МАКРОСЪЕМКА

Советы по макросъемке

Эти ценные советы по макросъемке помогут вам в создании невероятных изображений крупным планом. Здесь вы найдете всю необходимую информацию — от творческих приемов и необходимых настроек камеры до выбора оптимального оборудования Canon.
Изображение осы яркого цвета крупным планом, которая питается пыльцой из пыльника цветка лаймово-зеленого цвета.

Фотографии крупным планом — от насекомых и цветов до продуктов питания и бытовых предметов — впечатлят вас своей удивительной детализацией. С правильной камерой и объективом, а также правильными настройками вы сможете раскрыть детали, которые не видны невооруженным глазом. Обычно макрообъективы предлагают увеличение в диапазоне от 0,5x до 1,0x при минимальном расстоянии фокусировки. Это может прозвучать обыденно, но 1,0-кратное увеличение позволяет воссоздавать маленькие объекты в реальном масштабе на датчике изображения камеры. Таким образом они станут значительно больше при просмотре на экране или после печати, что позволит раскрыть выбранный объект с совершенно иной перспективы.

В макрофотографии любой предмет может стать отличным объектом для съемки, поскольку фотографы этого жанра демонстрируют менее заметные повседневные вещи с совершенно иной стороны. Съемка с минимального расстояния — это очень весело, однако она также связана с рядом технических сложностей. Прочтите эту статью, чтобы ознакомиться с советами от экспертов по созданию превосходных изображений крупным планом, а также по выбору оптимального оборудования Canon для макрофотографии в любой ценовой категории.

Приемы макросъемки

Изображение цветка насыщенно-розового цвета крупным планом.

Природа в своих глубинах скрывает невероятную красоту, которую можно раскрыть при макросъемке и съемке крупным планом. Снято на камеру Canon EOS R6 с объективом Canon RF 85mm F2 MACRO IS STM и следующими параметрами: 1/1250 сек., f/2 и ISO 400. © Илви Ньокиктьен

Настройка фокусировки может быть сложной задачей при съемке крупным планом и требует особой точности из-за обычно маленькой глубины резкости. Приложение Canon Photo Companion включает в себя полезный инструмент, который рассчитывает самую близкую и самую дальнюю точки фокусировки, глубину резкости и гиперфокальное расстояние в зависимости от камеры и настроек.

Для съемки натюрмортов, например макросъемки еды, лучшим решением будет установить камеру на штатив или другую опору, чтобы она была зафиксирована на месте во избежание движения и размытия. Чтобы обеспечить полную неподвижность камеры, используйте двухсекундный автоспуск или пульт дистанционного управления, чтобы не прикасаться к камере во время съемки.

Даже при использовании штатива вибрация может быть вызвана прикосновением к камере непосредственно перед созданием снимка, а у цифровых зеркальных камер — переворачиванием зеркала. Хорошей комбинацией параметров, доступной в большинстве цифровых зеркальных камер Canon, является использование двухсекундной задержки автоспуска в сочетании с режимом блокировки зеркала. Зеркало перевернется за две секунды до начала съемки, и этого времени будет достаточно для устранения вибрации. Приложение Canon Camera Connect также полезно в подобных ситуациях, так как позволяет управлять камерой с телефона.

Зафиксировав камеру на месте, автофокусировка будет работать эффективно, если вы используете автофокусировку по одной точке и точно наведете точку на ту часть объекта, которую хотите сделать наиболее резкой. Ручная фокусировка обеспечит еще более близкий к желаемому результат. Модели камер Canon EOS M и все модели беззеркальных камер системы EOS R оснащены функцией усиления контуров фокусировки (объектив должен находиться в режиме MF). Включите эту функцию, и при фокусировке области в кадре будут отображаться в видоискателе или на заднем экране, что позволит вам точно настроить кадр. Также можно использовать увеличенное изображение предварительного просмотра нужной области для достижения оптимальной ручной фокусировки. Вы можете применять тот же прием на заднем экране цифровых зеркальных камер Canon, переключившись в режим Live View.

