пейзажей.

5. Съемка под разными углами

Запечатленный снизу вверх сетчатый купол из шестиугольников в обсерватории Рокко-Сидаре в Японии.

Когда отправляетесь на прогулку, не забывайте искать интересные перспективы. Снято на камеру Canon EOS R10 с объективом Canon RF-S 18-45mm F4.5-6.3 IS STM и следующими параметрами: 18 мм, 1/400 сек., f/4.5 и ISO 100.

Фотографии зачастую делаются на уровне глаз, но стоит обратить внимание на более необычные ракурсы, например с высоты вытянутой вверх руки или с уровня земли. Фотографии, сделанные детьми, открывают мир по-новому: здания, деревья, растения и люди кажутся выше, когда камера расположена ниже. Если ваша камера оснащена экраном с регулируемым углом наклона или поддерживает подключение к смартфону через Wi-Fi, это позволит вам с меньшими неудобствами снимать с уровня земли, создавая необычную перспективу.

В городе со множеством высоких зданий используйте широкоугольный или стандартный объектив и направьте камеру в небо. Используйте режим приоритета диафрагмы (Av) и установите диафрагму f/8 или f/11. Затем, направив объектив камеры в небо, выстройте композицию таким образом, чтобы здания сходились вверху. Поскольку такие изображения часто имеют широкий динамический диапазон света и тени, вам может потребоваться подстройка яркости за счет компенсации экспозиции, однако также можно выбрать и другие методы замера — экспонируйте по переднему плану с помощью точечного замера или попробуйте найти баланс в режиме оценочного замера. Полезной также может оказаться встроенная HDR-функция камеры.

Таким же образом более высокий угол обзора, например с крыши здания или при размещении камеры фотографом над своей головой, также поможет в создании общих планов сцены или события.

6. Треугольники

Женщина в белом наряде с рюшами и черных перчатках опирается на стол по правую руку от нее в темной комнате, формируя тем самым треугольник.

Треугольники в портретной фотографии помогают разделить кадр, направить взгляд зрителя и сделать композицию более динамичной. Снято на камеру Canon EOS R6 с объективом Canon RF 50mm F1.8 STM и следующими параметрами: 1/200 сек., f/2.2 и ISO 800. © Эджиро Дафе

Построение композиции по треугольникам поможет сделать фотографии более привлекательными. Попробуйте сфотографировать исчезающие вдали линии улицы и получившиеся треугольные секции сбоку кадра.

Благодаря наличию в кадре двух диагональных и одной горизонтальной линии получившийся треугольник поможет придать портрету ощущение динамики. Даже фотографируя относительно статичного человека, сидящего за столом, попросите его расположить руки треугольником — пусть он раздвинет локти шире и поддержит руками подбородок. Композиция будет смотреться намного эффектней с эстетической точки зрения.

7. Золотое сечение

Зеленая капуста романеско крупным планом, демонстрирующая спираль Фибоначчи в природе.

Золотое сечение можно часто обнаружить в природе, например в виде спиральных паттернов на соцветии капусты романеско. Снято на камеру Canon EOS R10 с объективом Canon RF-S 18-150mm F3.5-6.3 IS STM и следующими параметрами: 35 мм, 1/200 сек., f/10 и ISO 400.

Изображение, отснятое снизу вверх из колодца бетонной винтовой лестницы, демонстрирует ее конструкцию в форме спирали, а мужчина на лестнице стоит и направляет камеру вверх.

Лестничные пролеты также могут визуально напоминать спираль Фибоначчи. С помощью широкоугольного объектива можно сделать акцент на геометрии таких винтовых лестниц.

Золотое сечение (или спираль Фибоначчи) широко применяется в искусстве, архитектуре и дизайне как средство создания визуально гармоничных пропорций и композиций. Это соотношение названо в честь итальянского математика, также известного как Леонардо Боначчи, который примерно в 1200 году нашей эры выявил возрастающую последовательность чисел, соотношение между которыми часто встречается в природе — в спиралях морских раковин, в паттернах роста растений и пропорциях человеческого тела.

Идея заключается в том, что для создания сильной и приятной для человеческого глаза композиции кадр необходимо выстраивать по линии, которая ведет взгляд зрителя к основному объекту по спирали. Попробуйте разместить начало спирали в углу кадра и включить как можно большую часть ее изгиба в кадр, чтобы зритель следовал за ней по всему изображению. Этот принцип можно применять в различных жанрах — от пейзажей до портретов и многих других. Используйте широкоугольный объектив чтобы передать масштаб крупных архитектурных элементов, таких как лестницы, или выберите макрообъектив для съемки небольших спиральных форм природного мира.

8. Минимализм и негативное пространство

Человек свисает с уступа горы, на вершине которой стоит статуя горного козла. Вдалеке за ним можно увидеть горный хребет немного пурпурного оттенка.

Размещение объекта в центре кадра работает только для некоторых изображений. На этом снимке асимметричная композиция позволяет обратить внимание на опасное положение, в котором находится альпинист. Снято на камеру Canon EOS R5 с объективом Canon RF 70-200mm F2.8 L IS USM и следующими параметрами: 124 мм, 1/500 сек., f/7.1 и ISO 1600. © Улла Лохманн

Черный коршун, запечатленный в правой части кадра, планирует над поверхностью воды, расправив крылья.

Если разместить объект слева или справа от центра снимка и оставить пространство перед ним или позади него, можно сделать акцент на направлении движения и создать ощущение скорости — или ожидания активных действий. Снято на камеру Canon EOS R5 с объективом Canon RF 100-500mm F4.5-7,1 IS USM и следующими параметрами: 300 мм, 1/4000 сек., f/5.6 и ISO 48 000. © Роберт Марк Леманн

Это может показаться парадоксальным, однако композиция с минимальным числом элементов может сделать изображение более эффектным. Минималистичные композиции максимально просты и содержат малое число объектов, однако вместе с тем остаются очень глубокими и захватывающими, поскольку не имеют лишних деталей и позволяют зрителю сосредоточиться на определенной части кадра.

Создание минималистичных композиций может показаться простой задачей, однако это бывает даже сложнее, чем сделать снимок сцены, полной разных объектов, поскольку вам нужно найти способ убрать все лишнее, включая отвлекающие зрителя факторы, но при этом итоговое изображение должно остаться интересным.

Отличный способ начать работу над минималистичными композициями — это разместить объект на пустом фоне, также известном как негативное пространство. К примеру, если запечатлеть стоящую на пляже хижину на фоне и песка, и неба, визуальный контраст в виде сразу двух негативных пространств, то есть пляжа и неба, позволит зрителю обратить внимание именно на хижину. Размытый задний план портрета, для которого необходимо снимать с широкой диафрагмой (малое f-число) и/или использовать телеобъектив, также становится негативным пространством, которое усиливает акцент на основном объекте съемки.

Еще один способ создать минималистичную композицию — это сосредоточиться на геометрических формах. Определите одну или две формы в выбранной композиции и постарайтесь подчеркнуть их, в частности используя метод негативного пространства.

Пустое пространство также может помочь вам создать ощущение движения. Если перед объектом съемки есть пустое пространство, может показаться, что он двигается по направлению к нему или вот-вот начнет движение. Пространство позади может создать ощущение, что объект движется настолько быстро, что сейчас вырвется за пределы кадра.

9. Ориентируемся на платформу

Человек держит камеру Canon EOS R10 вертикально двумя руками и направляет ее на ящик с клубникой на витрине фруктовой лавки.

Такие камеры, как EOS R10 и EOS R50, поддерживают вертикальную съемку видео, что делает их идеальным выбором для создания контента, готового к публикации в социальных сетях. Камера Canon EOS R50 также может автоматически определять ориентацию съемки и выбирать формат записи соответствующим образом.

На ЖК-экране камеры Canon отображаются маркеры сторон, а в самом центре кадра можно увидеть крупный план покрытой снегом ветки.

Некоторые камеры поддерживают отображение маркеров сторон при записи видео, что позволяет сохранить важные элементы в кадре даже при необходимости в его последующей обрезке.

Важно подумать о том, в каком формате зритель увидит ваши фотографии и видео. Если вы снимаете для определенных социальных сетей, вам могут потребоваться материалы с соотношением сторон 4:5 или 9:16 (вертикальный формат) в зависимости от платформы. Если вы снимаете видео для YouTube, для кинематографичного стиля стоит выбрать альбомную ориентацию 16:9.