Лучшие объекты для макросъемки в разные времена года

Для создания эффектных макрофотографий нужно думать о мире крошечных объектов. Прекрасными объектами для съемки станут разные садовые жуки, пауки и пчелы — природа в целом предлагает целый ряд возможностей для съемки на протяжении всего года. От весенних бутонов, пчел и бабочек в летние дни до золотой листвы и грибов осенью и даже снежинок и мороза на окнах зимой — у вас всегда будут под рукой объекты для съемки.

В помещении можно творчески подойти к макросъемке еды или запечатлеть очень крупным планом объекты повседневности, например цветные карандаши, чтобы продемонстрировать их во всех деталях. Чтобы узнать больше об объектах для съемки и технических приемах, посмотрите видео Айана Уэйда по осенней макрофотографии, представленное выше.

Освещение для макросъемки

Яркое макроизображение краснокочанной капусты, созданное Мэттом Дугом на камеру Canon EOS R10.

Эта фотография краснокочанной капусты крупным планом была создана при максимальном увеличении и верхнем освещении. Фотограф Мэтт Дуг использовал функцию стекинга по фокусу для обеспечения равномерной фокусировки по всему кадру. Снято на камеру Canon EOS R10 с объективом Canon RF 100mm F2.8L MACRO IS USM и следующими параметрами: 1/60 сек., f/5.6 и ISO 250.

И наоборот, темная версия макроизображения краснокочанной капусты, созданного Мэттом Дугом на камеру Canon EOS R10.

Крупный план краснокочанной капусты, запечатленной с максимальным увеличением; на этот раз она освещена справа и с меньшей мощностью, что позволяет сделать акцент на текстуре и контурах овоща. Мэтт вновь использовал функцию стекинга по фокусу для поддержания более равномерной фокусировки. Снято на камеру Canon EOS R10 с объективом Canon RF 100mm F2.8L MACRO IS USM и следующими параметрами: 1/60 сек., f/5.6 и ISO 250.

Чтобы подчеркнуть детали, попробуйте поэкспериментировать с различными источниками света — от естественного дневного освещения и отражаемого света, создаваемого с помощью листа бумаги или белой карточки, до светодиодной панели для съемки или вспышки Speedlite.

Обычно относительно тусклое освещение не является проблемой, если вы используете штатив для макросъемки цветов, съемки еды крупным планом и натюрмортов, но тусклое освещение может сделать изображения плоскими. Создавая снимки в помещении, можно добавить свет с помощью настольной лампы или использовать дневной свет из окна. Светодиодные лампы для съемки также являются хорошим вариантом, как и светодиодные вспышки Macro Lite.

Более передовое решение — использовать вспышку или Speedlite. Помимо обеспечения дополнительного освещения очень короткая продолжительность вспышки эффективно фиксирует движение объекта. Вспышка Canon Macro Ring Lite MR-14EX II обеспечивает максимально эффективное управление при съемке крупным планом и создает эффект освещения без теней при макросъемке, а также совместима с большинством макрообъективов Canon. Также можно сильно подсветить объект под непрямым углом. Это обеспечит глубокие тени, и объект будет казаться более трехмерным.

Повышаем глубину резкости

A close-up image of blue flowers; the blooms in the centre are in focus, while the background is blurred.

Иногда даже при самой точной фокусировке и узкой диафрагме достижение желаемой резкости по всему кадру невозможно. Это связано с очень малой глубиной резкости при съемке крупным планом. Некоторые камеры Canon, включая Canon EOS R8 и EOS R6 Mark II, оснащены режимом брекетинга фокусировки. Режим отлично подходит для макросъемки, так как он делает серию снимков, автоматически переходя на разные расстояния фокусировки между кадрами. Затем серию можно объединить в одно изображение на этапе редактирования, что приведет к значительно большей глубине резкости.

Лучшие композиции для макросъемки

Запечатленный крупным планом розово-желтый торт; фото создано Мэттом Дугом на камеру Canon EOS R10.

Если сравнивать с полнокадровыми камерами, модели формата APS-C, такие как Canon EOS R50 и EOS R10, оснащены меньшим датчиком изображения. Помимо увеличения эффективного фокусного расстояния они также обеспечивают большее фактическое увеличение благодаря кроп-фактору 1,6x. Это отличный вариант для фокусировки на определенной детали объекта и создания драматичных композиций, таких как это изображение торта при максимальном увеличении, освещенного сверху и чуть сзади для создания дополнительных теней и повышения контрастности. Снято на камеру Canon EOS R10 с объективом Canon RF 100mm F2.8L MACRO IS USM и следующими параметрами: 1/60 сек., f/7.1 и ISO 1250.

Для макросъемки, как правило, используются преимущества относительно малой глубины резкости. Области всего в нескольких сантиметрах от выбранной плоскости фокусировки на итоговом снимке будут сильно размыты. Поэтому важно подумать о том, какой фон и объект для съемки вы выбрали.

Относительно монотонный фон с однородной яркостью станет хорошим вариантом заднего плана и поможет изолировать основной объект, чтобы привлечь к нему все внимание зрителя. Фон с более разнообразными оттенками и цветами также может создать желаемый эффект. В любом случае стоит учитывать сочетание цвета основного объекта и его окружения — хорошее их сочетание станет основой качественного изображения.

Правило третей — это один из классических инструментов построения композиции. Представьте, что кадр разделен на равные части линиями сетки — двумя горизонтальными и двумя вертикальными — которые можно включить на камере. А теперь попробуйте разместить объект, на котором хотите акцентировать внимание, в месте, где две такие линии пересекаются. Таким образом можно создать максимально привлекательную фотографию. Однако можно и не следовать этому принципу и расположить основной объект прямо по центру кадра. Такой вариант подойдет при съемке симметричных объектов — они сами по себе отлично подходят для макросъемки.

Для цветов, листьев и прочих объектов чуть большего размера при выборе композиции стоит сосредоточиться на одном из участков объекта и сделать полный деталей снимок.

Лучшие камеры для макросъемки

Изображение ракушки крупным планом, на котором можно рассмотреть текстуру спирали.

Как и другие камеры Canon EOS R, камера EOS RP обладает множеством мощных функций, которые подходят для макросъемки, включая усиление контуров и брекетинг фокусировки. Снято на камеру Canon EOS RP с объективом Canon RF 24-105mm F4-7.1 IS STM и следующими параметрами: 24 мм, 15 сек., f/4 и ISO 100.

Изображение цветка красного цвета крупным планом, на котором можно детально рассмотреть лепестки.

Камера EOS RP также оснащена задним сенсорным экраном с регулируемым углом наклона. Это очень удобно при макросъемке со сложных ракурсов, а также позволяет быстро применить фокусировку для съемки общих крупных планов — можно просто коснуться изображения на экране предпросмотра в точке, где требуется применить автофокусировку. Снято на камеру Canon EOS RP с объективом Canon RF 24-105mm F4-7.1 IS STM и следующими параметрами: 24 мм, 1/10 сек., f/4 и ISO 100.

Вам не нужны дорогостоящие камеры и объективы для съемки крупным планом. Лучшая камера для макросъемки — именно та, что у вас под рукой. Многие камеры начального уровня располагают режимом «Макро», который позволяет фокусироваться на объектах на расстоянии от 1 см, в то время как компактная камера Canon PowerShot G7 X Mark III предлагает еще более мощный макрорежим.

Камеры EOS со сменными объективами упрощают процесс макросъемки, поскольку вы можете подобрать идеальный объектив, чтобы добиться нужного результата. Модели Canon EOS R50 и EOS R10 также оснащены экраном с регулируемым углом наклона, который позволит без труда снимать с нестандартных ракурсов. Просто коснитесь на экране точки, которая соотносится с областью сцены, на которой вы хотите поддерживать автофокусировку. Кроме того, они поддерживают функции предпросмотра с увеличением и усиления контуров фокусировки для чрезвычайно точной ручной фокусировки. Еще одним преимуществом этих камер APS-C относительно полнокадровых моделей является кроп-фактор, который фактически повышает максимальный коэффициент увеличения макрообъектива с 1,0x до 1,6x.