Некоторые камеры системы Canon EOS R, такие как EOS R6 Mark II, EOS R50 и EOS R8, поддерживают отображение маркеров сторон для текущего формата, чтобы вам было удобнее кадрировать сцену оптимальным образом. Вы будете видеть весь кадр, однако линии помогут увидеть, как происходящее будет выглядеть после обрезки. Это позволит снимать горизонтально с возможностью потом успешно обрезать видео для вертикального формата, сохранив главные объекты.

10. Нарушаем правила

Бегун в красной майке, запечатленный справа от центральной части кадра, бежит по полю в сторону камеры на фоне ряда деревьев.

Два разных варианта обрезки одной и той же фотографии. Дают ли оба варианта одинаковое представление о движении? Есть ли ощущение, что бегун на одном из снимков бежит гораздо быстрее, чем на другом? Композиция может значительно менять ощущения от просмотра фотографии. Снято на камеру Canon EOS R50 с объективом Canon RF-S 55-210mm F5-7.1 IS STM и следующими параметрами: 77 мм, 1/500 сек., f/7.1 и ISO 100.

Бегун в красной майке, запечатленный в левой части кадра ближе к камере, бежит по полю в сторону камеры на фоне ряда деревьев.

Обычно фотографы стремятся найти идеальную композицию (и все прочие аспекты изображения) на этапе съемки, но бывает интересно поэкспериментировать с обрезкой и композицией в программе для редактирования — это также поможет вам развить навыки работы с композицией.

Правила создаются, чтобы их нарушать, поэтому когда вы освоите приемы построения композиции из этой статьи, начните экспериментировать. К примеру, если вы фотографируете бегуна, стандартное правило построения композиции требует, чтобы вы оставили перед ним свободное место в кадре. Однако если оставить свободное место за спортсменом, это может создать ощущение, что бегун не стремится к финишу, а пытается от кого-то убежать. Размещая объект в разных частях кадра, вы можете кардинально преобразить историю, которую раскрываете в своих изображениях.

Ищите фотографии с неочевидными композициями, например вертикальные городские панорамы, подумайте, чем они привлекают зрителя, и попробуйте воссоздать интересующие вас варианты. Это поможет вам развить собственный стиль и добиться желаемого творческого эффекта. Кроме того, это очень увлекательно!

Автор Питер Волински

Вам также могут быть интересны...

  • Беззеркальные камеры

    EOS R50

    Создавайте лучший контент с этой беззеркальной камерой EOS R — от четких фотографий до видео 4K и прямых трансляций. Все это в одном специализированном устройстве.
  • Стандартный объектив

    RF 50mm F1.8 STM

    Компактный, тихий и легкий 50-мм фикс-объектив RF с широкой диафрагмой f/1.8, который идеально подойдет для реализации ваших творческих идей.
  • Объективы RF-S

    RF-S 18-150mm F3.5-6.3 IS STM

    Зум-объектив APS-C с большим диапазоном фокусных расстояний для камер линейки EOS R, который идеально подходит для съемки путешествий, дикой природы, спорта и повседневных моментов.
  • Объективы RF

    RF 24-50mm F4.5-6.3 IS STM

    Компактный и удивительно легкий зум-объектив RF 24–50 мм, который подойдет для повседневной съемки путешествий, пейзажей и других объектов.

Похожие статьи

  • СТРИТ-ФОТОГРАФИЯ

    Советы по городской композиции

    Руководство Паулы Стопка по созданию впечатляющих снимков зданий и городских пейзажей.

  • ТВОРЧЕСКАЯ ФОТОГРАФИЯ

    Съемка фотографий Flat Lay для социальных сетей

    Шесть профессиональных советов по съемке эффектных фотографий-раскладок от предметного и лайфстайл-фотографа Криса Пристли.

  • ПРИЕМЫ РАБОТЫ СО СВЕТОМ

    Съемка при доступном освещении

    Узнайте, как находить и использовать лучшее освещение для создания более качественных фотографий.

  • ОСНОВЫ ФОТОГРАФИИ

    Как освоить азы фотографии

    Хотите снимать на отдельную камеру, а не на смартфон? В нашем руководстве по фотографии для начинающих вы найдете все необходимое, чтобы приступить к изучению этой темы.