Для любителей, желающих вывести свою творческую макросъемку на новый уровень, идеально подойдут полнокадровые камеры Canon. К примеру, большое разрешение полнокадровых датчиков в камерах EOS R8 и EOS R6 Mark II обеспечит высокое качество изображения при слабом освещении, то есть даже если вам потребуется снимать с высокими значениями ISO. Как и модели EOS R50 и EOS R10, они обе располагают функцией брекетинга фокусировки, которая особенно полезна для макрофотографии.

Лучшие объективы для макросъемки

Изображение листа крупным планом, на котором детально можно рассмотреть его замысловатую структуру.

Как и новейшие макрообъективы Canon, объектив RF 85mm F2 MACRO IS STM оснащен гибридным стабилизатором изображения. Стабилизатор позволяет компенсировать сотрясение камеры при движении из стороны в сторону и вверх-вниз во время съемки крупным планом и макросъемке с рук. Снято на камеру Canon EOS R с объективом Canon RF 85mm F2 MACRO IS STM и следующими параметрами: 1/40 сек., f/2 и ISO 800.

Изображение головы и крыльев бабочки очень крупным планом.

Объектив Canon RF 100mm F2.8L MACRO IS USM с 1,4-кратным увеличением позволяет запечатлеть мельчайшие детали, например чешуйки на крыльях бабочки. Снято на камеру Canon EOS R5 с объективом Canon RF 100mm F2.8L MACRO IS USM и следующими параметрами: 1/50 сек., f/4.5 и ISO 3200. © Оливер Райт

Многие объективы, которые входят в комплект камер Canon EOS, обладают невероятно короткими минимальными расстояниями фокусировки (MFD). Сюда относится и Canon RF 24-105mm F4-7.1 IS STM для камер серии EOS R, который имеет показатель MFD всего 13 см.

Среди макрообъективов стоит отметить модели Canon RF 35mm F1.8 MACRO IS STM и RF 85mm F2 MACRO IS STM. Они обеспечивают максимальное 0,5-кратное увеличение и поставляются в комплекте с гибридными стабилизаторами изображения. Эти устройства нивелируют сдвиг в горизонтальной и вертикальной плоскостях, а также различные вибрации. По сравнению с обычными стабилизаторами изображения гибридные стабилизаторы Canon намного эффективнее при съемке очень крупным планом с рук.

Флагманский макрообъектив Canon RF 100mm F2.8L MACRO IS USM предлагает ведущий в своем классе показатель увеличения 1,4x, а также кольцо управления сферическими аберрациями, позволяющее регулировать вид боке в областях вне фокуса на переднем и заднем планах.

Лучшие настройки для макросъемки

Женщина снимает ракушку в режиме макросъемки с помощью камеры и объектива Canon. Она одета в зимнюю одежду и опирается локтями на песок.

Представьте, насколько детализированные снимки можно получить, снимая пейзажи с помощью широкоугольного объектива. Теперь представьте, что большая часть датчика изображения камеры заполнена объектом, чей размер не превышает размер почтовой марки. Даже 0,5-кратное макроувеличение может раскрыть мельчайшие детали, которые обычно не видны невооруженным глазом.

Мужчина использует камеру с большим объективом для съемки крупным планом насекомого на листе.

Результаты съемки насекомых, в том числе жуков, крупным планом могут оказаться непредсказуемыми. Вы можете повысить точность распознавания объекта, выбрав режим автофокусировки AI Servo (непрерывная фокусировка) или режим высокоскоростной серийной съемки. Удерживайте кнопку спуска затвора, чтобы в режиме серийной съемки сделать множество кадров.

Режим макросъемки многих камер Canon работает отлично, но для создания более творческих кадров крупным планом, используя камеры, ориентированные на любителей, самостоятельно отрегулировать настройки — лучшее решение. Использование полуавтоматического и ручного режимов может быть очень оправдано.

Основной проблемой является глубина резкости (расстояние между самой ближней и дальней точками в композиции, которые передаются резко), ведь она становится очень маленькой при съемке крупным планом и совершенно минимальной при макросъемке. Чтобы максимально увеличить глубину резкости, можно переключиться в режим съемки Av (автоэкспозиция с приоритетом диафрагмы) и установить узкую диафрагму f/16–f/22. Однако при отсутствии яркого освещения для достижения правильной экспозиции может потребоваться длительная выдержка. Обычно это не является проблемой при использовании штатива.

Для макросъемки насекомых требуется короткая выдержка, чтобы зафиксировать движение. Также это касается макросъемки других движущихся объектов, например глаза. Одним из способов достижения этой цели при использовании узкой диафрагмы является увеличение значения ISO. Тем не менее, повышение ISO может привести к потере детализации и появлению шума на изображении — в таком случае на помощь могут прийти полнокадровые камеры с шумоподавлением, такие как Canon EOS R8 и EOS R6 Mark II

Финальные штрихи

На заднем экране камеры Canon EOS R6 видно режим съемки RAW и настройки для съемки крупным планом головы попугая.

Многие камеры Canon позволяют создавать изображения в формате RAW. Используйте эту функцию для получения максимальной гибкости на этапе редактирования с помощью программного обеспечения, такого как Canon Digital Photo Professional (доступно для бесплатной загрузки). Вы сможете идеально отрегулировать значение экспозиции и баланс белого для достижения оптимальной яркости и цветопередачи, сохраняя исходное качество изображения. Кроме того, вы сможете увеличить резкость или использовать инструмент Unsharp Mask (Маска снижения четкости), чтобы подчеркнуть детали, а также усилить эффект путем регулировки четкости, контрастности, цветового тона и насыщенности.

Подавляющее большинство изображений крупным планом и макрофотографий выглядят значительно лучше после небольшой доработки. Не переживайте, если минимальное расстояние фокусировки объектива не позволяет приблизиться к объекту съемки. Творческая обрезка на этапе редактирования позволяет удалить ненужные границы изображения и сохранить только нужную вам область кадра.

Ничто не может быть абсолютно идеальным. При макросъемке или съемке крупным планом любые частицы пыли, пятна и другие дефекты детально выделяются в кадре. Инструмент «Точечная восстанавливающая кисть» или инструмент клонирования в программе редактирования изображений может эффективно замаскировать недостатки, копируя данные о яркости, цвете и текстуре из соседних пикселей.

Новейшие версии программы Canon Digital Photo Professional (DPP) также включают инструмент Depth Compositing (Стек по фокусу). Инструмент автоматизирует процесс конвертирования серии изображений, снятых на камеры серии EOS R в режиме брекетинга фокусировки, но не располагающих функцией стекинга, и объединяет их в одно изображение. Он идеально подходит для увеличения глубины резкости при макросъемке и съемке крупным планом.

Надеемся, эти советы и приемы продемонстрировали вам, как легко приступить к макросъемке, а также вдохновили выйти на улицу и попробовать отточить навыки создания фотографий крупным планом.


Автор: Мэтью Ричардс

Вам также могут быть интересны...

  • Беззеркальные камеры

    EOS R8

    Перейдите на полнокадровую систему для фото- и видеосъемки и реализуйте свои творческие амбиции.
  • Беззеркальные камеры

    EOS R50

    Создавайте лучший контент с этой беззеркальной камерой EOS R — от четких фотографий до видео 4K и прямых трансляций. Все это в одном специализированном устройстве.
  • Объективы RF

    RF 35mm F1.8 MACRO IS STM

    Светосильный макрообъектив 35 мм с диафрагмой f/1.8, широкоугольной перспективой, малой дистанцией фокусировки и гибридным режимом стабилизации Hybrid IS.
  • Объективы RF

    RF 85mm F2 MACRO IS STM

    Объектив RF 85mm F2 MACRO IS STM обеспечивает универсальность съемки на малом расстоянии благодаря небольшому сжатию перспективы, характерному для телеобъективов, и стабилизации изображения, эквивалентной 5 ступеням экспозиции, в компактном и легком корпусе.
  • Макрообъектив

    RF 100mm F2.8L Macro IS USM

    Профессиональный макрообъектив L-серии RF 100mm F2.8L MACRO IS USM идеально подходит для создания изображений с увеличением 1,4x при съемке с рук, а также съемки портретов.

Похожие статьи